Наш канал, это дневник о нашей жизни.
*Кубань* *Тверь* *Медное* *Мои рассказы-сказки* *Хвостики*
Доброго времени суток, дорогие друзья)
Погуляв по селу и написав статью об этой прогулке, меня заинтересовала история села и конечно Храма. Я покопалась в интернете и вот, материалы, которые насобирала. Это сборная солянка из разных источников, немного причёсанная мной)
Село Медное Тверской области расположено на реке Тверце, в 28 километрах к северо-западу от Твери, на автомагистрали "Москва-Санкт-Петербург". Через село проходит старая линия шоссе, историческая Новгородская дорога.
Происхождение названия села имеет разные версии. По одной из версий, за проезд из Торжка в Тверь и обратно нужно было отдавать медную монету мытникам (таможенникам). Другая версия связана с выработкой из болотной руды металлических изделий. Еще одна версия указывает, что в нашем селе был зарыт медный крест первыми крестителями Руси на благоприятном месте для строительства храма и будущего православного селения. Возможно, крест был зарыт ещё в эпоху викингов, в то время по реке Тверце проходил торговый путь из варяг в Булгарское царство и далее, в Персидское. Викинги могли здесь оставить клад, зарыв его в землю и отметив его крестом, так они сохраняли свои сокровища. Поэтому и возникла легенда о кресте. В Скандинавии имеются населенные пункты, созвучные с названием Медное.
У многих жителей села возникала в памяти она и та же история, связанная с названием села, рассказанная неизвестным автором: Чужеземцев рать большая без дороги шла, Русь широкую ругая, в темный лес зашла. Рядом с речкой многоводной высился курган, а на нем среди поляны медный крест стоял. А затем и кем воздвигнут? Кто под ним лежит? Лес глухой хотя и знает, но не говорит. Долго по лесу ходили, - нет жилья вокруг… «Медно! Медно!» - закричали, крест увидев...
Есть и романтическая легенда о рыжеволосой девушке и её названых братьях Косьме и Демиане, спасших малютку от гибели в половодье на реке Тверце. Девушку назвали Медна, весть о её красоте и необычных способностях летела по водным путям. Знатный русич увёз её в Вольный Новгород. А потомки рыжей Медны основали торг Медна....
По поводу названия села историк Вячеслав Воробьев в своем «Тверском топонимическом словаре» указывает: «Твердой этимологии нет». Возможно, оно происходит от слова «мёд» (и тогда нужно произносить «Мёдное») и указывает на занятие жителей пчеловодством; можно также исходить из древнебалтийского корня «мяжс» – лес. В бывшем Медновском районе была деревня с названием Нектарово. В 20 веке, когда разбирали колокольню Казанского Храма было обнаружено большое количество мёда диких пчёл.
На протяжении веков село имело разные названия: Медна, Медне, Медновский Посад, Медный Ям, Медное. Однако, никто точно не указывает, почему оно называется именно так.
Впервые Медна упоминается в 1340 году в берестяной грамоте, как вотчина государственного деятеля и реформатора Новгородской боярской республики Онцифора Лукинича. Его сын Юрий, нуждаясь в крупной сумме денег, продал село Медна боярину Михаилу Федоровичу Крюку, жившему в Москве.
Около 1430 г. душеприказчики Ивана Михайловича, сына Михаила Федоровича Крюка-Фоминского, «передали с. Мѣдну въ Троице-Сергiевъ монастырь».
К моменту передачи в монастырь, в с. Медне имелось значительное барское хозяйство. Дача с. Медны в Троице-Сергиев монастырь была вскоре утверждена жалованной грамотой великого князя Василия Васильевича, в которой он сослался на предшествующие грамоты своего деда Дмитрия Донского и своего отца Василия Дмитриевича. Такие ссылки Василий Васильевич смог сделать в силу того, что с. Медна, купленное Михаилом Федоровичем Крюком-Фоминским совместно с сыном Иваном Михайловичем в промежуток времени с 1376 по 1389 гг., очевидно, тогда же было передано ими под патронат Троицкого монастыря. В результате этого возникли отношения вассалитета, обеспечивавшие Михаилу Федоровичу и Ивану Михайловичу довольно широкие права и защиту со стороны монастыря. Дмитрий Донской выдал Троице-Сергиеву монастырю грамоту на с. Медну, так как был заинтересован в его поддержке в пограничном с Новгородом районе.
