Найти в Дзене
Александр Дедушка

"БИБЛИЯ по-детски" (4.6) - как это - любить ближнего как самого себя?

У р о к № 6 КТО МОЙ БЛИЖНИЙ? Цель урока: Донести до сознания учащихся мысль, что человек должен делать добро всем людям, так как все они могут быть включены в «орбиту» ближних. Побудить детей к совершенствованию в делах любви. Оборудование: доска, мел, детская Библия. План урока: 1. Повторение заповедей. 2. Притча о милосердном самарянине. 3. Кто мои ближние? Свет «маяка» любви. 4. Назови ближних в классе. 5. Командное состязание «Дела любви». Описание урока: Здравствуйте, ребята! Десять в двух – что это такое?.. Кто из вас помнит?.. Да, это Иисус Христос сумел в двух Своих заповедях объединить все десять. Итак, с первой по четвертую – это заповеди по отношению к Богу. Давайте их вспомним. (Учитель «вспоминает» с детьми.) Эти заповеди Иисус Христос как объединил в одну?.. правильно – «Возлюби Господа Бога всем сердцем, душою и разумением». А с пятой по десятую – это заповеди по отношению к людям. Давайте и их вспомним. (Учитель «вспоминает» с детьми) Их Иисус Христос объединил в какой
Ребенок и Библия
Ребенок и Библия

У р о к № 6

КТО МОЙ БЛИЖНИЙ?

Цель урока: Донести до сознания учащихся мысль, что человек должен делать добро всем людям, так как все они могут быть включены в «орбиту» ближних. Побудить детей к совершенствованию в делах любви.

Оборудование: доска, мел, детская Библия.

План урока:

1. Повторение заповедей.

2. Притча о милосердном самарянине.

3. Кто мои ближние? Свет «маяка» любви.

4. Назови ближних в классе.

5. Командное состязание «Дела любви».

Описание урока:

Здравствуйте, ребята! Десять в двух – что это такое?.. Кто из вас помнит?.. Да, это Иисус Христос сумел в двух Своих заповедях объединить все десять. Итак, с первой по четвертую – это заповеди по отношению к Богу. Давайте их вспомним. (Учитель «вспоминает» с детьми.) Эти заповеди Иисус Христос как объединил в одну?.. правильно – «Возлюби Господа Бога всем сердцем, душою и разумением». А с пятой по десятую – это заповеди по отношению к людям. Давайте и их вспомним. (Учитель «вспоминает» с детьми) Их Иисус Христос объединил в какой Своей заповеди?.. Правильно, - «Возлюби ближнего, как самого себя». Хорошо! А кто из вас помнит: не железное, не медное, а какое?.. И что?.. Да, это «золотое правило» отношения к людям. Как оно звучит?.. правильно, - «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

А сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос: «Кто мой ближний?» Кого каждый из нас должен любить, как самого себя?..

Оказывается, в Библии говорится, что и об этом тоже однажды спросили Иисуса Христа. Но, прежде чем мы узнаем, что Он ответил, я хочу вас спросить, что вы думаете об этом? Кто такой ближний?.. (Выслушиваются ответы детей.) Хорошо, ребята! А Иисус Христос, отвечая на этот вопрос, рассказал одну интересную притчу. Притча – это небольшой рассказ со смыслом. Притча, которую рассказал Иисус Христос, называется так – «Притча о милосердном самарянине». Я вам ее перескажу, а вы попробуйте понять ее смысл, потому что она отвечает на вопрос, кто такой ближний.

