Как-то, в одной из статей, я писал о том, что историки очень скромно отметили вклад женщин в копилку всеобщего образования. Женщинам вплоть до XVIIIв. запрещалось писать под своими именами, и они часто подписывали свои произведения именами мужей или псевдонимами.
Так мадам де Сегре (Сегриет) вошла в историю под именем Сократ. А мадам де Рамбуйе подписывалась именем Артемида (Артеник), что было анаграммой её имени Катерина. Что и породило множество подражаний и в конце концов, привело к тому, что последующие «литераторы» породили множество мифов о великих «древнегреческих мудрецах» и целой плеяды олимпийских богов и богинь.
Кстати, гетеры Древней Греции и были теми самыми хозяйками литературных салонов Франции и Италии, которые были весьма образованы не только в области литературы, но владели многими прикладными искусствами. Как написано в популярной литературе IXв. гетеры владели 64 видами искусств, в том числе езде на лошади и фехтовании.
И в период Охоты на ведьм они не нашли ничего более мудрого, чем просвещать диких мужланов хоть каким-то зачаткам цивилизации.
«Мои орлы газет не читают, книг в глаза не видели, никаких идей не имеют». («О бедном гусаре замолвите слово»).
Всё мужское население Европы поголовно посвящали свою жизнь воинским наукам и просвещение считали уделом рабов и женщин.
«Женщинам, детям и рабам надлежит быть счастливыми. У мужчин же есть более достойные занятия». (Кодекс римских патрициев).
Знатные и образованные женщины открывали литературные и музыкальные салоны, где обучали мужланов правилам хорошего тона, вести куртуазные беседы и сочинять памфлеты. Для чего хозяйки давали гостям темы, на которые приглашенные должны были сочинить остроумный куплет. Так родились Максимы в салоне мадам де Сабле. Которые её друг Ларошфуко напечатал под своим именем. За что и был изгнан и перешел в салон мадам де Лафайет, где родились… басни Эзопа. Точнее это были только темы, которые давала хозяйка гостям и те должны были в стихотворной форме сочинить остроумный куплет. Главное, чтобы было остроумно и поучительно. Так родились басни. Якобы эти басни перевел Лафонтен. Оный персонаж действительно существовал, но особыми талантами не обладал. Мадам давала ему по одному стиху в месяц, чтобы он мог вести достойный образ жизни. Впрочем, этого в учебники не написали. А написано там то, что мы в школе проходили. И потому с этой статьи мы начинаем раскрывать подлинные имена величайших сочинителей Древнего мира. И если бы речь шла только о сочинителях. Чтобы вызвать интерес (а скорее шквал негодования) скажу, что даже уж, казалось бы, такие супермужские персонажи, как например, Робин Гуд, оказались, как бы это помягче выразить, просто бабами. Первоначальное имя Робин Гуда было – Лесная Королева.
Кстати, евреи почти единственные в мире кто ведёт родство по материнской женской линии. И правильно делают.
В мир истории ворвалась ДНК-генеалогия, словно комета Галлея, и наделала много шума в научных кругах. Особенно всполошились генетики, которые считали себя элитой научного мира. И как бы не доказывал Клесов, что индоевропейцы произошли вовсе не из Африки и имеют общего предка по линии R1(R1a, R1b), но генетики уцепились в слабое звено в цепочке ДНК и доказывают, что субклады у них разные, а значит ничего общего у них быть не может. Но тут одна женщина с супругом открыли митохондриальную ДНК, которая передается исключительно по материнской линии – от матери к дочери. И проследить родословную по женской линии можно с помощью мтДНК на 150 000 лет дольше, чем по мужской ДНК.
Аристократы Европы с гордостью показывают гостям портреты своих великих предков, родство которых ведут аж от Карла Великого или Ричарда Львиное Сердце. Но как писал историк Мольерб: «Что за безумие – хвалиться древностью своего дворянского рода: чем древнее он был, тем сомнительнее его истоки. Достаточно было вмешательства какой-либо похотливой женщины, чтобы подпортить кровь Карла Великого или Людовика Святого. Те, кто полагал, что произошел от этих великих героев, на деле вёл свой род от какого-нибудь камердинера или музыканта».