Таким образом, с. Медное с шестнадцатью деревнями было передано Троице-Сергиеву монастырю еще при жизни преп. Сергия Радонежского.
По 1773 год село было монастырским. По указу императрицы Екатерины Великой, население села определено из монастырских в ямщицкие. С этого времени село называется Медный Ям, подчиняясь Ямскому приказу. Географическое положение села очень удобное; оно находится в половине пути между Тверью и Торжком, а по реке Тверце проходила водная торговая магистраль и поэтому село быстро развивалось в ремесленно-торговом направлении.
На 1859 год в казённом селе Медном Новоторжского уезда Тверской губернии 350 дворов (275 в самом селе, и 75 в Космодемьяновской Слободе), 2200 жителей. В селе православная церковь, сельское училище, почтовая станция. Проводится ярмарка, еженедельные базары.
После постройки Николаевской железной дороги Медный Ям утрачивает своё ямщицкое значение. Во второй половине 19 века оно оказалось в стороне от железной дороги и это повлекло за собой социально-экономические последствия. К концу 19 века село - мелкая почтовая станция со скудным имуществом.
По переписи 1920 года в селе 1093 жителя, оно является центром сельсовета Медновской волости Новоторжского уезда. В 1929—1935 годах Медное входит в состав Тверского (с 1931 года — Калининского) района Московской области. С 1935 по 1956 год село — центр Медновского района Калининской области.
В конце 1930-х — начале 1940-х годов на полигоне НКВД в окрестностях Медного производились массовые тайные захоронения жертв сталинских репрессий, в том числе более 6 тысяч пленных польских офицеров.
Во время Великой Отечественной войны в окрестностях Медного советские войска остановили передовые части вермахта, которые планировали прорыв к Торжку. В течение трёх дней, с 17 по 20 октября 1941 года, за Медное велись кровопролитные бои. Село было освобождено 21—22 октября 1941 года.
В районе Медного во время Великой Отечественной войны (в 1941—1943 годах) были похоронены советские солдаты, умершие от ран в окрестных госпиталях и погибшие в ходе боевых действий. В 2000 году на месте захоронений был открыт мемориальный комплекс.
История села неразрывна связана с Храмом, его историей.
Самое раннее письменное упоминание о храме в с. Медное относится к 1594 г. Согласно писцовым книгам за этот год, в Медном находилась церковь Николая Чудотворца «древяна клецки». Строение было мирское. В 1616 г. к зданию церкви был пристроен придел преп. Сергия Радонежского Чудотворца.
В 1759 г. сгорела деревянная церковь Свт. Николая Чудотворца с приделом в честь преп. Сергия Радонежского. В 1761 г. на месте сгоревшей церкви на пожертвования добрых людей было начато строительство новой кирпичной. Строительство храма было в основном закончено в 1764 г., и 4 сентября состоялось освящение теплых приделов и трапезной. Новая церковь, имела три престола: главный холодный - Казанской Божией Матери и придельные теплые: правый - Святителя Николая, левый - Сергия Радонежского. Известный ученый профессор П.С. Паллас, проезжая в 1768 г. через село, любовался каменным храмом, крытым медными листами.
Барочная композиция церкви и ее несколько тяжеловатые формы представлены необычной для своего времени разновидностью композиции «восьмерик на четверке», в которой низкий, квадратный в плане четверик несет массивный восьмерик второго яруса света. Восьмерик завершен высоким граненым куполом с двумя (северной и южной) люкарнами и увенчан луковичной главой на граненом барабане. Композицию дополняют равновысотный четверику, но меньший по ширине в плане алтарь, и значительно более широкая трапезная (с двумя приделами) и колокольня. Это было первое кирпичное сооружение села.
