Чаще всего на уровне ведомственного контроля по обращениям пациентов в больницах и поликлиниках Крыма выявляются замечания, связанные с ведением медицинской документации. Кроме этого, фиксируются проблемы, связанные с неполным соблюдением стандартов оказания медицинской помощи.
Однако, как отмечает заместитель министра здравоохранения Крыма Антон Лясковский, выявленные факты не всегда влекут за собой причинение вреда здоровью пациентов.
- Если выявляются нарушения, к медицинским организациям применяются штрафные санкции, - отмечает Антон Лясковский. - В частности, при неполном оказании медицинской помощи снимаются денежные средства. При небольших нарушениях к медработникам применяются меры дисциплинарного взыскания. Если медпомощь была оказана неправильно и это повлекло вред для здоровья пациента, мы всегда даем такому делу ход. Такой подход очень важен для того, чтобы проблемные ситуации не повторялись. На заседание комиссий по разбору летальных случаев в Минздрав приглашаются представители Росздравнадзора и Территориального фонда медицинского страхования. Доходит и до уголовных дел.
Если же в ходе лечения человек столкнулся с врачебной ошибкой или его не устроило оказание медицинской помощи по другим причинам, заместитель министра здравоохранения Крыма рекомендует начать разбирательство с непосредственного обращения в медицинскую организацию.
- Первый уровень - обратиться в медорганизацию, и, возможно, определенные вопросы будут решены, - говорит Антон Лясковский. - Следующая ступень - Минздрав, на уровне которого будет принято ведомственное решение. Либо пройдет служебная проверка, либо мы перейдем на ведомственный контроль оказания качественной медицинской помощи. При выявлении серьезных фактов нарушения оказания медпомощи, мы имеем право информировать следственные органы и прокуратуру, а также федеральный Росздравнадзор. Если же это пациентов не удовлетворило, они могут обратиться в Следственный комитет. Конечной инстанцией является суд.
Как отмечает руководитель Росздравнадзора по Крыму и Севастополю Василий Климов, быть пациентом больницы и поликлиники всегда небезопасно. Но для того, чтобы сделать вывод о том, что лечение проведено не так, как нужно, необходимо обладать определенными знаниями. По его словам, основная часть жалоб в Роспотребнадзор связана с взаимоотношениями врачей и пациентов: не приняли, не так ответили, отказали.
- Есть и другая составляющая, когда был причинен вред либо в результате оказания помощи родственник заявителя скончался, - говорит он. - Вот здесь нужно разобраться. В каждой медорганизации есть внутренний контроль качества - нужно обратиться туда. Но мы говорим о необходимости создания системы менеджмента качества. Это система, которая позволит сделать все, чтобы возможные ошибки не повторялись.
По словам Василия Климова, добиться справедливости могут не только пациенты клиник, находящихся в ведомстве Минздрава, но и в частном сегменте.
- Если частники оказывали помощь в рамках ОМС, то они подлежат контролю со стороны страховой организации. Если такой вид помощи не оказывается, контрольные функции выполняет Росздравнадзор, - отмечает он.
Говоря об ответственности медицинских организаций за качество и доступность помощи пациентам, эксперты отмечают также ответственность людей за состояние собственного здоровья. И если ложиться в больницу с целью «полежать - покапаться» вовсе не нужно, то явка в поликлинику на плановую диспансеризацию, напротив, обязательна.
- Порядка 300 тысяч крымчан прошли различные профилактические мероприятия после отмены ковидных ограничений в марте текущего года, - приводит цифры Антон Лясковский. - Но эта цифра крайне недостаточная. Кабинеты работают по субботам, на диспансеризацию и профосмотр можно записаться заранее. Кроме этого, организованы выезды: мы активно работаем с большими коллективами, выезжаем на предприятия для осмотров. В отдаленные села выезжают мобильные медицинские комплексы, на которых проводятся флюорографические и маммографические исследования.
Несмотря на старания медиков, порядка 400 тысяч крымчан не посещают поликлиники и больницы на протяжении двух-трех лет. Кроме этого, есть группа, которая вообще не обращается в медицинские организации.
- Совместно со страховыми организациями мы делаем основной акцент на этих людях, - говорит Антон Лясковский. - Удалось получить их буквально поименные списки. По закрытым каналам они отправлены в медорганизации. Стараемся и в этом направлении работать.
Автор: Ольга Новицкая