Обращение Владимира Путина привело к усилению коллективным Западом давления на российское общество с помощью информационных инверсий и фейков. При этом подавляющее большинство векторов атаки и технологических карт, во-первых, не новы и, во-вторых, были прописаны западными сценаристам давно и теперь просто актуализируются.
Часть из них ожидаемо находятся в плоскости распространения дезинформации о ходе частичной мобилизации и якобы бегущих из России граждан.
Еще один вектор информационной атаки - продвижение тезиса о новом этапе международной изоляции России. Обозначившийся в европейских медиа тезис о том, что Россия «проиграла» самаркандский саммит ШОС, после вчерашнего выступления Путина получил продолжение. В качестве новых «отворачивающихся» от России партнеров называются Индия и Турция, потому что те «не заинтересованы в дальнейшей эскалации военных действий», а также Китай, которому «не нравится ядерное бряцание Москвы».
Кроме того, активно продвигается тезис о том, что в «рядах путинского режима» происходит усиление соперничества за доступ к сокращающимся ресурсам и за влияние на курс внутренней и внешней политики. Эта мифологема — вообще одна из любимейших и старейших в риторике бывших российских оппозиционных политиков, которые таким образом пытаются сами себя мотивировать. Еще в августе Илья Яшин в эфире Youtube-канала Марка Фейгина заявлял, что знает о трех партизанских сетях, действующих в России. И что вообще - «вот-вот».
Конгресс свободной России, который собирался в начале сентября в Вильнюсе, в этот раз использовался не только как «клуб» для выработки антироссийских смыслов, но и стал технологической площадкой для демонстрации инструментов работы по расколу российского общества. Напомним, в программе конгресса значилась презентация целого ряда уже действующих проектов, названия многих из которых говорят сами за себя: «Опыт низовых антивоенных инициатив в России и Европе», феминистское антивоенное сопротивление, движение сознательных отказчиков от военной службы, медиа партизаны и так далее. Все эти проекты осуществляются на территории России, каждая из них имеет свой Телеграм-канал, представительство в социальных сетях и сайты и, удивительно, до сих пор работают.
Информационная война, которая ведется против России, пока еще требует расширения методик и инструментария контрборьбы. В первую очередь, с точки зрения работы на опережение. Модернизация вооружения, в том числе, медийного, во время военных действий - это важная практика, которая должна отрабатываться беспрерывно.