Найти в Дзене

#Симферополь, республика #Крым

#Симферополь, республика #Крым

Помимо синагог, есть тут и ещё одна иудейская сущность — къаал. Ещё одна здшеняя община — крымчаки, то ли тюркоязычные евреи, потомки переселенцев из Византии и Генуи, то ли иудеи-тюрки, потомки прозелитов-половцев, то ли и вовсе осколок хазар.

Здесь их, как бы то ни было, евреями не считают, да и внешне (язык, одежда, быт) они сто лет назад почти не отличались от татар.

История крымчаков, надо сказать, какая-то очень грустная: в Средние века они всегда оставались в тени караимов, в несколько раз уступая им численностью, и жили в основном в Каффе (Феодосия) и Карасубазаре (Белогорск) разроненными общинами, возможно восходившими каждая к своей из трёх вышеназванных версий, хотя уже в те времена именно крымчак Хазя Кокос был послом княжества Феодоро в Москве. В 1518 году пришлый ашкеназ Моисей Га-Голе сплотил каффинские общины и выработал общий молитвенный "крымский ритуал", порядком отличавшийся от ашкеназского и имевший много элементов именно тюркского язычество. С этого времени началась консолдидация, обособление и закукливание крымчаков в небольшую (менее 1000 человек) и закрытую (в первую очередь от "немецких евреев") общину, где из-за малолюдия были нормой кровосмесительные браки. Из купеческой Феодосии они постепенно ушли, замкнувшись в глухом Карасубазаре, и среди всех иудейских общин Российской империи были самой бедной и малограмотной.

Их синагоги с какого-то времени повадились присваивать ашкеназы, и новые къаалы крымчаки строили как можно скромнее. Исследователи 19 века пишут про них как про честный, чистоплотный и очень тёмный народ, живущий в сознательной изоляции, так что даже в Крыму большинство людей не знали об их существовании (хотя своих выдающихся людей дали миру и они — будь то просветитель Исаак Кая или классик американских мультфильмов Ральф Бакши). Наибольшего размера крымчакская община достигла накануне войны — около 6 тысяч человек, но большинство крымчаков погибли в Холокосте. Ныне их осталось несколько сотен, да и те в основном в Израиле, а в Крыму не более 300 человек.

В Акмечети, однако, осталось несколько къаалов и этнографический музей. Один - на Сергеева-Ценского, 14, сразу за Караимской улицей, другой - во дворе на Краснознамённой, 33 (в его ворота упирается улица Малофонтанная), из мемориальной доски можно узнать, что построен в 1896-м, а закрыт в 1930-м. Говорят, у къаалов было необычное убранство, отличавшееся от синагог, и здесь даже сохранились его остатки.

Есть тут, возможно, и другие къаалы и синагоги. И конечно - десяток мечетей с обрубленными минаретами, без которых они совершенно сливаются с фоном.

© Илья Буяновский