В прошлой статье я рассказал о том, что металлокерамика появилась в России далеко не в наше время, как многие думали, а сегодня хочу развеять еще один миф.
Большинство из нас уверено, что служба доставки товаров на дом возникла буквально 5-10 лет назад, а до этого такого не было и быть не могло, ведь все это достижения нашей компьютерной эпохи, цифровизации и телефонизации.
А вот фигушки!!! На самом деле, это сейчас у нас службам доставки максимум десять лет от роду, а еще в начале XIX века в России доставлялось домой практически все, что угодно, а к концу века доставка была так привычна, что без нее никто и жизни себе не представлял.
Сами тащили домой покупки только низшие слои населения, у которых полушки на чай посыльному не было. Любой человек, поднявшийся чуть выше бедности, отправлял покупки домой с «мальчиком», которые в больших количествах водились в любом магазине. Недостатка в дешевой рабочей силе тогда не было, а потому купленные товары часто доставляли домой раньше, чем покупатель сам до него добирался, прогулявшись по магазинам.
Помните, наверное, кухни по 6 квадратных метров в хрущевских домах? Они считались в то время роскошью, т.к. народ начал вылезать из коммуналок, где на одну кухню могло быть по 15 квартир. В царские времена с кухнями тоже было не очень. Большое количество людей жили на съемных квартирах, в так называемых «доходных домах». Само собой, в постой входила чаще всего только комната или несколько комнат.
Были даже комнаты для прислуги, а вот кухонь было очень мало, т.к. иметь личную кухарку могли себе позволить далеко не все. Холодильник изобрели только в 1899 году, а потому запас еды более, чем на один день, оставлять в квартире без погреба было опасно.
Как же умудрялись питаться в то время? Думаете, это сегодня изобрели подписку на месяц, по которой вам могут домой доставлять разнообразные блюда каждый день? Не поверите, но не только любой трактир мог доставить еду на дом. Были специальные кухмистерские, которые специализировались только на доставке готовой еды, не имея собственных залов для посетителей.
Таким образом, не тратясь на кухню и повара, господа (и не только господа, ведь рабочие тем более не имели собственной кухни) могли питаться по подписке разнообразно и вкусно круглый год.
Вы, опять же, можете не поверить, но некоторые производители скоропортящейся продукции доставляли ее на автомобилях с бензиновым двигателем и рекламой на боку уже в царские времена! Это считалось особым шиком и залогом того, что товар не испортится из-за длительного путешествия.
Нельзя не вспомнить о дворниках. В многоквартирных домах был не один дворник, а сразу целый штат. В их обязанности входило далеко не только поддержание чистоты территории, как сегодня. Дворник топил печи, зажигал фонари, приносил утренние газеты и журналы, в случае отсутствия жильцов кормил их собак и кошек, поливал цветы, следил за порядком, свистел в свисток, если видел вора или опасного человека, дежурил по ночам, вел домовые книги с перечнем фамилий и рода занятий жильцов и выполнял неисчислимое множество разных задач.
В дворницкой круглосуточно топился большой самовар, и в любую минуту можно было попросить принести чаю хоть барину с гостями на первом этаже, хоть студенту на чердак.
Дворники носили белье в прачечную, приносили продукты, могли сбегать в лавку за чернилами и бумагой, вызывали врача, портного или парикмахера на дом, в общем, были в ответе за все! При этом платить отдельно за эти услуги было не нужно, они входили в их обязанности, но дать на чай считалось хорошим тоном.
Заказать на дом можно было всё, что душа пожелает. Современной молодежи трудно себе это представить, но каталог продукции может быть не только электронным. В бумажном варианте они существовали уже лет двести назад, если не больше.
Каталоги были на любой вкус: товары первой необходимости, одежда, белье, косметика, драгоценности, оружие, фотоаппараты, спортивный инвентарь — что угодно! По первой просьбе любой магазин присылал каталог с «мальчиком», который тут же и принимал заказ.
Доставка осуществлялась очень быстро. Если человек — скряга и не хотел давать посыльному чаевые, то мог сам зайти в почтовое отделение, оплатить и сделать заказ прямо там, а потом там же его и получить, находясь в любой точке страны, хоть в Сибири!
Люди могли вообще не выходить из дома месяцами. Заказать цветы, отправить любимой жене (как своей, так и чужой) записку, принести ответную тайную записку, купить билеты в театр, передать документы или нужный товар — для всего этого были не только «мальчики» и дворники, были еще и посыльные из артелей, служившие при любом отеле, стоявшие на перекрестках, вокзалах и в любых общественных заведениях.
Посыльные были солидными людьми со специальной фуражкой, на которой было написано название артели и его собственная фамилия, а чтобы вступить в это заведение (очень, кстати, дорожащее репутацией), нужно было внести страховой задаток, из которого, в случае возникновения любых проблем или нарушений, взимался штраф. Взять товар на доставку и исчезнуть с ним, как некоторые делают сегодня — не вариант. Этим солидным людям можно было доверить любое самое деликатное поручение, и они всегда стремились не посрамить честь своей фуражки.
Так что еще один щелчок по носу тем, кто уверяет, что раньше русские лаптем щи хлебали, а только пять лет назад приобщились к мировой цивилизации.
Мы сейчас просто начали возвращать былое и давно забытое.