Один человек вышел из Иерусалима в соседний город Иерихон и подвергся нападению разбойников. Они изранили его, сняли одежду и бросили у дороги. И вот лежит он, может даже умирает; одна надежда – если кто пройдет по этой дороге… И вдруг! Да, идет по дороге человек. Это был священник, который служил в храме. Он увидел лежащего израненного человека, посмотрел, но прошел мимо. Идет по дороге еще один человек. Это был левит, помощник священника. Посмотрел – и тоже прошел мимо…

Давайте чуть прервемся. Как вы думаете, почему они прошли мимо?.. (Мнения детей.) Да, возможно, они сами испугались разбойников или просто им не захотелось возиться с раненым человеком, заботиться о нем, терять время…

Казалось бы, все! Уже нет надежды – умрет этот израненный бедняга… Но в это время на дороге показался третий человек. Это был представитель народа, который израильтяне презирали – самарянин. Но что же он? А он в отличие от предшественников, по словам Иисуса Христа, сжалился над несчастным – подошел, перевязал его раны (иллюстрация в д. Библии), посадил его на своего ослика, привез его в город. Там доставил его в гостиницу, нанял ему номер, заплатил за лекарство и за еду и еще сказал содержателю гостиницы, что на обратном пути он заедет, и если тот потратит больше денег, ухаживая за раненым, то он возместит эти деньги…

Как вы думаете - этот вопрос задал и Иисус Христос в конце притчи - кто из троих для этого несчастного оказался ближним?.. Правильно, это - самарянин, который и помог ему. Тогда сделайте вывод сами, кто такой ближний? Ближний – это тот, кто… Верно! Ближний - тот, кто помог тебе, кто сделал тебе добро. И его ты должен по заповеди И. Христа любить, как самого себя.

Хорошо, давайте тогда посмотрим, кто же наши ближние, кто нам помогает и делает добро. Я сейчас нарисую на доске небольшой маяк… Представим себе, что этот маячок – это каждый из нас, а его свет – это свет нашей любви. Как маяк светит кораблям, так и мы должны дарить любовь нашим ближним. Давайте осветим светом этой любви всех наших ближних. (Далее последовательно вместе с детьми на доске заполняется схема.)

Схема 1
Схема 1

Как вы думаете, кто из людей нам больше всего сделал добра, и потому эти люди являются нашими как самыми «ближними ближними»? Правильно, это наши мама и папа, родители. (Вписывается в схему и так далее по ходу рассказа.) Идем дальше. Кто еще нам сделал много добра?.. Конечно, наши бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети… Давайте их объединим одним словом родственники. Кто еще нам помогает и делает добро?.. Друзья, конечно же – вписываем. Еще?.. Одноклассники делают вам добро?.. Наверно, за те четыре года, пока вы вместе учитесь, каждый из одноклассников хоть раз, но сделал вам что-нибудь хорошее.

Так, определяем следующих ближних. Учителя?.. А какое добро они вам делают?.. (Ответы детей.) Хорошо, убедили. Вписываем. Еще?.. Скажите, а жители города (села), пусть даже те, которых вы и не знаете лично, делают вам добро?.. Пока мы здесь с вами находимся на уроке, кто-то на подстанции следит, чтобы был свет, в котельной греют воду, чтобы было тепло и теплая вода, водители развозят людей, дворники убирают улицы, милиция следит за порядком… Делают они нам всем добро?.. Конечно. Значит, и они – наши ближние. Вписываем их всех под словом земляки.

Однако я думаю, что и это еще не все. Думаю, много людей найдется и в целой нашей стране – России, которые делают нам добро. Пограничники стоят на границе, армия готовится нас защищать в случае войны, на фабриках, заводах, электростанциях и сельхозпредприятиях производится многое из того, чем мы пользуемся и что нам жизненно необходимо. Все люди, которые там работают – они ведь тоже делают нам добро, ведь мы не сможем обойтись без их труда, не правда ли?.. Значит, нужно вписать в нашу схему жителей нашей страны – россиян.

Но и это еще не все!.. Посмотрите: вот эта шариковая ручка была изобретена в Америке. Вот эта бумага, на которой вы пишите, была впервые изобретена в Китае… Значит, и американцы, и китайцы, и многие другие народы уже сделали и делают нам добро. Так что придется вписать в нашу схему ближних всех жителей земли, землян.