Вся история цивилизации — это подробное описание войн, битв, крестовых походов, перечень подвигов рыцарей и королей, деяний апостолов, хвалебный отчет о тайных миссиях секретных агентов и приключений героев-одиночек. Женщины в истории описаны только как предмет страсти героев, во имя которых они и совершают свои подвиги. А если по воле судьбы у руля власти оказывалась королева, то есть женщина по природе, то ученые-историки приписывают ей множество фаворитов, которые, якобы, на самом деле управляют страной. По девственному мнению, ученых мужей, принятому по умолчанию во всём цивилизованном мире, удел женщины – это люлька, веник и сковородка. Управляясь этими не хитрыми на первый взгляд атрибутами женской власти, они умудряются заварить такую кашу и вымести столько сора из избы, что мужи успевают опомниться только когда их прожарят на горящей сковородке до печёнок и забудут перевернуть. На другой бочок.
И как признался герцог Бульонский: - Конечно везде замешана любовь., обычная причина почти всех ссор при дворе, в которых редко не принимали участие женщины, являющиеся в большинстве случаев виновницами неисчислимых бед для тех, кто их любит или кого любят они. Как бы ни старались почтенные историки «правдиво» описать те или иные события в большинстве стран и придать «достоверную и объективную причину» многих войн, всё же можно легко найти, что главная причина всех великих мировых событий – всё-таки Женщины».
Возьмём ещё одного авторитетнейшего знатока женщин, а именно Арман Жак дю Плесси, известный нам как кардинал Ришелье. Вот что он писал в своих «Мемуарах»: «Надо признать, что никто не способен больше навредить государству, чем слабый пол. Подчинив себе тех, кто управляет этим государством, представительницы прекрасного пола часто заставляют власти предержащие принимать самые неожиданные и, как следствие, не самые удачные решения».
Уж кто-кто, а кардинал Ришелье знал это не понаслышке, а использовал женскую неотразимость как самое быстрое и эффективное оружие для решения политических задач, с которыми не справились бы все шпаги Франции.
Если уж такие великие мужи признавали власть женщин над умами и сердцами мужчин, то попробуем и мы разобраться, кто же на самом деле «творил» историю.
И в конце серии статей о женщинах мы поведаем о том, кто же на самом деле написал… Тору.
А пока начнём с персонажа известного и достоверность которого ни у кого не вызовет вопросов.
Речь пойдет о Екатерине Дашковой, одной из самых просвещенных женщин своего времени, которая одиннадцать лет возглавляла две российские академии – Московскую и Питерскую, что для Европы было бы немыслимо, но в России, где царствовала Екатерина Великая (после череды правительниц на троне) было вполне пристойно.
Выросшая в аристократической семье графов Воронцовых, Екатерина Романовна Дашкова принимала активное участие в свержении Петра III и возведении на престол Екатерины II. Её мать Марфа Сурмина умерла, когда Екатерине исполнилось два года. Крестными малышки стали императрица Елизавета Петровна и её племянник Петр (будущий Петр III). Отец Роман Воронцов отдал Катю брату Михаилу, великому канцлеру Елизаветы. Катя воспитывалась с его дочерью Анной, её ровесницей. Воспитанница оказалась способной и к четырнадцати годам свободно владела четырьмя языками.
«Насмешливая и талантливая и как она рисует», - удивлялись и восхищались её учителя. Но после тяжелой болезни (корь) жизнь в уединении изменили её насмешливый характер. К 15 годам у неё сложилась библиотека из 900 томов, в основном, французские философы и естествоиспытатели.
К ужасу своих родных она отметала всю косметику и украшения, игнорировала балы при дворе, находя их скучными, танцы беспардонными, но при этом не лишена романтизма. И в 15 лет вышла замуж
С великой княгиней Екатериной Алексеевной теперь уже Дашкова познакомилась в 15 лет на балу. Дашкова подняла упавший веер Екатерины, подала его, и между ними возникла симпатия. Великая княгиня сразу отметила ум и эрудицию Дашковой, говоря, что умирает от скуки, когда её рядом нет. Когда Дашкова написала стихи, посвященные Екатерине, та высоко оценила талант и заверила Дашкову, что их дружбе никогда не быть разрушенной. В 19 лет Екатерина Дашкова участвует в государственном перевороте
Главным действующим лицом готовившегося заговора с самого начала была сама Екатерина Алексеевна, опытный, скрытный политик, она играла в смертельную игру и точно выверяла каждый свой шаг. Она одна знала всех его участников, которые исподволь агитировали солдат и офицеров своего полка в пользу Екатерины. Офицеры распространяли среди солдат слухи, в свете которых императрица благодетельница российского народа, а ее муж выглядел врагом дворянства и слабоумным тираном, который мечтает удалить свою жену и законного наследника, посадив их в Шлиссельбургскую крепость. Наряду с Орловыми одну из активных ролей в подготовке переворота стала играть Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова. Молодая романтичная Дашкова везде и всюду рассказывала о достоинствах Екатерины Алексеевны, тем самым привлекла в круг заговорщиков массу известных деятелей, таких как Кирилл Разумовский, Панин, Репнин, Волконский и др.
