А вы знаете, сколько существовало мест для доставки товара по воде в Нижнем Новгороде еще пару веков назад? Благодаря новой экспозиции Русского музея фотографии подсчитали изначальное количество ярмарочных пристаней.
К началу XX века в Нижнем Новгороде было четыре пристани, обслуживающие Нижегородскую ярмарку:
- Сибирская – главная, где принимали наиболее ценные грузы. Она до конца XIX века была застроена деревянными складами и конторами, а каменные склады появились лишь в 1905 году;
- Гребнёвская – принимала и отправляла железо и рыбу;
- Бурнаковская – служила для нефтяных грузов;
- Молитовская – была необходима для перевозки соли.
Так как главной была именно Сибирская пристань, её территория была разделена на участки, где размещались конторы крупнейших пароходных обществ страны. Сюда швартовались к дебаркадерам и баржам, а грузы переносили на берег по шатким мосткам.
«На ярмарке небольшая часть чаев помещается в Китайских рядах, но главные массы его остаются на Сибирской пристани: там цибики с чаем, укладенные штабелями, занимают большое пространство по обеим сторонам дороги, пролегающей через пристань. Там же продаются в балаганах у живущих в них приказчиков главных чайных торговцев», – Николай Храмцовский «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода».
Рабочий день грузчиков длился по 14–17 часов: за это время они переносили по 300, а во время ярмарок и по 500 пудов (8 тонн!) груза.
Кстати, разглядеть детали крупнейшей ярмарочной пристани на объемных стереофото можно в Русском музее фотографии до 14 декабря.