Ситуация в учебных заведениях складывается парадоксальная.
С одной стороны, учитель несет ответственность за детей. Вплоть до уголовной. То есть, если ребенок "отпросился" по "важному делу", вышел из класса во время урока - и с ним что-то случилось, учитель рискует оказаться на скамье подсудимых. Независимо от возраста ребенка. даже если ребенку, как у нас в колледже, через пару дней "стукнет" 18.
С другой стороны, отказ выпустить ребенка "по необходимости" может трактоваться как умышленное унижение, "буллинг". Думаете, нет?
Позиция администрации учебных заведений
Они единодушны: не отпускать. Но чтобы не было недовольных.
Понять администрацию можно. Случись чего -первые "шишки" им достанутся.
К тому же опыт говорит, что стОит отпустить одного - дети "косяком" потянутся. И не только в заведение М/Ж. Есть любители просто побродить по школе вместо урока, а то и выскользнуть подымить за углом, где камер нет.
А у учителя на уроке нет возможности точно "диагностировать", кому и правда надо, а кому - просто из баловства.
В идеале, конечно, должен быть в школьных холлах "специально обученный человек", который будет сопровождать учеников от класса до "комнаты с удобствами". Но, как мы знаем, таковых пока не наблюдается.
Позиция учителей
Здесь можно наблюдать самый широкий "спектр". От "махнувших рукой" (пусть идут, только не мешают) до жесткого запрета.
Первые еще не столкнулись ни разу с серьезными последствиями. Ведь даже если не брать в расчет откровенных нарушителей, которые каждому учителю хорошо известны, не исключен вариант, что отпущенный "по делу" ребенок споткнется и получит травму. Или просто плохо ему станет.
А если не отпускать только "неблагонадежных", то где, простите, справедливость? Им что, не может внезапно "приспичить"?
Те, кто не выпускает от звонка до звонка никого, тоже рискует. Известны случаи, когда у детишек случался разрыв мочевого пузыря, не говоря уже о более мелких неприятностях, которые могут для ребенка иметь весьма серьезные психологические последствия.
Позиция родителей
А если у ребенка проблемы? Если речь идет об официально подтвержденном хроническом заболевании или внезапном недомогании? Кто ответит за последствия?
- В конце концов, - вопрошают родители. - Неужели Вам не случалось "захотеть" не вовремя?
Да и какой смысл в таком уроке, если все время ребенок думает совершенно не о том, что учитель объясняет?
А что сами дети?
Оказывается, они отпрашиваются тоже далеко не всегда из шалости. Понятно, что речь не идет о первоклассниках...
И тем не менее, даже вполне благополучные и "законопослушные" школьники нередко идут в "места" не на перемене, а во время урока умышленно. Например, потому, что там нет кабинок, а делать свои дела при всех они смущаются.
Да и очереди бывают просто такие, что все желающие на перемене просто не успевают.
А есть ли компромисс?
Если нет возможность организовать сопровождение детей, отпускать их из класса на законном основании не представляется возможным. Это факт.
Но... Родители должны объяснить ребенку: если ему действительно критически НАДО, он может выйти, не дожидаясь разрешения учителя. И гарантировать ему в таком случае полную поддержку со своей стороны. В том числе и если будут "последствия".
Второе. Если у ребенка есть медицинские показания, согласно которым ему терпеть категорически нельзя - вопрос должен решаться с администрацией учебного заведения. И задача родителей - проконтролировать, чтобы информация была доведена официально до каждого учителя.
То есть, как ни крути, забота о собственном ребенке была, есть и остается исключительно обязанностью родителя.