Предлагаю начать эту статью с цитаты британского и американского кинорежиссёра, продюсера и сценариста Альфреда Хичкока:
«Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи: сценарий, сценарий и ещё раз сценарий.»
Мне пришла мысль написать эту статью на канале «недоКиношник», после моей командировки в город Ставрополь на Фестиваль работающей молодёжи «На высоте». Там, как вы уже знаете из предыдущих постов, я занял 1 место в номинации «Короткометражный фильм».
Что же такое «Фильм»?
На фестивале мы отсмотрели довольно большое количество работ, и я отметил одну особенность:
Не все понимают что, вообще, такое фильм и чем он отличается от клипа или репортажа.
Итак, фильм, в первую очередь, это история! Она может быть о человеке/группе людей/городе/государстве/планете/итд… И у этой истории должно быть какое-то начало и конец(в том случае, если нет задумки автора оставить открытую концовку. Но какое-то логичное завершение показанного сюжета, всё-таки, должно быть!).
Фильм может быть игровым или документальным, делиться на жанры, НО(!) целостность истории должна сохраняться всегда! И это должно быть понятно зрителю!
Поэтому, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, нужно уделить особое внимание именно сценарию!
Чтобы написать классный сценарий есть довольно большое количество интересных книг. Я посоветую начать со «Спасите котика»! Поверьте, эта книга точно стоит прочтения!
После того, как сценарий готов, нужно готовиться к съёмкам. То есть, подобрать актёров, найти подходящие локации, сделать раскадровку, подумать о реквизите, итд.
В общем, этап предпродакшна, на мой взгляд - самый важный в создании фильма!
Этап продакшна(съёмки)
В современном мире, фильм можно снять и на смартфон(сейчас в меня могли бы полететь тухлые яйца, но хорошо, что я по другую сторону экрана). Только оборудования потребуется больше и придётся более тщательно прорабатывать локации!
Если сильно не углубляться во все подробности, то объяснение этому довольно простое:
Камера смартфона имеет довольно маленькую матрицу, и поэтому ей необходимо намного больше света.
Когда мы смотрим на экран, то, конечно, хотим видеть качественную картинку! И если локации и световая схема продумана очень хорошо, то поверьте, отнюдь не все смогут отличить съёмку смартфона от кинокамеры!
Поэтому, качество съёмки будет напрямую зависеть от времени уделённого на предпродакшн, мастерства оператора-постановщика и выделенного бюджета.
Постпродакшн(монтаж)
Казалось бы: «Да что там? Сложить весь отснятый материал в одну колбасу и кинуть на рендеринг!». Но, на самом деле, всё не так просто!
Рассмотрим монтаж самой простой короткометражки без эффектов, 3D-моделей и сцен с хромакеем:
- сначала, действительно, нужно отобрать удачные дубли и выстроить всё в единую цепочку
- потом отсмотреть получившийся результат и, если требуется, возможно переместить какие-то сцены местами
- если всё хорошо, то стоит приступить к звуковому монтажу. Как минимум, озвучить «открывание дверей/замков/шаги людей/общая атмосфера сцены/итд»…
- после, провести цветокоррекцию.
И это минимальный список, который отнимет довольно серьёзное количество времени!
Всё? Готово? А вы уверены?
На XIII Международном кинофестивале им. Валентины Леонтьевой «От всей души» мне посчастливилось пообщаться с генеральным директором ООО «Каро Продакшн» Юрием Обуховым. В процессе разговора Юрий Михайлович поделился одним очень хорошим советом:
«Если вы можете смотреть фильм с закрытыми глазами и понимать исходя из звука, что происходит на экране, то ЭТО НЕ ФИЛЬМ! ЭТО ПОДКАСТ!
Фильм - это картинка и звук ДОПОЛНЯЮЩИЕ друг друга, а НЕ ЗАМЕНЯЮЩИЕ!»
Поэтому, после всех этапов продакшна, стоит закрыть глаза и попробовать «послушать фильм», а затем «посмотреть немое кино».