Найти в Дзене
Хакнем Израиль
Подписаться

Человек должен спасать себя, а спасение мира — это следствие

Авторские права на иллюстрацию - принадлежат медиагруппе "Хакнем"
Авторские права на иллюстрацию - принадлежат медиагруппе "Хакнем"

Глава «Ницавим» - «Предстоите».

Механизм уничтожения и спасения мира, влияние одного — на всех.

«Может быть есть среди вас, мужчина или женщина, или семья, или колено, сердце которого, отвернулось от Всевышнего Б-га нашего, идти служить богам народов тех... Не соизволит Б-г простить ему, и возгорится гнев и мщение на человека того, и ляжет на него все проклятие написанное в книге этой, и сотрёт Б-г имя его из под небес. И отделит его Б-г для зла из всех колен Израиля, как все проклятия Союза этого, написанного в Книге Торе этой… И скажут: за то, что оставили Союз Всевышнего Б-га отцов их, который заключил с ними, при выводе из земли Египетской. И пошли и стали служить богам других, …». (Ницавим 29:17-19/20-24/25).

1) Стихи начали говорить в единственном числе «сердце которого отвернулось», а закончили во множественном числе «и пошли и стали служить». Почему?

Рав Мешулам Давид Соловейчик объяснил это на основании сказанного в Рамбаме (илхот Тшува 3:4): «Поэтому должен каждый человек смотреть на себя в течение всего года, как будто он наполовину достоин и наполовину виновен. И так же весь мир — половину достоин и наполовину виновен. И если совершит один грех — вследствие этого склонил себя, и весь мир полностью, к чаше вины и послужил причиной уничтожения. А если сделает одну заповедь — склонит себя и весь мир полностью, к чаше заслуг, и послужит причиной спасения себя и их. Как сказано: “и праведник основа мира”. Это тот, кто оправдал и склонил весь мир к заслуге и спас его».

Возможно, это то, что здесь сказал стих: в ситуации когда весь народ находился в уравновешенном состоянии грехов и заслуг, один человек за счёт одного своего греха — может послужить причиной, чтобы все стали виновны и Всевышний послал в изгнание весь народ, а землю превратил в высохшую пустыню (о чем говорится в этом отрывке). Поэтому сказано, что будто все пошли и согрешили — во множественном числе.

2) С другой стороны, есть любопытное уточнение: Рамбам, говоря о заповеди, написал: «склонил себя и весь мир на чашу заслуги и спас себя и их», однако, говоря о грехе и уничтожении, написал, что вследствие одного греха — «послужил причиной уничтожения», но не написал, уничтожил себя и их, уничтожил мир, или что-либо подобное, он написал, послужил причиной уничтожения, не уточнив кому (например, «себе и миру», как в случае со спасением). Во-вторых, в отличии от спасения, где Рамбам написал, «спас», то есть, это факт, говоря об уничтожении, Рамбам даже не написал — «уничтожил» как о факте, а «послужил причиной уничтожения» — говоря о самом человеке, совершившем грех. В чем разница?

Можно объяснить это двумя способами.

а) Во-первых, как говорит Маараль, на основании гемары, «все общество не может умереть, быть истребленным» и т. д. То есть, теоретически, мир может быть уничтожен за счёт большинства грехов большинства людей в мире, как написал Рамбам в алахе 3:2, или в ситуации, когда мир находится в уравновешенном состоянии, и за счет греха одного человека, мир склоняется к большинству грехов человечества, о чем Рамбам написал здесь, в алахе 3:4. В этих двух ситуациях мир может заслужить уничтожение.

Однако, на практике, после Потопа, когда Всевышний поклялся, что мир не будет уничтожен, Всевышний этого не допустит, поэтому Рамбам написал только «послужил причиной уничтожения», но не написал «уничтожил мир», так как не уничтожит. Тем не менее, изгнание, может заслужить весь народ за счёт греха одного человека, который склонил чашу весов своим поступком. И поэтому можно объяснить стихи на основании Рамбама, но то, о чем говорит сам Рамбам, об уничтожении всего мира, на практике, Всевышний не допустит и остановит раньше, чем это произойдет.