В день переворота Измайловский полк пошел за Екатериной и наследником Павлом; Екатерина Алексеевна, окруженная офицерами и солдатами, подъехала к Казанскому Собору. Архиепископ Новгородский и Великолуцкий Димитрий провозгласил Екатерину императрицей, а Павла – наследником престола. Когда Дашкова с чрезвычайными усилиями пробилась к Екатерине, они бросились друг другу в объятия с криком: "Ну, слава Богу! Слава Богу!" Им подвели коней и обе женщины грациозно проехали мимо ликующего войска. Затем, обогнув колонну, они встали впереди, и повели огромное войско навстречу голштинцам. К ним присоединялись все новые и новые войска.
На ночь войска разбили бивак, Екатерина и Дашкова переночевали в пригородном трактире, заснув на единственной там кровати. Нельзя не признаться, что есть что-то удивительное в этой отваге двух женщин, переменивших судьбу империи, в этом перевороте, совершенном красивой и умной женщиной, окруженной молодыми людьми, влюбленными в нее, среди которых на первом плане эффектная девятнадцатилетняя Екатерина Дашкова верхом в Преображенском мундире и с саблей в руках.
Первое разочарование ожидало Дашкову, когда она узнала, что Григорий Орлов был любовником императрицы. Она поняла, что от нее многое скрывалось.
По своей молодости и наивности Дашкова считала, что она способствовала перевороту, но затем с горечью поняла, что Екатерина и ее окружение тщательно скрывали от нее план переворота. Обнаружив фальшь в поведении Екатерины, Дашкова осознала неискренность отношений, и сразу рухнули дружба, совместные мечты. Екатерина II отдалилась от Дашковой с быстротой царской неблагодарности.
По словам А.И. Герцена, "Императрица Екатерина хотела царить не только властью, но всем на свете – гением, красотой; она хотела одна обращать на себя внимание, у нее было ненасытное желание нравиться. Она была в полном блеске своей красоты, но ей уже стукнуло тридцать лет. Женщину слабую, потерянную в лучах ее славы, молящуюся ей, не очень красивую, не очень умную, вероятно, умела бы удержать при себе. Но энергичную Дашкову, говорившую о своей славе, с ее умом, с ее огнем и с ее девятнадцатью годами, она не могла вынести возле себя".
Возвышенные мечты Дашковой и мечты о благе отечества – это все в прошлом, императрица заплатила ей 24 тысячи рублей, наградив Звездой и Екатерининской лентой за особые заслуги. Через некоторое время вместе с мужем Михаилом отправила Дашковых подальше от себя.
Большое разочарование Дашкова испытала, узнав о том, что Петр III был задушен, Иоанн VI (бывший император) убит, пойманная княжна Тараканова умерла в крепости. Дашкова понимает, что Екатерина тщательно освобождает себя от любых претендентов на престол. Императрица больше не прощает ни смелых высказываний, ни желаний Дашковой участвовать в государственных делах. Только тяжелая болезнь Дашковой после смерти своих любимых старшего сына и мужа (1763 г.) спасла ее от ареста.
Дашкова возвратилась в имение под Москвой. Узнав о том, что Михаил Дашков разорил все их состояние долгами, она погасила их, продав все свои драгоценности, а затем вместе с дочерью Анастасией и младшим сыном Павлом возвратились в разоренное имение Троицкое, которое она своей энергией подняла за пять лет.
В 1769 году Дашкова вместе с детьми уехала на два года за границу под фамилией Михалковой. В Данциге они остановились в гостинице "Россия". Обнаружив два монументальных полотна, на которых раненые и умирающие русские солдаты просят пощады у победителей-пруссаков, Дашкова возмутилась, послала своего секретаря купить разного цвета краски. После ужина, крепко заперев дверь, перекрасила мундиры на картинах, превращая победителей в побежденных, теперь уже пруссаки умоляли русских о пощаде. Дашкова довольна, представляя удивление хозяина гостиницы.
В бельгийском городе Спа познакомилась с двумя семьями – Морган и Гамильтон, которые стали друзьями до конца ее жизни. Мэри приедет к ней в Россию и скрасит самые тяжелые годы накануне ее смерти.
В Лондоне она навестила Оксфордский университет и встретилась с русскими студентами. В библиотеке она обратила внимание на русско-греческий словарь, и у нее появилась мысль о создании русской грамматики и словаря, которую она воплотит в реальность на посту президента Русской Академии наук.
