Найти тему
Mediamusic, e-journal

МЕДИАМУЗЫКА МОБИЛИЗАЦИИ | MEDIAMUSIC OF MOBILIZATION

К сожалению, французское слово "мобилизация" (la mobilisation) не связано с тотальным снабжением жителей "мобильниками", а имеет довольно устрашающее значение приведения вооружённых сил и инфраструктур в военное положение. Скорее всего, термин появился после поражения армии Наполеона Российской империей, когда Пруссия стала целенаправленно выстраивать новые вооружённые силы, ранее разгромленные французами. Сначала, конечно, принципом мобилизации был не чёткий план вооружения солдат и их экономического сопровождения, а идеологическая импровизация.

Первые значительные мобилизационные планы связаны с развитием европейской железной дороги во второй половине XIX века. Вероятно, Франко-прусская война 1870-1871 годов, результатом которой стало объединение немецких земель в единое государство, является наглядным примером удачной мобилизации миллионной прусской армии.

Беспроводной телеграф конца столетия, присоединившийся к возможностям железной дороги, сыграл немаловажную роль в военном деле. Даже такое большое государство, как Российская империя, благодаря в том числе телеграфу, сумело оперативно провести всеобщую мобилизацию войск в связи с начавшейся Первой мировой войной. Собственно, Николай II даже специальную медаль учредил под названием "За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации 1914 года".

Главным музыкальным символом проводов на войну стал инструментальный марш Агапкина/Богорада "Прощание cлавянки" (1912), написанный в год столетия победы в Отечественной войне 1812 года. Этот марш императорского периода гармонично вписался в события Первой мировой войны. Его массовое распространение произошло благодаря граммофонной записи 1915 года, осуществлённой фабрикой "Экстрафонъ" в Киеве. Из Киева пластинка быстро "разлетелась" по всем крупным городам Российской империи, где многократно переиздавалась, крутилась на граммофонах, а сама музыка вошла в репертуар многих духовых оркестров, играющих на вокзалах. Созданный кинематографом миф о том, что марш исполнялся при мобилизации в годы Великой отечественной войны (см., например, фильм "Летят журавли", 1957), до сих пор не развеян (примером может служить скандальная скульптурная композиция "Прощание славянки", открытая на московском Белорусском вокзале в 2014 году, да ещё с ошибочным присутствием бронзовых немецких винтовок "Маузер 98", впоследствии спиленных). Хотя музыкальное произведение находилось лично под сталинским запретом (как "белогвардейский марш") и было реабилитировано только после смерти руководителя СССР в 1953 году.

Автор Дмитрий Моор (1920)
Автор Дмитрий Моор (1920)

Читать далее...