Найти в Дзене
ИРПЦ

4.1. Уделы. Лествичное право. Усобицы

До определенного момента власть над Русью оказывалась в одних руках:
Единодержавными правителями оказывались:
Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый.
(в том числе и в результате борьбы за власть) После Ярослава Русь оказалась разделена.
Разделил ее Ярослав,
и последующие усобицы уже не давали победы ОДНОМУ. После смерти Ярослава Мудрого (+1054), объединявшего всю Русь под своей властью, страна распалась на уделы. Любечский съезд 19 октября 1097 г. в городе Любече (на Днепре).
Инициатором съезда был Владимир Мономах. Шесть князей: Святополк Изяславич Киевский
Давыд и Олег Святославичи Черниговские
Владимир Мономах Переяславский
Давыд Игоревич Владим.-Вол.
Василько Ростиславич Теребовльский. Князья постановили, что каждый держит свою отчину и не допускать усобиц. Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский. Июнь, 5 Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец. Октябрь, 14 Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, В
Оглавление

До определенного момента власть над Русью оказывалась в одних руках:
Единодержавными правителями оказывались:
Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый.
(в том числе и в результате борьбы за власть)

После Ярослава Русь оказалась разделена.
Разделил ее Ярослав,
и последующие
усобицы уже не давали победы ОДНОМУ.

После смерти Ярослава Мудрого (+1054), объединявшего всю Русь под своей властью, страна распалась на уделы.

Потомство Ярослава Мудрого

Дети Ярослава Мудрого. Триумвират
Дети Ярослава Мудрого. Триумвират

Съезд князей в Любече 1097

Любечский съезд 19 октября 1097 г. в городе Любече (на Днепре).
Инициатором съезда был Владимир Мономах.

Шесть князей:

Святополк Изяславич Киевский
Давыд и Олег Святославичи Черниговские
Владимир Мономах Переяславский
Давыд Игоревич Владим.-Вол.
Василько Ростиславич Теребовльский.

Князья постановили, что каждый держит свою отчину и не допускать усобиц.

-2

Съезд князей в Любиче 1097
Съезд князей в Любиче 1097
Памятник Любечевскому съезду
Памятник Любечевскому съезду

Мономашичи и Ольговичи

Потомство Святослава Ярославича:

- Давыд Святославич и "давыдовичи"
 
- Олег "Гориславич" и "ольговичи"

- Владимир Мономах и "мономашичи"
Потомство Святослава Ярославича: - Давыд Святославич и "давыдовичи" - Олег "Гориславич" и "ольговичи" - Владимир Мономах и "мономашичи"

-6

Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский. Июнь, 5

Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец. Октябрь, 14

Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, Во Святом Крещении Феодор, Владимирович. Апрель, 15

Благоверный князь Всеволод,
во святом крещении Гавриил, Псковский. Февраль, 11

Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский. Март, 14

"Триумвират" Ярославичей

После Ярослава в скорости умерли

- умерли младшие Ярославичи Игорь () и Вячеслав ().
- умер старший внук
Ростислав Владимирович, (+1066, отравлен в Тмутаракани).
- разгромлен
Всеслав Брячиславич Полоцкий, старший правнук св. Владимира (1067, на Немиге).

-
Изяслав (Киев, Новгород),
-
Святослав (Чернигов Рязань, Муром, Тмутаракань),
-
Всеводод (Переяславль, Ростово-Сузд. земля).

Заговор против Изяслава 1073
В 1073 году кн.
Изяслав был изгнан из Киева братьями и ушел в Польшу.
В Киеве сел Святослав (до 1076), а Всеволод занял Чернигов (Переславль он уступил сыну Святослава).

Иванов Сергей. Съезд князей.
Иванов Сергей. Съезд князей.

Потомство и династические связи Мстислава Великого

В дошедших до нас русских источниках сохранилось личное имя только одной из всех дочерей князя — Рогнеды; прочие именуются лишь по отчеству. Все остальные женские имена — либо известны по западным сообщениям, либо измышления поздних историографов[19].

В 1090—1095 гг. Мстислав женился на своей четвероюродной сестре, дочери шведского короля Инге I принцессе Христине, которая родила ему много детей:

Христина умерла 18 января 1122[20].

В 1122/1123 году Мстислав женился повторно[21]:

В лѣто 6630
Преставися Мьстиславляя Христина.
В том же лѣтѣ оженися Мьстиславъ в Киевѣ, поя Дмитриевну в Новѣгородѣ Завидовица

Его женой стала Любава Дмитриевна — дочь новгородского посадника Дмитрия Завидича.