б) Однако, можно объяснить это по-другому. Ведь здесь Рамбам говорит об ещё более «легкой» ситуации, не когда большинство человечества за счёт большинства своих поступков заслужили уничтожение. А о том, что один человек может склонить чашу весов и тем самым привести к уничтожению всего мира. И вот вопрос: неужели, действительно, один человек может одним своим поступком, погубить весь мир, склонив чашу весов к вине? От рава Моше Шапиро, благословенна его память, я слышал, что нет. Так как каждый человек живёт в своем мире, он сейчас не один, как Адам-аришон. У каждого есть свой мир. Поэтому, один человек может послужить причиной уничтожения, но не уничтожить. То есть, он, склонив чашу весов к вине, послужил причиной уничтожения себя и своего мира, но есть же миры других людей, поэтому покушение на уничтожение, и даже уничтожение своей версии мира - было, но уничтожения всего мира - нет. Это то, о чем написано в Мишне Пиркей авот: «десятью речениями был сотворён мир, но он мог быть сотворён одним речением. Мир был сотворён десятью, чтобы дать награду праведникам, которые поддерживают существование мира, и взыскать со злодеев, которые уничтожают мир». То есть, праведник спасает все миры, миры всех людей, а со злодея взыскивается за то, что уничтожил свою версию мира. Но мир не уничтожил, так как есть миры других людей. Наподобие того, что сказано: «мир продолжает действовать по заведёному порядку, а злодеи, которые испортили – ответят».

3) Как действует механизм спасения мира?

Рамбам написал, человек должен смотреть на себя и на весь мир, как будто, сам человек находится в уравновешенном состоянии, и весь мир тоже, и от одного его поступка зависит спасение себя и всего мира. Сделав одну заповедь, человек склонил себя и весь мир на чашу заслуги — и спас себя и их. Как сказано «праведник основа мира»…

Отсюда мы видим, что человек должен думать о себе, спасать себя. Спасение мира, — это следствие, или же, так смотря на мир, как находящийся в равновесии — это придает значение поступку самого человека. Потому что он, возможно, спасает мир. Но он должен «смотреть на себя» и думать о себе.

Люди же говорят: нужно действовать для других, спасать людей! Например, понизить уровень учебы, сделать поменьше уровень, ради того, чтобы пришло больше учеников, или, чтобы поняли или пришли слабые, не очень способные ученики. Не учиться, или не учить, так глубоко, а популяризируя, обсасывая одну мысль, и размазывая ее, как кашу по тарелке, ведь так доступнее массам! На основании уточнения в Рамбаме, рав Мешулам Давид Соловейчик утверждает, что это не верно. Каждый должен думать о себе, о своей пользе, спасать себя, а спасение мира — это следствие. Так как весь мир — существует ради совершенного человека. Ради этого человека Всевышний создал этот и будущий мир.

Представление, будто совершенный человек, существует ради мира — не верно. Конечно, если он уже Авраам авийну, - он спасает Сдом, молясь за него. А Ноах, меньший праведник, спас только свою семью и мир, имеющий отношение к нему, но весь остальной мир, был уничтожен в Потопе. Но прежде всего, Авраам стал Авраамом, а затем начал призывать мир и обучать учеников, спасать Сдом. Наподобие того, как пишет Рамбам в начале илхот Талмуд Тора: «обязан обучать себя Торе, и также каждый мудрец — должен обучать учеников». То есть, сначала обучи себя, тем самым принесешь большую пользу другим, когда станешь выдающимся и великим — будешь обучать учеников.

Автор: Рав Элияу Нахман Вугенфирер, преподаватель ешивы «Торат Хаим».

-2