Честно сказать, затрагивание макроэкономических тем я считаю весьма рискованной идеей, как из-за отсутствия моего главного профессионального опыта, так и из-за сугубо многофакторной характеристикы параметров, несостоятельный учет которые может привести к дебрям дилетантов.
Но в последние месяца, вы понимаете, приходилось множество знаковых событий, которые могли бы влиять на быт каждого человека в повседневной жизни. А сентябрьские события подвели какую-то черту, потом возникает необходимость определиться: мы на пути, на гране, на крае? Или на светлом рубеже?
Газовая разрывка.
Или развод? Похоже, что Северный поток - 1 останавливается навсегда. Техническая, во многом формальческая причина – невозврат, точнее – возврат от ремонта газового двигателя компрессорной станции «Портовая» в Санкт-Петербурге с нарушениями договора, в итоге турбина оказалась в Германии, рискуя нанести новые санкции в случае попытки ее забрать.
Второй, и Северный поток, скорее ждет судьбы долгожданного и мертвого ребенка. Вряд ли на сегодняшних условиях можно найти довод, который позволит Евросоюзу пренебрегать геополитической амбицией и обязательствами союза перед Заокеаном, чтобы сохранить прежние партнерские отношения с нынешним уже не потенциальным противником. Кроме того, можно добавить экономические точки зрения: позволить «Газпрому» запустить Северный поток — это дает возможность политическим и военным противникам получать гарантированные доходы не только от газа как такового, но также от его транспортировки по условиям, которые не вступили в силу.
Кто замерзнет быстрее?
Привычными стали почти безжалостные и сдержанные насмешки на незадачливых жителей Европы, напряженно мечущих между двумя вариантами: спешить вязать теплое пледо или запасать дров? Кстати, не все получат: пока лишь польские власти позволили легально собирать валежник в лесах, и только после соответствующей платной подготовки.
И так ли их состояние бедное?
Да, объемы газа в прошлом ушли. Вопрос, были ли они важны для газового снабжения Ближнего Запада? Общий годовой объем потребления европейских получателей составляет около 560-570 млрд куб. м газа, из которых импорт составляет около 340 миллионов куб. м. По данным ряда источников, 130-167 млрд. м3 приходилось на поставку в Россию. Закрытие Северного потока — минус 55 млрд куб. м газа за год.
С мая не работает ямал-европа, идущая по Белоруссии и Польши в Германию в связи с отказом Польши платить рубли.
Украинский трубный участок, тот самый, до сих пор советский завод «Уренгой – Ужгород», по сути остается последним ничем, по которому в центральной Европе ежедневно перекачивается 80 млн кубометров газа.
И остается один поток «Турецкий поток», по которому идет газ в сравнительно дружеские страны, которые не разорвали свои деловые отношения с Россией (в том числе Сербию, Венгрию) и «Голубый поток», в основном направленный на Турцию.