ПСАЛОМ-ПЛАЧ
Вообразите, что вы являетесь свидетелем самой ужасной трагедии, какую только можно себе представить. Произошло то, чего вы больше всего боялись (Иов. 3:25). Все, что было вам дорого, лежит перед вами грудой обломков. Сердце разрывается от невыносимой боли. Чувства горя, безнадежности, ненависти и растерянности сменяют друг друга. На ум приходит лишь одно: надо молиться. Вы находите укромный уголок, забираетесь туда, чтобы поговорить с Богом, и начинаете молиться. Что сказать Богу, когда вы потеряли все?
В псалме 78 автор молится на обломках своих самых сокровенных надежд и самых дорогих желаний. Он молится и плачет, плачет и молится.
В подзаголовке сказано, что это “псалом Асафа”. Эта песнь горя, молитва невыносимой боли каким-то образом принадлежала роду Асафа.
В псалме говорится о великой национальной катастрофе, вероятно, о разрушении Иерусалима в 586 г. до н.э. Похоже, автор был очевидцем этого несчастья. Он один из тех выживших, кто был оставлен в городе, а не депортирован куда-то в Вавилон (как исполнители псалма 136). Таким образом, псалом, почти двойник псалма 73, выражает не только глубокое национальное, но и личное горе в связи с постигшим бедствием.
Описание падения Иерусалима мы находим в 4 Цар. 25:8-21 и 3 Пар. 36:11-20. Плач Иеремии тоже посвящен этому скорбному событию. Земля захвачена врагом, храм осквернен. Иерусалим лежит в развалинах, Божий народ обесчещен и угнан из Израиля, многие безжалостно убиты. В псалме автор умоляет Бога простить Свой народ, вступиться за него и залечить раны города и земли.
Псалмопевец не в отчаянии, но в растерянности. Он не стал атеистом, но он недоумевает. Он не может понять, почему Бог позволил разрушить Свой город и Свой храм. Он не утратил веры, но утратил будущее, которое ему рисовалось. Он молится не потому, что сомневается, а потому, что сбит с толку.
Этот псалом помогает нам понять, что делать, когда происходит трагедия. Что говорить Богу, когда случается самое худшее?
I. РАССКАЖИТЕ ОБ ЭТОМ БОГУ (ст. 1-4)
Во-первых, расскажите об этом Богу. Опишите, что произошло. Лучшее положение, которое вы можете занять в такое время, это опуститься на колени. Если вы не знаете, что сказать Богу, просто расскажите Ему, что чувствуете.
«Боже! Язычники пришли в наследие Твое; осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины; трупы рабов Твоих отдали на снедение птицам небесным, тела святых Твоих зверям земным; пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их. Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас» (ст. 1-4).
Первые слова псалма не похожи на начало большинства плачей. Псалмопевец не просит Бога выслушать жалобу, а излагает ее причины. Он описывает Богу, что видит и что чувствует.
Он говорит, что язычники (буквально гойим, “народы”) завладели Божьим наследием, осквернили храм и разорили город. Слово “наследие” часто означает израильтян, Божий народ, но здесь оно относится к Иерусалиму. Первая мерзость, которую совершили язычники, - та, что они переступили священные границы храма и осквернили земной дом Бога.
Далее псалмопевец описывает разрушения и кровопролитие в Иерусалиме. Кровь Божьих рабов текла по улицам, словно вода. Убито огромное количество людей, и не осталось никого, чтобы похоронить их. Достойное погребение было очень важно для израильтян. В стихах 2 и 3 описывается, как чудовищно обошлись с трупами в Иерусалиме. Божий народ испытывал самое страшное унижение: мертвые были оставлены непогребенными.
Вдобавок Израиль стал посмешищем для соседних народов, объектом презрения, язвительных замечаний и оскорблений. Поражение святого города опозорило израильский народ и, косвенным образом, их Бога.
Зачастую жизнь так трудно понять, что у нас не остается ничего иного, как только описать свою ситуацию в молитве к Богу. Мы уверены, что Бог знает, что делать. Поэтому первый шаг к тому, чтобы справиться с горем, это принести свою боль Богу.
