Простой крестьянский парень Николай Струнников пришел в Москву с пустыми карманами и огромным желанием стать художником. Он действительно стал успешным художником до революции и еще более успешным после. Увы, в постсоветское время о нем вспоминают все реже.
Николай Иванович Струнников родился в 1871 году в Орле. Помимо Николая у родителей было еще четыре дочери и один сын. Семья жила в селе Богородицкое Малоархангельского уезда Орловской губернии. Отец был приказчиком в местном магазинчике. Мать постоянной работы не имела, зато прекрасно вышивала бисером. Николай закончил три класса начальной школы, затем отправился работать «мальчиком» у орловского купца. Во время работы на складе товаров будущий художник начал рисовать, а потом решил отправиться в Москву. Сначала он обосновался в мастерской известного художника С. И. Грибкова. Грибков сам был выходцем из бедноты и, добившись успеха, все силы направил на помощь начинающим художникам, а также коллегам, попавшим в беду. Через его студию прошло немало юных художников. В 1892 году Струнников поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, за время учебы имел награды. Его наставниками были Архипов и Серов. Это время было одним из самых сложных в жизни художника. В училище было немало выходцев из бедных слоев населения, престижным ВУЗом оно не считалось (но воспитало при этом множество талантов). Значительная доля учеников – выходцы из крестьян и мещан со всех губерний страны, перебивалась случайными заработками и жила, где придется.
Из книги «Москва и москвичи» В. А. Гиляровского: «У С.И. Грибкова начал свою художественную карьеру и Н.И. Струнников, поступивший к нему в ученики четырнадцатилетним мальчиком. Так же, как и все, был «на побегушках», был маляром, тер краски, мыл кисти, а по вечерам учился рисовать с натуры. Раз С.И. Грибков послал ученика Струнникова к антиквару за Калужской заставой реставрировать какую-то старую картину. В это время к нему приехал П.М. Третьяков покупать портрет архимандрита Феофана работы Тропинина. Увидав П. М. Третьякова, антиквар бросился снимать с него шубу и галоши, а когда они вошли в комнату, то схватил работавшего над картиной Струнникова и давай его наклонять к полу:
— Кланяйся в ноги, на колени перед ним. Ты знаешь, кто это?
Н.И. Струнников в недоумении упирался, но П.М. Третьяков его выручил, подал ему руку и сказал:
— Здравствуйте, молодой художник!
Портрет Тропинина П.М. Третьяков купил тут же за четыреста рублей, а антиквар, когда ушел П. М. Третьяков, заметался по комнате и заскулил:
— А-ах, продешевил, а-ах, продешевил!
Н.И. Струнников, сын крестьянина, пришел в город без копейки в кармане и добился своего не легко. После С.И. Грибкова он поступил в Училище живописи и начал работать по реставрации картин у известного московского парфюмера Брокара, владельца большой художественной галереи. За работу Н.И. Струнникову Брокар денег не давал, а только платил за него пятьдесят рублей в училище и содержал «на всем готовом». А содержал так: отвел художнику в сторожке койку пополам с рабочим, — так двое на одной кровати и спали, и кормил вместе со своей прислугой на кухне. Проработал год Н.И. Струнников и пришел к Брокару:
— Я ухожу.
Брокар молча вынул из кармана двадцать пять рублей. Н.И. Струнников отказался.
— Возьмите обратно.
Брокар молча вынул бумажник и прибавил еще пятьдесят рублей. Н.И. Струнников взял, молча повернулся и ушел. Нелегка была жизнь этих начинающих художников без роду, без племени, без знакомства и средств к жизни». Художник и писатель дружили. Струнин дважды писал портреты Гиляровского, а также минимум два портрета его дочери.
В 1901 году он поступил в Высшее художественное училище Петербургской Академии художеств, где его наставником был И. Е. Репин. Финансовые трудности художника не оставляли и в столице. К тому же ему пришлось помогать осиротевшим сестрам. При Цусиме погиб родной брат художника. Во время революции 1905 года погибла старшая сестра.
Позже в 1913 году по рекомендации Репина он поступив преподавателем в художественное училище на Украине, где жил и работал до 1921 года, потом по вызову Наркомпроса вернулся в Москву. Струнников расписывал храмы, был реставратором, но наибольшую известность получил как портретист. Расцвет творчества пришелся на послереволюционные годы.
При такой биографии не удивительно, что Струнников позитивно отнесся к революции и пик его карьеры пришелся на советское время. Художник писал портреты героев Гражданской войны, позже Великой отечественной. За портрет партизана Лунева на Международной выставке в Париже в 1937 году Струнникову была присуждена Золотая медаль. Это самая известная картина автора.
Из книги из книги И.А.Круглого «Николай Иванович Струнников»: «В 1940 году Н.И.Струнникову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Через газету "Советское искусство" художник благодарил Советское правительство за оказанную ему высокую честь. "Мне 68 лет", - писал художник,— "я прожил большую и трудную жизнь. И только при Советской власти я получил возможность жить полнокровной творческой жизнью, жить для искусства. Обещаю все свои силы отдать делу развития искусства нашей великой Родины»
В Киеве художник женился, и брак был счастливым. В семье было трое сыновей. Сергей Николаевич Струнников был известным фотографом и героем ВОВ. Он был военным фотокорреспондентом и погиб на боевом посту в 1944 году. Художник пережил его на год.
Другие работы автора
Есть версия, что запорожец с трубкой - это автопортрет. Художник увлекался темой запорожского казачества под влиянием Гиляровского и Репина, а также жизни на Украине.
#искусство #живопись #искусство #картина #художник #ссср