Найти в Дзене
ПроРок

БРАТСТВО черного и белого: ГРУСТНЫЕ йодли и "говорящие" БЛЮЗЫ. Часть 2

В первой части материала о черно-белом блюзе мы познакомились с историей возникновения жанра, а сегодня давайте посмотрим, что было дальше. Слово Сергею Беляеву.

-2

Добрый день, любители БЕЛОГО блюза и блюза ... как БЛЮЗА!

Мы продолжаем наше исследование путей и дорожек развития блюза в среде не-темнокожего населения Северной Америки.

Супер-трибьют!

Две легенды двух рас поют бессмертный "Грустный Йодль Номер 9" еще одной Легенды, отца кантри, как называет его Кэш, Джимми РОДЖЕРСА. Но Роджерс - и один из отцов белого блюза, также..

Вы помните Клиффорда Карлайла из нашей прошлой серии? Выдающийся белый исполнитель, раннее творчество которого невозможно рассматривать в отрыве от контекста истории белого блюза.

Хотя Карлайл и признавал влияние черных музыкантов на свой стиль, всё же основным источником его вдохновения в ИГРЕ и ПЕНИИ стал Джимми РОДЖЕРС, уроженец Юга, штат Миссисипи.

Роджерс прожил недолгую жизнь по любым меркам: родившись в 1897-м, умер в Нью-Йорке в 1933-м.

Но НИ ОДИН БЕЛЫЙ исполнитель не был столь уважаем и любим "чёрными", как Роджерс.

В течение своей недолгой карьеры он успел поработать с Фрэнком Стоуксом и другими сонгстерами в так называемых "Medicine Show"...

"Лекарственные Шоу" - особый вид публичных ПОСИДЕЛОК! Это даже не концерт, а venue - площадка - для любого желающего выйти на сцену и спеть и сыграть.

Обратите внимание на ФИДДЛ. Именно введение в структуру аккомпанемента деревенской скрипочки привело в свое время к отпочкованию КАНТРИ от остальных пластов в '10-'20-'30-х гг. прошлого века, если брать в сухом остатке...

Здесь Роджерса КАВЕРИЛИ.

А вот и он САМ.

Вот он - йодль in the flesh! И не в Тироле. "Т" - означает и Техас, и Теннесси. Роджерс отдает должное этим штатам: оба сыграли огромную роль в формировании будущего белого блюза.

И да! Именно своими ЙОДЛЯМИ Роджерс славен более всего как блюзмен. Хотя успел поиграть музыку разнообразную.

Всего он записал 13 (!) "грустных йодлей": эта форма белого блюза оказалась тогда самой востребованной.

Невероятным по ГЛУБИНЕ примером сотрудничества белого с черными стал еще один Джимми, Джимми ДЭЙВИС, который позже дважды становился губернатором Луизианы.

"В Деревенской Церкви", 1931, - это сентиментальная версия деревенской службы с МЫЧАНИЕМ религиозного братства, имитируемым слайд-гитарой черного музыканта Эдди Шеффера. В Сети таких муз.раритетов крайне мало. Послушаем, что есть...

Вы, конечно же, узнали знаменитый СПИРИЧУЭЛ, "When The Saints..."

Только маршируют здесь святые ПО ДОМАМ, а не в Храм!

Для слушателя ТОЙ поры это было важно: блюз пел о делах ЗЕМНЫХ, домашних. После проповеди можно и джина выпить, и на танцы сходить...

А то, что КОРНЯМИ блюза - в числе прочих - были ДУХОВНЫЕ песни и "Благая Весть", мы с вами знаем по публикациям, не только моим, и здесь, и на партнерском канале "Записки Царскосёла".

Шеффер и Оскар "Бадди" Вудс, тоже афро-американец, составили на пару замечательный аккомпанемент на "Red Nightgown Blues", "Блюз Красного Пеньюара" ("Victor", 1932), Джимми Дэйвиса, который завершался presto инструментальной частью…

Как вы видите, "Виктор" лицензировал свои записи: здесь играет пластинка от "Bluebird Rec.", еще одного прославленного блюз-лейбла.

Очень близка "чёрным традициям" еще одна форма белого блюза - а возможно, она была заимствована у афро-американцев! - под "условным" названием "ГОВОРЯЩИЙ блюз", "talking blues". В одно время такой блюз был очень востребован в Южных штатах.

Первым его записал гитарист, по совместительству - автомеханик, из Южной Каролины Крис БАШЛЛОН.

Его "Talking Blues" 1926-го года, записанный на "Columbia", скорее, ПРОГОВАРИВАЛСЯ, чем пелся, в лаконичной сухой манере под аккомпанемент гитары...

Приносим извинения за КАЧЕСТВО: без малого сто лет прошло...

Многим исполнителям, избравшим именно этот СТИЛЬ, включая Лонни ГЛОССОНА, чей "Arkansas Hard Luck Blues" ("Conqueror", 1936) проговаривался на фоне скоростной игры, были присущи ОСТРОУМИЕ и ИРОНИЯ.

Но подлинную популярность и любовь слушателей к этому стилю принес, конечно же, легендарный Вуди ГАТРИ, "Дедушка Фолк-Рока", из Оклахомы.

В 1940-м - Вторая Мировая! - на "Викторе" вышел обессмертивший Гатри сходу "Talkin' Dust Bowl Blues"!

Рассказывать о Вуди Гатри можно бесконечно: нью-йоркские выступления '40-х с Ледбелли, Терри и МакГи, другими исполнителями на банджо или гитаре, включая Пита Сигера и "Большого" Билла Брунзи, последующее огромное влияние на Боба Дилана...

И всюду - отголоски ТОГО блюза о нелегкой поре переселенцев из Оклахомы.

На сегодня мы прощаемся с вами, друзья!

В качестве веселого блюза - оксюморон! - вполне будет уместна история от сына Вуди, Арло. Ставшего также легендой Американы.

Пока!

Сергей Беляев (С) 2022

От ПроРока: даже не хочется прощаться с такой музыкой. Не успев дочитать и дослушать, начинаю ждать продолжения. Огромное спасибо Сергею Беляеву!

Ваши лайки, комментарии и репосты как блюз – их много не бывает!

Другие статьи из этой серии читаем здесь:

Черно-белый блюз

Блюз
8739 интересуются