В Париже Дашкова познакомилась с великими мыслителями эпохи Дидро и Вольтером., которые помогли молодой женщине наладить отношения с императрицей Екатериной II. Они часто беседовали, Дашкова держалась стойко и с достоинством. Она ненавидела деспотизм и любые проявления тирании, ей больше по душе была конституционная монархия. Все, с кем она беседовала, отмечали глубокие знания и необычайный ум княгини. Императрица, состоявшая в переписке с Вольтером и Дидро, осталась довольна тем, что её бывшая подруга выступает в Европе как её собственный «агент влияния».
В 1775 году Е.Р. Дашкова вместе с детьми отправилась за границу для завершения их образования. В 1779 году учеба была закончена, но возвращаться в Россию ей не разрешено. Годы странствия продолжались. В Париже она проводила время в обществе Дидро, Даламбера, Рейналя. В 1781 году познакомилась с выдающимся американским государственным деятелем Бенджамином Франклиным. Их дружба переросла в содружество двух выдающихся людей своих стран.
Только в 1782 году Дашковой было разрешено вернуться в Россию и она "милостиво" была принята императрицей Екатериной II. События 1762 года им показались давней историей, зато слава как первой русской образованной женщины дошла до Петербурга, и прагматичная Екатерина II решила ее снова использовать – предложив ей пост директора Петербургской Академии наук. Это был важный шаг, тут нужен был глаз да глаз. А хватка и энергия у "железной леди" были.
Дашкова Е. Р. не без колебаний согласилась занять этот пост. Она очутилась в запущенном предыдущими президентами хозяйстве и впряглась в этот воз. После Ломоносова она нашла дезорганизованной научную, учебную деятельность Академии. Она продумала шаги своей деятельности. Ее огромная энергия, активность, ум и образованность позволили поднять работу Академии. Она возродила академическую жизнь и привела к тем нормам, которые предусматривались создателями Академии. Работа академиков была освобождена от опеки бюрократического аппарата. Приводит в порядок запущенное хозяйство Академии, научно-просветительскую и издательскую деятельность.
За одиннадцать лет руководства Дашкова упрочила академическое хозяйство, уплатила долги, пополнила библиотеку, улучшила работу типографии, наладила составление карт губерний, организовала экспедиции в различные края.
В октябре 1783 г. по инициативе Дашковой была создана императорская российская академия. В отличие от академии наук новое учреждение должно было сосредоточиться не на точных, а на гуманитарных науках, в первую очередь на исследовании русского языка.
Главное достижение Дашковой, создание русского словаря и грамматики, по мнению Пушкина, является "величайшим вкладом в русскую культуру", по мнению Карамзина, "полный словарь, разработанный коллективом профессоров во главе с Дашковой и изданный Академией, принадлежит к числу тех феноменов, коими Россия удивит внимательных иноземцев, зреем не веками, а десятилетиями".
Дашкова учредила при российской академии целый департамент переводчиков, которые переводили на русский язык лучшие произведения мировой литературы. Дашкова сама активно трудилась в качестве переводчика, лично участвовала в создании толкового словаря, предложила использовать печатную букву «Ё».
За два года существования "Собеседника" самой Дашковой были опубликованы десять статей. Опубликование в "Собеседнике" книги Княжнина "Вадим Новгородский" вызвало резкое раздражение Екатерины II, боявшейся за свой трон.
Кроме того, гнев императрицы Екатерины вызывала дружба Екатерины Романовны с Бенджамином Франклиным; как с одним из руководителей освободительной войны американских колоний против английского короля, которая нашла большую поддержку и сочувствие всех передовых людей Европы и России.
В связи с этим в 1794 году Е.Р. Дашкова попрощалась с Академиями и уехала в свое Троицкое, где с болью встретила в 1796 году известие о смерти Екатерины, которую Дашкова в свое время провозгласила Великой. Она вспомнила их дружбу и свою горячую молодость, вдохновение, одержимость и горькое разочарование в Екатерине, которая сразу после коронования на престол постаралась указать молодой увлеченной Дашковой, кто здесь хозяин.
Сразу же после смерти императрицы по распоряжению нового императора Павла Дашкова была выслана в дальнюю бедную деревеньку своего мужа в Новгородской губернии. Губернатор Москвы передал ей приказ Павла: "подумать в ссылке над тем, что она совершила в 1762 году". Не сопротивляясь, полубольная Дашкова в 1796 году по приказу императора Павла отправилась в зимние морозы в ссылку коротать дни в крестьянской избе, лишенной удобств.
