Найти тему
Александр Домащенко

Лествица Религии чести. Предуведомление и ступень первая

Преп. Иоанн Лествичник
Преп. Иоанн Лествичник

“…Где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12: 26).

От младенчества сохранить душу, любезную Богу

Предуведомление

Религия чести не является новой религией, призванной упразднить Христианство, потому что не только не противопоставляет себя Православию, но, напротив, утверждается на незыблемой скале Христова учения и сама является религией лишь постольку, поскольку сохраняет верность ему.

В своем построении эта книга в некоторой степени повторяет композицию “скрижалей духовных” преподобного Иоанна Лествичника “Лествица”. Это сделано вовсе не из самоуверенного желания сравниться в мудрости с преподобным отцом, а для того чтобы обрести в его мудрости духовных посох, который поможет нам в нашем странствовании не сбиться с пути и приблизиться к Истине.

Такой духовный посох необходим нам, немощным: без него в наше время ни один человек не сможет дорасти до степени человека. Он даже не сможет понять, что это такое.

Полное совпадение с книгой преподобного отца невозможно, поскольку речь идет о разных путях, хотя и к одной цели.

Мы двинемся в путь с той же точки, с которой начал свое восхождение преподобный отец, но в противоположном направлении – на землю, сохраняя в себе его духовный огонь, восстанавливающий в помраченном мире соразмерность и гармонию – два главных признака благоустроенности мира и благоумия человека. Упомянутые соразмерность и гармония, как станет понятно из последующего, являются земным отражением Лествицы преподобного отца, выстраивая таким образом и земную жизнь в соответствии с тем духовным смыслом, который вложен в нас от рождения и который мы обязаны хранить и приумножать в себе, проходя через все жизненные испытания, – это главное условие жизни, которую можно назвать достойной.

Я мыслю Религию чести исключительно как духовное содружество и ни в коем случае не как организацию с ее неизбежной мертвящей формалистикой.

Духовные обязательства для благородного человека значат больше, чем любые внешние атрибуты и знаки отличия.

04.04.2022

СТУПЕНЬ 1

О ПРИЯТИИ ЖИТИЯ МИРСКОГО

Жизнь – дар Божий. Дар, дарение – это действие, связанное с праздником, когда принято дарить. Стало быть, само зарождение жизни – это праздник. С самого начала радостной праздничностью озарена наша жизнь, а тем, из чего вытекает человеческая жизнь, решающим образом определяется ее сущность.

Тот, кто говорит о земной жизни как юдоли скорби и зла, богохульствует и клевещет на Бога и его творение. А если кто-то клевещет, он не от Бога, каждое слово Которого – Истина. Жизнь – юдоль радости: долина сия – зерцало того, что горé, а то, что горé – всепобеждающая любовь Того, Кто земную юдоль сотворил.

Христианство – религия праздника и радости, наполненной светом божественной любви.

Об этом пишут православные писатели, например, иеродиакон Серафим (Чуркин): “Многие считают Христианство религией суровой, скучной, требующей от человека всяческих ущемлений его и без того не сладкой жизни, религией, в которой даже ее основатель и Тот – Страдалец, распятый на кресте. Боюсь, что часто и наш брат, христианин, считает ее таковой. А ведь понятие радость рассыпано по всей ее словесности, и притом как основная реальность ее существования. Радость – Начало и радость – Конец. В начале Ангел заявляет: Возвещая вам великую радость, которая будет всем людям (Лк. 2: 10); в конце Сам Бог объявит: Войдите в радость Господа вашего… И радости вашей никто от вас не отнимет (Мф. 25: 21; Ин. 16: 22).

Так что же за радость такая Господня? Христос говорит, что это мир Его: Миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ; не так, как мiръ даетъ, Я даю вамъ (Ин. 14: 27)”.

Об этом пишут поэты, например, Владислав Ходасевич:

Горит звезда, дрожит эфир,

Таится ночь в пролеты арок.

Как не любить весь этот мир,

Невероятный Твой подарок?

<…>

И я творю из ничего

Твои моря, равнины, горы,

Всю славу солнца Твоего,

Так ослепляющего взоры…

“…Незаходимый праздник истины”, – как сказал арх. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской).

На первой ступени Лествицы Религии чести нужно понять: мир Божий и самая наша жизнь – дар, которым мы не вольны распорядиться, как нам заблагорассудится, но с которым и в котором мы должны всегда поступать в соответствии с тем смыслом, который вложен в него Дарителем.

А первый шаг к постижению смысла заключается в том, что мы начинаем ценить дар, полученный нами без всяких заслуг с нашей стороны, а единственно от избытка Божественной любви, с которой никакие наши подвиги сравниться не смогут.

Тот, кто по-настоящему ценит этот дар, даже во мраке самой безысходной ночи сможет разглядеть мерцание света никогда не скудеющей Божественной любви.

(04.04.2022)

О том, кому какой долг надлежит исполнить, говорит преподобный отец: “Все, усердно оставившие житейское, без сомнения, сделали это или ради будущего Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было безрассудное” (Лествица, 1: 5).

Два пути: служение Богу или служение человеку как образу Бога на земле. Так что и первый, и второй путь – служение Богу.

Все зависит от того, кто на каком поприще лучше исполнит свое жизненное предназначение. Первый – путь святости: “В самом начале отречения без сомнения с трудом, понуждением и горестью исполняем добродетели; но преуспевши, перестаем ощущать в них скорбь, или ощущаем, но мало; а когда плотское мудрование наше будет побеждено и пленено усердием, тогда совершаем их уже со всякой радостию и ревностию, с вожделением и Божественным пламенем” (1: 16).

Второй – путь адепта Религии чести, свершающего свой земной благородный подвиг: возлюбить міръ Божий и всё, что в нем: от самой малой былинки до человека, созданного по образу и подобию Божию.

И это первая заповедь Религии чести.

Ступень первая. Вступивший на нее не обращайся вспять.

10.04.2022