II. ЗАДАЙТЕ БОГУ СВОИ ВОПРОСЫ (ст. 5-7)
Во-вторых, задайте Богу волнующие вас вопросы. Он не только ваш Утешитель, но также прибежище и крепость.
«Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь? Пролей гнев твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают. Ибо они пожрали Иакова, и жилище его опустошили» (ст. 5-7).
“Доколе?” - естественный вопрос тех, кто страдает. Бог, свершая суд над мятежным Израилем, позволил другим народам стать “жезлом гнева [Своего]” (см. Ис. 10:5). Автор, как и всякий праведный человек, знает, что правосудие Божье, в конце концов, настигнет нечестивых. Поэтому он задает риторический вопрос: “Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?” Подобные риторические вопросы типичны для псалмов-плачей как личных, так и общенародных (см. Пс. 12:2; 73:1; 84:6; 88:47).
Псалмопевец считает, что Божий гнев должен быть направлен на те народы, которые не призывают Его имени. Они “поглотили” Иакова, Божий народ, и разрушили Божье жилище. Суть его просьбы в следующем: “Вырази Свое негодование Твоим врагам, а не Твоему верному стаду, которое исповедует Твою религию. Пусть страдают они, а не мы. Они, а не мы, заслуживают этого”.
Стихи 6 и 7 почти дословно повторяют Иер. 10:25. Иеремия, очевидно, является первоисточником, так как он записал эти слова в контексте пророчества.
Автор спрашивает не для того, чтобы продемонстрировать сомнение или непочтительность. Такие вопросы свойственны каждому праведному человеку, близко столкнувшемуся со злом.
Когда у вас возникают подобные вопросы, принесите их Богу. Положите их перед Богом и Его Словом.
III. ПОПРОСИТЕ У БОГА ПРОЩЕНИЯ (ст. 8, 9)
Далее, попросите у Бога прощения. Если трагедия случилась из-за неверности, тогда необходимо покаяться. Не все беды происходят по вине греха, но иногда именно так и бывает. Время трагедии должно всегда быть временем самоанализа.
«Не помяни грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои; ибо мы весьма истощены. Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас, и прости нам грехи наши ради имени Твоего» (ст. 8, 9).
Псалмопевец просит о милости и прощении. “Предварят нас” на еврейском означает “выйдут к нам навстречу”. Израиль очень хочет, чтобы Бог радушно принял их обратно, так же милостиво, как отец блудного сына в Лк. 15:20.
Думая, что причиной теперешнего страдания могла быть порочность предыдущих поколений, псалмопевец просит, чтобы Бог не вменял ее во грех ни ему, ни его народу, но как можно скорее “предварила” их, вышла к ним навстречу Божья милость, и добавляет при этом: “Ибо мы весьма истощены”.
Современники автора, может, и виновны, но особенно виновно предыдущее поколение. Его предки уже умерли, и в отношении их грехов ничего нельзя сделать, кроме как признать их. Поэтому он молится о своих праотцах - но также и о себе и о своих соотечественниках-израильтянах. Это молитва искупления, поскольку слово, переведенное как “прости”, буквально означает “выкупи”, “внеси компенсацию”.
Израиль истощен; он - словно чувствующий слабость или заболевший человек с вяло опущенными руками. Люди измучены всем, что им пришлось испытать.
Псалмопевец молит о помощи, спасении, избавлении и прощении (ст. 9) ради Божьего имени, ради славы Его святости. Свои аргументы он излагает в стихе 10.
“Только представь, что могут сказать неверующие”, - молится он. По сути, псалмопевец говорит: “Если Ты, Господи, не приходишь на помощь ради нас, то избавь нас хотя бы ради Своего доброго имени. Зачем язычникам иметь повод говорить, что наш Бог не может помочь нам?” Под “Божьим именем” подразумевается Бог, каким все земные народы знают Его, и автор просит Его защитить Свою репутацию. Господь есть Бог нашего спасения, который действует во славу Своего имени и во благо Своего народа. Когда мы молимся, то должны помнить о Его благодати и о славе Его имени.
IV. ПРОСИТЕ БОГА ВЗЯТЬ ОТМЩЕНИЕ НА СЕБЯ (ст. 10-12)
В-четвертых, просите Бога взять отмщение на Себя. Конечно, ваше сердце будет с болью жаждать, чтобы злодеи были наказаны или осуждены. Просите Бога разобраться с этим.