А теперь посмотрите на нашу схему. Вы видите, что теоретически все люди являются нашими ближними. Но на самом деле, конечно, далеко не каждый из нас любит всех людей, как самого себя. Проверьте себя, насколько хватает вашей любви. У кого-то хватает любви только на своих родителей, кто-то еще любит и своих родственников, у кого-то хватает любви еще и на своих друзей, кто-то, может, любит и своих одноклассников, а кто-то еще и учителей. Может, у кого-то из вас хватает любви на своих земляков и, возможно, на свою страну. Ну, а любить всех людей всею силой самоотверженной любви может, наверно, только Бог и Иисус Христос.

Давайте сейчас проведем эксперимент. Назовем его так «Твои ближние в классе». Тот, кто выйдет сюда к доске, должен попытаться назвать как можно больше одноклассников, кто хоть раз сделал ему добро, то есть своих ближних. (Учитель может последовательно вызвать двух человек, мальчика и девочку, и просит их, называя одноклассников, указывать, какое добро они им сделали.) Хорошо, ребята! Я думаю, вы согласитесь со мной, что если было бы время подумать и вспомнить, можно было назвать всех своих одноклассников.

А теперь еще одно задание. На этот раз – командное состязание. Посмотрим, какой ряд сумеет с ним быстрее справиться. (Учитель напротив каждого ряда на доске пишет вертикально слово «любовь» так, чтобы по сторонам каждого слова оставалось свободное место.)

Схема 2
Схема 2

Что же вы должны сделать? Любить ближнего, как самого себя – это значит выражать любовь в каких-то делах, делах любви. Вот и попробуйте заполнить каждую букву слова «любовь» делом любви. Причем, буква может быть и не в начале слова, а в середине или даже в конце. Давайте, первую букву «л» заполним как образец. Когда вы поливаете цветы или огород по просьбе мамы – это дело любви?.. Тогда давайте впишем – «поливаю». Когда вы отблагодарили человека за сделанное вам добро – это ведь тоже дело любви, не так ли?.. Вписываем – «благодарю». А когда вы в ответ на причиненное вам зло не отомстили, а простили – помиловали человека – это дело любви?.. Да, еще какое! Тогда впишем – «милую».

А теперь, ребята, самостоятельно поработайте. Сначала совещайтесь, а как будете готовы – один человек выходит к доске, берет мел и вписывает. Все вписанные лова должны быть «делами любви». Готовы? Тогда начинайте.

(Учитель следит за порядком во время игры, гася соревновательные страсти, если они слишком разгораются. Ряд, первым справившийся с заданием, может помочь остальным. Если остается время, можно провести «защиту» дел любви. Учитель зачитывает каждое «дело», а дети из этого ряда должны доказать, что это дело действительно является «делом любви».)

Итак, ребята. Теперь вы знаете все самое главное. Знаете десять заповедей, две заповеди Иисуса Христа, «золотое правило» отношения к ближним и кто таковым является. Дело осталось совсем за малым. Теперь эти знания нужно претворять в жизнь, и если вы будете стараться это делать, вы не будете несчастными в жизни и свою жизнь не проживете напрасно. Помните об этом. До свидания!

Краткое содержание:

Завязка: десять в двух – что это такое? Две заповеди Иисуса Христа. «Не железное, не медное…» - «золотое правило».

Кто мой ближний? Так спросили И. Христа. Ответ – в притче о милосердном самарянине. Священник и левит прошли мимо. Почему? Сострадание и забота самарянина. Кто из троих оказался ближним? Ближний – тот, кто сделал тебе добро.

Схема «маяка» любви. Ближние: родители – родственники – друзья – одноклассники – учителя – земляки – россияне – земляне. Какое добро они делают? Насколько хватает твоей любви? Эксперимент «Назови ближних в классе».

Порядовое состязание «Дела любви». Пример (поливаю, благодарю, милую).

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь