Найти тему

История Нижегородской ярмарки. Пристань

А вы знаете, сколько существовало мест для доставки товара по воде в Нижнем Новгороде еще пару веков назад? Благодаря новой экспозиции Русского музея фотографии подсчитали изначальное количество ярмарочных пристаней.

Фото: Максим Дмитриев "Сибирские пристани Нижегородской ярмарки" (1890-е гг).
Фото: Максим Дмитриев "Сибирские пристани Нижегородской ярмарки" (1890-е гг).

К началу XX века в Нижнем Новгороде было четыре пристани, обслуживающие Нижегородскую ярмарку:

  • Сибирская – главная, где принимали наиболее ценные грузы. Она до конца XIX века была застроена деревянными складами и конторами, а каменные склады появились лишь в 1905 году;
  • Гребнёвская – принимала и отправляла железо и рыбу;
  • Бурнаковская – служила для нефтяных грузов;
  • Молитовская – была необходима для перевозки соли.
Фото Максим Дмитриев " Петербургские пристани Нижегородской ярмарки" (1890).
Фото Максим Дмитриев " Петербургские пристани Нижегородской ярмарки" (1890).

Так как главной была именно Сибирская пристань, её территория была разделена на участки, где размещались конторы крупнейших пароходных обществ страны. Сюда швартовались к дебаркадерам и баржам, а грузы переносили на берег по шатким мосткам.

«На ярмарке небольшая часть чаев помещается в Китайских рядах, но главные массы его остаются на Сибирской пристани: там цибики с чаем, укладенные штабелями, занимают большое пространство по обеим сторонам дороги, пролегающей через пристань. Там же продаются в балаганах у живущих в них приказчиков главных чайных торговцев», – Николай Храмцовский «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода».

Рабочий день грузчиков длился по 14–17 часов: за это время они переносили по 300, а во время ярмарок и по 500 пудов (8 тонн!) груза.

Кстати, разглядеть детали крупнейшей ярмарочной пристани на объемных стереофото можно в Русском музее фотографии до 14 декабря.

Фото: Институт развития городской среды Нижегородской области
Фото: Институт развития городской среды Нижегородской области