Найти в Дзене
Pryanichkyband

Магия и обаяния дома Стахеева на Новой Басманной

Оглавление

Новая Басманная - дивная, неторопливая улица с множеством хорошо сохранившихся особняков и дореволюционных доходных домов. Тут на каждом шагу перехватывает дыхание.

Вид на церковь Петра и Павла на Новой Басманной
Вид на церковь Петра и Павла на Новой Басманной

Особенно в выходные, когда вокруг мало машин и суеты - ничто не отвлекает внимание от архитектуры и старины. Красивое все, но особняк Стахеева выделяется даже тут. Время пошло ему на пользу. Величественный, строгий, немного мистический он как портал в прошлое. Тем более, что в его случае сохранился не только дом, но и лужайка с фонтаном перед ним и ворота, гармонирующие с деталями фасада. 

Фасад особняка Стахеева
Фасад особняка Стахеева

История строительства особняка

А вот в момент постройки этот строгий дом в стиле неогрек считали кричащим дворцом богатея. Его владелец - купец Николай Стахеев был золотодобытчиком, нефтяным магнатом, владельцем заводов, газет, пароходов чайного и хлебного бизнеса. 

Стахеев родом из Елабуги, из богатой семьи. Благодаря своим деловым качествам он в несколько раз увеличил доставшийся ему капитал, вывел семейный бизнес и свою фамилию далеко за пределы родной губернии. Одной из сфер его деятельности был девелопмент. Он скупал старые московские особняки и землю под ними, особняки сносил и на их месте строил дорогие доходные дома. Например, тот дом, в котором находится сейчас книжный магазин Библио-глобус, - был им построен.

Доходный дом Стахеева на Мясницкой, источник: vladimirtan.lj.com
Доходный дом Стахеева на Мясницкой, источник: vladimirtan.lj.com

Особняк на Новой Басманной хотели сделать живой рекламой строительного конгломерата «Стахеев и сыновья», его строили по принципу "дорогобогато". Стахеев потратил на дом один млн. золотых. Даже сейчас сумма звучит внушительно, сразу понимаешь, что деньги большие. Деньги это были, действительно, огромные, но, с другой стороны, Стахеев мог проиграть за раз в казино в Монте-Карло миллионов пять и не поморщиться. Когда в газетах того времени появлялась заметка, что Стахеев приехал в Монте-Карло, у казино, завсегдатаем которого был Николай Дмитриевич, сразу росли котировки акций на бирже. Все знали, что Стахеев играет по-крупному и часто проигрывает, а значит, можно ждать хорошей прибыли.

Но чувство вкуса у Николая Дмитриевича, несомненно, имелось и с архитектором повезло. Особняк смотрится цельно и строго. На восприятие влияет еще то, что основная роскошь, золото, бархат и розовый мрамор, внутри, а снаружи словно пелена на здание наброшена.

Столовая в особняке Стахеева. Источник: moscowwalks.ru
Столовая в особняке Стахеева. Источник: moscowwalks.ru
Столовая с другого ракурса. Источник: trympscow.ru
Столовая с другого ракурса. Источник: trympscow.ru
Детали внутренней отделки особняка. Источник: bogachkova1957.lj.com
Детали внутренней отделки особняка. Источник: bogachkova1957.lj.com
Потолок в особняке. Источник: trymoscow.ru
Потолок в особняке. Источник: trymoscow.ru

У чугунной фигуры на лужайке перед усадьбой есть имя. Это Богиня ночи. В руках у богини фонарь. Ручная работа - скульптуру делали в маленькой парижской мастерской специально для Стахеева и по его эскизу.

Наверное, в старое время фигуру укутывали на зиму, но все равно при взгляде на нее в воображении возникает метель, сумерки, скрип полозьев и акварельное пятно горящего фонаря.

Богиня ночи поближе. Источник: bogachkova1957.lj.com
Богиня ночи поближе. Источник: bogachkova1957.lj.com

Сейчас фонарь не горит, а фонтан (в центре которого богиня стоит) я видела работающим всего дважды (9-го мая и на день города в сентябре. Если увидите его действующим, загадывайте желание, редкий случай).

Чудо, что Богиня ночи сохранилась, а еще большее чудо, что ворота и решетка вокруг усадьбы тоже аутентичные. Обратите внимание, как раковины, украшающие въездные ворота, перекликаются с раковинами на фасаде дома.