Последние годы Дашкова доживала в имении Троицком в окружении своих помощниц и крестьян. По совету подруги Кет Гамильтон к Екатерине Романовне приехала погостить Мэри Уильмот и прожила в России целых пять лет.
Дашкова начала писать свои "Записки" на одном дыхании, писала по памяти, излагала быстро, почти ничего не поправляла. Ее целью было "...не сохранить для потомства эпизоды ее удивительной жизни, а показать, как опасно плыть на одном корабле с сильными мира сего... и как придворная атмосфера душит развитие самых энергичных натур... ".
В 1801 году, когда после очередного дворцового переворота на трон взошел Александр I, встал вопрос о том, кто возглавит академию наук. Академики были единодушны – никто, кроме Екатерины Дашковой с этой должностью лучше не справиться. Однако Екатерина Романовна, которой уже было под шестьдесят лет, ответила решительным отказом. Возможно решила что на её век императорских милостей и опал предостаточно.
Мэри Уильмот уезжает из России в 1808 году за два года до смерти Екатерины Романовны Дашковой. Дашкова дарит Мэри на память о счастливых годах, проведенных вместе в имении Троицкое, опал Шведской королевы, веер Екатерины II и главную драгоценность своей жизни – рукопись "Записок". На таможне России Мэри учинили препятствия, искали опасные бумаги и отобрали рукопись, но ее утешило то, что копия предусмотрительно была уже послана за пределы России.
После смерти Дашковой Мэри, выполняя волю своей "русской матери", сохраненную копию подготовила к печати. Но ей препятствует родной брат Екатерины Романовны Дашков Семен Романович. Он не хотел допустить появления книги, в которой приводилось описание закулисных подробностей переворота, обсуждались проблемы крепостничества и другие вопросы, не утратившие своей остроты в годы правления Александра I.
Поэтому первое издание на английском языке появилось только в 1840 году. Герцен А.И. стал крестным отцом русского перевода "Записок", которые с его предисловием были изданы в 1859 году. Герцен называл Е.Р. Дашкову своей фавориткой, говоря:
"Какая женщина! Какое сильное и богатое существование!"
Сейчас этими документами занимается потомок наследника Дашковой профессор русской словесности граф Воронцов-Дашков Александр Илларионович (1945 г), проживающий в США (Виржиния).
В заключение приведем оценку Дашковой автором книги "Во главе двух Академий" Лии Лозинской.
Кем была она, эта женщина, более одиннадцати лет руководившая крупнейшими научными учреждениями страны?
Писателем. Она пишет пьесы, стихи, статьи, мемуары – "Записки", переводит. Герцен, почитатель и биограф Дашковой, называет “Записки“ документом чрезвычайно важным для изучения XVIII столетия.
Знатоком искусств. Ее суждения об архитектурных памятниках и произведениях живописи поражают точностью и глубиной.
Педагогом. Она знакома со многими достижениями педагогической науки, придерживается прогрессивных взглядов в вопросах воспитания, исповедуемых философами-просветителями, и разрабатывает новую систему образования.
Филологом. По ее инициативе издается первый толковый словарь русского языка. Она участвует в его составлении и берет на себя объяснение понятий, имеющих отношение к нравственности, политике и управлению государством.
Редактором. Под ее руководством выходит журнал "Собеседник любителей российского слова", к участию в котором она привлекает многих талантливых литераторов. Добролюбов посвящает "Собеседнику" свое первое исследование.
Натуралистом. Во время путешествий она составляет гербарий и коллекцию минералов. Она изучает садоводство и выращивает сады.
Музыкантом. Она увлекается народными песнями, прекрасно поет, пробует, и успешно, свои силы в композиции.
Хирургом. С ланцетом в руках она спасает человека от гибели.
"Я не только не видывала никогда такого существа, но и не слыхивала о таком, – пишет о Дашковой своим родным в Ирландию ее гостья Мэри Уильмот. Она учит каменщиков класть стены, помогает садовникам делать дорожки, ходит кормить коров. Сочиняет музыку, пишет статьи, поправляет священника, если он не так молится. Она поправляет своих домашних актеров, когда они сбиваются с роли. Она доктор, аптекарь, фельдшер, кузнец, плотник, судья, законник... ".
Всё это писали её современники, которые знали о чём писать, так как хорошо знали саму Дашкову.
Мирская слава проходит быстро. Уже в конце XIX века никто точно не знал, где захоронена первая женщина – руководитель академии наук. Лишь в 1999 г. ученым и энтузиастам удалось обнаружить её усыпальницу и восстановить захоронение, чтобы каждый, кто знает и помнит историю своей страны, мог поклониться одной из великих женщин России.