Дети от второго брака:

дочерью Мстислава от второго брака могла быть Дюрансия (ум. после 13 декабря 1160), жена оломоуцкого князя Оты III Детлеба, который провёл молодые годы в Киевской Руси (предположение Бржезинского).

Мт Михаил, Примерения князей

В 1230-40 гг. Киев был ареной борьбы двух княжеских линий – Мономаховичей и Ольговичей.

Мт Михаил-грек пытался примирить враждующие стороны, и ему это иногда удавалось.

В 1134 г. мт Михаил в Новгороде возражал против войны Мстиславичей с своим дядей Юрием Долгоруким, и даже был посажен за это в заключение, (из которого вышел после поражения непослушавших его князей).

В 1136 г., к Киеву подступила рать кн. Всеволода Ольговича, который намеревался прогнать из Киева кн. Ярополка Владимировича (мономашича).

«Честный мт Михаил ходил с крестом между двумя враждебными ратями и примирил их крестным целованием». Ярополк уступил Киев Всеволоду без боя.

1136 изложен НЕ ВЕРНО !!

В 1140 г. Ольговичи снова подступили к Киеву, чтобы прогнать оттуда следуюшего сына Мономахова Вячеслава. Началось было разрушение города, но мт Михаил снова явился пред войсками нападавших и объявил, что Вячеслав, не желая кровопролития, без боя покидает Киевский престол. Мт Михаил с честью встретил нового князя Всеволода Ольговича и жил с ним в мире.

Противодействие мту Михаилу

Таким образом, успехи примирительной политики мта всякий раз окупались уступками со стороны Мономаховичей и закончились переходом киевского стола в руки Ольговича.

Неудивителыю, если представитель обиженного рода, Изяслав Мстиславич, воротивший себе в 1146 г. власть путем нарушения клятвы, данной Всеволоду Ольговичу, не был расположен не только к наличному мту, но и вообще к мтам-грекам, которым, как видно из примера мта Михаила, чужды были родовые пристрастия князей и дороже всего была нейтральная политика мира.

Кончина

В 1145 г. мт Михаил ходил в Царь-град.

Старые историки (Евгений, Филарет) предполагали, что он и умер там. Но мт Макарий, за неимением документальных данных, считает этот вопрос открытым. Татищев даже цитирует будто бы летописное свидетельство «тогоже году (1147 г.) умре в Киеве мит. Михаил.»

Когда в 1146 г. в Киев вступил, после боя, Изяслав Мстиславич, то мпличьей встречи ему не было. Уклонился ли мт Михаил, не прощая князю-победителю его клятвопреступления, или, вернее, не возвратился еще из Византии…

В Византии в эти годы происходили бурные политические перемены, сопровождавшиеся сменой пхов и даже долговременным пустованием патриаршей кафедры. Мт Михаил, как член КПльской иерархии и подданный своих василевсов, мог считать необходимым свое присутствие в столице.

Запрет мта Михаила на служение в соборе Св. Софии

Как бы то ни было, мт Михаил противодействовал политическому насилию, как мог, каноническими мерами. И, на время своего отсутствия из Киева, по соглашению с единомышленными с ним епископами, мт Михаил наложил своего рода интердикт на архиепископское служение в своем кафедральном Киевском Соборе св. Cофии.

Явно, что он предвидел какую-то возможность посягательств на права и власть мта. Может быть, просто уже знал о замысле явочного поставления русского мта без благословения пха.

Мт Климент Смолятич 1147-1156

Изяслав II Мстиславич и Игорь Ольгович

В 1146 кн. Изяслав II Мстиславич разбил кн. Игоря и захватил Киев. Сам Игорь попал в плен (увяз в болоте).

Изяслава торжественно встретил весь город, в т.ч. духовенство. Мт Михаил был в КПле, куда уехал в 1145.

Игорь был заточен, но разболелся, и попросил разрешить ему принять постриг. Изяслав выпустил его из темницы «ради его болезни». Игорь постригся в ______ мре.

Поставление Климента

Изяслав решил поставить мтом своего кандидата, причем без согласия и благословения пха КПл. Кандидатом был русский инок Климент, по прозвищу Смолятич.

О нем известно, что это был монах и схимник, подвизавшейся в мре находившемся в Зарубе (город и монастырь на берегу Днепра, ниже Киева, не сохранился), был «таков книжник и философ, какого в русской земле не обреталось».

Известно «Послание Климента к пресвитеру Фоме Смоленскому». Оно было опуб. в 1891 сразу двумя учеными, независимо друг от друга – это проф. академик Н. К. Никольский и Xр. М. Лопарев.

Место с названием «Заруб» известно и у Киева, и у Смоленска. Считается, что прозвище «Смолятич» указывает на Смоленск.

А.Поппе считает версию о смоленском происхождении Климента не основательной, и считает, что прозвище Смолятич – это патроним и происходит от личного имени Смолята, (от топонима Смоленск ожидались бы производные Смолич или Смолянин). Таким образом, , как считает (Мты Киевские,,с. 197). Макарий (Булг.), Комментарий 271, с. 623.

Другое мнение А.Поппе, будто Заруб применительно к Клименту подразумевает не название мря, а является синонимом к слову «затвор», менее убедительно ввиду достоверно известного мря – Зарубской пещеры, где подвизался другой ученый черноризец, современник Климента, Георгий.» Макарий (Булг.), Комментарий 271, с. 623.

Кн. Изяслав собрал в Киеве Собор русских епископов (1147), чтобы они сами, без сношения с пхом КПл избрали и поставили для России мта.

Пространный расказ о Соборе и мнениях епп-ов содержат летописи Ипат., Воскресенск., в Лаврентьевской – кратко – АП.

На Соборе мнения разделились. Главным сторонником кн. Изяслава был еп. Онуфрий Черниговский, главным противником – Нифонт Новгородск.

Еп. Онуфрий Черниговский сказал: «Я узнал, что епископам, собравшимся вместе, принадлежит власть (достоит) поставлять мта».

На это еп. Нифонт Новгородский и друге: «Нет того в законе, чтобы мта ставить епископам без пха, но ставит пх мта»

Они же сказали Клименту :

«Мы не станем тебе кланяться, не будем служить с тобою, потому что ты не взял благословения у св. Софии и от пха; если же исправишься, примешь благословение от пха, тогда и мы тебе поклонимся; мы взяли рукописание от мта Михаила, что не следует нам без мта служить у св. Софии».

Еп. Онуфрий Черниг. предложил: «Я узнал, что нам достоит поставить мта; мы можем поставить его главою св. Климента, которая у нас находится, как ставят греки рукою св. Иоанна Предтечи».

В истории, однако, не известно ни одного случая поставления или избрания в еппы рукою Иоанна Предтечи.

Климент был поставлен именно в Софийском соборе 27 июля 1147 память вмч. Пантелеймона (день именин вел. кн. Изяслава), и поставлен именно главою святого папы Климента, имя которого, он по-видимому носил. (Ипат., Воскрес. летописи).

Состав Собора (суммируя сведения источников):

За поставл. Климента

против

Онуфрий Черниговский – главный «за»

Евфимий Переяславльский

Даниил Юрьевский,

Феодор Белогородский,

Феодор Владимиро-Вол.

Иоаким Туровский

Нифонт Новг., русский, из КПч мря, долго жил на греч. Востоке и был знаток канонов.

Мануил Смоленский – грек,

Косма Полоцкий – вероятно грек

Ростовский – не прибыл (?)

Иоаким Туровский незадолго пред тем по воле вел. кн. был приведен из Турова в Киев вместе с посадниками туровскими, он находился в Киеве во время Собора.

Лаврент. летоп.: «Изяслав постави мта Клима калугера Русина особь с шестью еппы мца июля в 27 день на память ста Пантелеимона…» (Лаврент. летоп., с. 315, это все о этих событиях).

Слова «особь с шестью епископы» могут означать, что оппозиция в избрании участия не принимала (удалилась с Собора?).

Калугер – монах, почтенный старец (Дьяченко. Словарь).

Причины

Причины, побудившие кн. Изяслава к этому шагу, источники (древние) не называют.

Макарий Булгаков, Карташев, Голубинский – кн. Изяслав хотел установить автокефалию Русской Церкви, и в этом он нашел сочуствие и в среде епископов, и мирян. Но нашел и противодействие, в т.ч. среди князей.

Автономия Новгородского епископа

В 1132 году Мстислав I Владимирович умер.
В 1136 году Новгород отложился от Киевской Руси и в Новгородской земле установилось республиканское правление.

с 1165 г. новгородский епископ избирается на вече (до того ставился митрополитом без участия горожан) , в том же 1165 г. новгородский владыка получает титул архиепископа.

Разделение у Ольговичей и Мономашичей

Черниговские князья – «Давыдовичи» - сыновья Давыда Святославича рассорились с двоюродным братом Святославом Ольговичем. Святослав настаивал на вызволении Игоря из плена, Давыдовичи к этой идее относились холодно.

Юрий выступил против Изяслава, занявшего Киев.

Мономашичи

«Ольговичи»

Изяслав Мстиславич

Давыдовичи
(сыновья Давыда Святославича)

Юрий

Святослав Ольгович

В 1147 г. начались действия двух коалиций друг против друга.