Стахеев, вдохновляющий Ильфа и Петрова

Своей главной легендой особняк обзавелся после революции. Стахеев после революции из России уехал (он умер в своем любимом Монте Карло в 1933 г.), но есть версия, что в начале 20-х он тайно и ненадолго возвращается в Москву. Забрать сокровища, которые перед отъездом спрятал в тайнике в своем доме на Басманной.

На подходе к дому Стахеева останавливают дружинники, просят документы, устанавливают личность и арестовывают. Допрашивает его лично Дзержинский, с которым Стахеев заключает сделку - показывает тайник в обмен на свободу и пенсию.

Николай Дмитриевич Стахеев
Николай Дмитриевич Стахеев

О сделке узнают корреспонденты железнодорожной газеты «Гудок» Ильф и Петров и придумывают на ее основе сюжет «Двенадцати стульев». Сам Стахеев становится прототипом Кисы Воробьянинова.

Нужно сказать, что Валентин Катаев в автобиографичной книге «Алмазный мой венец» упоминает, как появились «Двенадцать стульев». Согласно его версии, идея романа принадлежит ему. А для ее воплощения он нанимает «литературных негров», своего друга (Ильфа) и брата (Петрова), писать книгу за него под его руководством. Ильф и Петров соглашаются, но быстро выходят из-под руководства, вводят фигуру Бендера, новые сюжетные линии. Авторство приходится уступить им.

Парадная лестница в особняке. Источник: moscowwalks.ru
Парадная лестница в особняке. Источник: moscowwalks.ru
Детали усадьбы. Кованные светильники. Источник:moscowwalks.ru
Детали усадьбы. Кованные светильники. Источник:moscowwalks.ru

Такова версия Катаева и она в принципе не противоречит истории со Стахеевым выше. Катаев сотрудничал с той же газетой «Гудок», и сделка Стахеева с Джержинским (если она имела место), ему была, конечно, тоже известна.

Особняк Стахеева в 1914 году. Источник: pastvu.com
Особняк Стахеева в 1914 году. Источник: pastvu.com

Настоящее особняка

Возвращаясь от истории Стахеева к истории его особняка, в 1918-м году дом национализировали и передали железнодорожникам. Министерству путей сообщения (нынешним РЖД). Использовали его в основном как творческое пространство, с 1940-го г. и до сих пор в особняке находится центр творчества для детей железнодорожников. Этот центр сам по себе легенда. Тут дебютировали подростками Олег Басиашвили, Олег Даль, Валентина Толкунова, рассказы о центре звучат в воспоминаниях многих старожил района.

Группа физкультурников делает пирамиду около ДК железнодорожников (особняка Стахеева), 1925 г.
Группа физкультурников делает пирамиду около ДК железнодорожников (особняка Стахеева), 1925 г.

Сейчас центр занимает первый этаж особняка, где интерьеры не сохранились, а второй, роскошный, этаж сдают в аренду под съемки фильмов и телепередач.

Фильмов тут снимали множество. Среди самых известных «Семнадцать мгновений весны» и «Хрусталев, машину». А что касается передач, в усадьбе много лет проходят съемки «Битва экстрасенсов».

Кадр из «17 мгновений весны», где особняк Стахеева «играет» дом Геринга
Кадр из «17 мгновений весны», где особняк Стахеева «играет» дом Геринга
Крыльцо особняка Стахеева в фильме «Хрусталев, машину»
Крыльцо особняка Стахеева в фильме «Хрусталев, машину»

Стахеев, наверное, удивился бы, узнав про экстрасенсов, но вообще они дому подходят. Он будто в дымке колдовства.

В особняк легко попасть с экскурсией. Их проводит несколько турфирм, достаточно в поисковике задать «экскурсия в особняк Стахеева на Новой Басманной».

А снаружи я советую посмотреть на дом не только с фасада. Если вы обойдете особняк сзади, увидите стрельчатые окна готичной столовой и получите совсем другие ощущения.

Позади усадьбы Стахеева
Позади усадьбы Стахеева
Во дворах. Новая Басманная, 12с2
Во дворах. Новая Басманная, 12с2

Ощущения уюта и тишины. Там внутри, в глубине несколько старых жилых домов и любопытно побродить немного в их дворах. Совсем рядом с магией старинного особняка.

Если вам понравилась заметка, подписывайтесь на нас здесь и в телеграм. А еще с нами можно пойти гулять.