В начале XIX века по проекту губернского архитектора А.А. Трофимова колокольня церкви была надстроена третьим ярусом (восьмерик с арочными проемами звона).
В это же время были переделаны фасады храма: сбит первоначальный барочный декор и растесаны окна.
В 1852-54 годах по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова на средства тверского купца Н.И. Зверькова была возведена новая трапезная с приделами прежнего посвящения. Трапезная Храма уникальна: пролет между столбами арок 11 метров. Очень красивая и объемная, единственное помещение приспособленное для службы.
Во второй половине XIX века колокольню надстраивают шатром.
В 1930-е гг. колокольню сначала пытались взорвать, но она устояла. Тогда было принято решение ее разобрать. Разобрали главку храма и верхние ярусы колокольни, колокол и крест сняли. Золото с церковной утвари снимали и сдавали в фонд государства. Из кирпича разобранной колокольни построили жилье на земле погоста, где еще сохранялись могилы односельчан. Были разрушены и обе часовни. В храме с 1935 г. стал функционировать клуб.
В годы войны в куполе храма были сделаны жилые помещения для эвакуированных ленинградцев.
После войны здание церкви начали переделывать. По словам очевидцев, фрески на стенах закрашивали, однако на следующий день они проступали вновь, и лики святых укоризненно смотрели на пришедших в храм для развлечений. Люди не хотели ходить в «храм-клуб». Тогда фрески были просто сбиты до камня. До наших дней сохранились лишь фрески в куполе летнего храма. В 1930-е—1950-е гг. была утрачена глава храма, с северной стороны сделаны пристройки, окна заложены или растесаны.
В 1974 здание Казанской церкви в с. Медном признано памятником архитектуры. Его обследовали и провели фрагментарную реставрацию по проекту архитектора Т.В. Родионовой.
Была восстановлена глава храма, раскрыты окна, расчищены зондажи с первоначальным декором.
С 1991 г. в храме возобновились церковные службы.
Здание храма было передано Церкви только в 2003 г. в плачевном состоянии. Стекла наверху выбиты, электричества и отопления не было. 4 декабря 2003 г. подняли на купол храма православный крест. Первая служба в храме состоялась в 2004 г. на Троицу.
Долгие годы расчищенный придел соседствовал со сценой. Холодный храм, где был танцевальный зал, пока не трогали. Пристройку киномеханика разобрали, проемы для проектора заложили, в них, как в киотах, на салфетках стояли иконы. Несмотря на многолетнее обезличивание храма, в нем чудом сохранились некоторые фрески. В 2011 г. в праздник Пасхи зазвенели колокола, установленные на временной звоннице.
Сегодня Храм отреставрирован и является, пожалуй главной достопримечательностью села.
Такова история села Медное. Сегодня село является крупным населённым пунктом Тверской области, численность населения на 2010 г составляет 2645 человек.
Информация и фото взяты из свободных источников интернета:
Источник, Источник, Источник, Источник
Мне было очень интересно собирать материал для этой публикации, надеюсь и вам, мои дорогие друзья будет интересно ознакомиться с историей нашего села)
Замечательного всем дня и прекрасного настроения)
*продолжение следует - часть 221*
*предыдущая статья - часть 219*
Спасибо, что дочитали мою статью до конца)
Если Вам было интересно, не сочтите за труд, поставьте лайк, подпишитесь на мой канал. Вам не сложно, а автору приятно и лишний стимул публиковать новые статьи)
Я иногда пишу, что-то для души, для себя. Не так часто, но случается. Мой второй канал "Вечера у камина", возможно кому-то будет интересно. Сначала я хотела объединить оба своих канала, но сейчас передумала. Я решила оживить "Вечера у камина", поскольку на этом канале уже очень много публикаций и мои редкие литературные работы здесь теряются. О выходе новых публикаций на втором канале я буду здесь писать, кому интересно посмотрит)