«Для чего язычникам говорить: “Где Бог их?” Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих. Да придет пред лицо Твое стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть. Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили» (ст. 10-12).
И у псалмопевца сердце рвется к отмщению, но он оставляет это Богу. Он хочет, чтобы те, кто спрашивает: “Где Бог их?” - увидели Его суд. Ему очень хочется, чтобы действия Бога были направлены против тех, кто пролил кровь Его рабов.
Переключая внимание на взятых в плен, псалмопевец просит о том, чтобы их стоны достигли Божьих ушей. Он знает, что этим пленникам предстоит изгнание, унижение и смерть. Он просит Бога пощадить, по Его великой силе, “обреченных на смерть”.
Стих 11 создает перед глазами читателя яркую картину. Мы почти видим темницу. Если использовать современную лексику, то последнюю часть стиха можно перефразировать, назвав этих страдальцев “смертниками”. Псалмопевец считает, что Бог должен проникнуться жалостью, услышав вздохи этих узников. Он молится о тех, кто изгнан со своей земли и, возможно, приговорен к смерти: “Сохрани обреченных на смерть”.
Далее он вспоминает соседей - тех, кто должен был оказать помощь или хотя бы проявить немного сострадания. Но вместо этого они вступили в сговор с врагом и еще добавили к своему предательству, радуясь несчастью своих земляков и извлекая для себя из этого выгоду. Возможно, это ссылка на легендарное предательство Едома, Аммона и Моава (Ис. 34; Иер. 49:1-22; Авд. 1-21; Иез. 25).
Поэт просит, чтобы их презрительные оскорбления в адрес Бога обратились против них в семикратном объеме. “Семикратно возврати... в недро их” указывает на совершенное и полное возмездие, что подчеркивается числом “7”. “В недро” означает “во внутренности”, “в глубины”. Автор молится о возмездии, но совершить его просит Бога.
Совсем не обязательно считать, что эта молитва пронизана мстительным духом. Главное - чтобы над нечестивыми совершилось правосудие. Так молиться может всякий, кто желает торжества справедливости в мире.
V. СЛАВЬТЕ ЕГО (ст. 13)
И, наконец, не забывайте славить Бога. Молитва никогда не бывает тщетной. Поэтому молитесь с надеждой и восхвалением.
«А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе» (ст. 13).
Псалмопевец не спрашивает, ответит Бог на его молитву или нет; он только хочет знать, когда Он ответит. Он с нетерпением ждет того дня, когда Божий народ, овцы Его пастбища, будет непрестанно благодарить Бога, из рода в род возвещая Ему хвалу. Его молитва - это больше, чем обещание славить; это исповедание веры в то, что однажды Божий народ будет с Ним, восхваляя и благодаря Его.
Обет восхваления, характеризующий этот псалом-плач, короток, но очень выразителен: “А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе”. Он обещает, что не только сам будет хвалить Бога, но сделает все, чтобы и будущие поколения знали о Божьих благословениях и Его благодати.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Псалом 78 более всего соответствует вавилонскому вторжению; ни одно другое событие в истории иудеев так не подходит под это описание. Но даже если эти слова написаны не об этом, вторжение вавилонян - все равно одна из лучших иллюстраций псалма. Автор молится о самом страшном несчастье, которое когда-либо постигало его, и, как ему кажется, о самом страшном, с которым он когда-либо столкнется в будущем. Он молится из глубины своих самых мрачных переживаний. Что же он говорит? Он описывает Богу то, что видит, просит Бога помочь ему, просит прощения, просит Бога взять отмщение на Себя и славит Его.
Когда нам случается страдать, мы бываем склонны думать, что Бог слаб, что Он больше не у власти, что Ему все равно. Псалом 78 говорит, что во время самых великих испытаний мы должны продолжать верить и приносить наши слезы Богу. В трудные времена мы по-новому можем увидеть всю Божью силу - силу, которая становится совершенной в слабости. Он будет с нами даже в самых трудных испытаниях. Он использует их, чтобы укрепить нашу веру в Него и в Его силу. Бог не всегда поддерживает нас тем, что устраняет трудности. Иногда Он поддерживает нас, когда мы проходим через них. Что может быть величественнее?