Найти в Дзене

Восемь ступеней йоги по Патанджали 🧘‍♂

Йога – это путь постепенный и последовательный. В каждом пути есть свои опасности, которые подстерегают смелых путников, поэтому знание должно быть на высоте. Для этого и даются комментарии к Йога-сутре. Ступени Йоги являют постепенный рост дисциплины духа. Последовательность ступеней не случайна, назовем их санскритские названия с русскими эквивалентами 👇🏻

1. Яма – Смерть. Яма – первая ступень в йоге. Обычно вместе с ниямой рассматривается как этика йоги. Яма касается этических норм и чувства целостности человека, фокусируется на нашем поведении и том, как мы ведем себя в жизни. Яму можно охарактеризовать как золотое правило: Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

2. Нияма – Ахимса. Нияма, вторая ветвь, связана с самодисциплиной и духовными обрядами. Ахимса – больше, чем просто отсутствие насилия. Ахимса означает доброту, дружелюбие, внимательное и разумное отношение ко всему живому.

Регулярное посещение церковных служб, чтение молитв перед едой, практики медитации или привычка совершать созерцательные прогулки в одиночестве – все это примеры практики ниямы.

3. Асана – Поза. Асаны, позы, практикуемые в йоге. С точки зрения йоги, тело – это храм духа, забота о котором является важным этапом нашего духовного роста. Благодаря практике асан мы развиваем привычку к дисциплине и способность концентрироваться, что необходимо для медитации.

4. Пранаяма – Вторая смерть, или Смерть дыхания. Техника для сознательного контроля над дыхательным процессом при одновременном признании связи между дыханием, умом и эмоциями. Йоги верят, что пранаяма не только омолаживает тело, но и фактически продлевает саму жизнь.

5. Пратьяхара – Снятие чувств (отвлечение чувств от объектов). На этом этапе мы предпринимаем сознательные усилия, чтобы отвлечь наше внимание от внешнего мира и внешних раздражителей. Мы направляем внимание внутрь. Практика пратьяхары дает возможность сделать шаг назад и взглянуть на себя.

6. Дхарана – Концентрация, сосредоточение ума. На практике концентрации, которая предшествует медитации, мы учимся замедлять мыслительный процесс, концентрируясь на одном ментальном объекте: определенном энергетическом центре в теле, образе божества или беззвучном повторении звука. В дхаране мы фокусируем наше внимание на одной точке.

7. Дхиана – Медитация. Концентрация (дхарана) и медитация (дхиана) могут показаться одним и тем же, однако между двумя стадиями существует тонкая грань различия. Там, где дхарана практикует однонаправленное внимание, дхиана – это состояние острого осознания без фокусировки. На этой стадии ум успокоен, он производит мало или вообще не создает мыслей.

8. Самадхи – Экстаз. На этом этапе медитирующий сливается со своей точкой фокусировки и полностью превосходит Себя. Медитирующий приходит к осознанию глубокой связи с Божественным, взаимосвязи со всеми живыми существами. С этим осознанием приходит «покой, превосходящий всякое понимание», опыт блаженства и единения со Вселенной. То, что Патанджали назвал завершением йогического пути, это то, к чему в глубине души стремятся все человеческие существа – покой.

*Мокша – Освобождение. Классический путь древней Йоги назван глубоким мыслителем Патанджали – путем Восьми ступеней. Девятая ступень не рассматривается как дисциплина, но как освобождение от уз плоти и кармы, девятая ступень – это апофеоз Йоги.