Многие родители предвкушают, когда малыш подрастет и можно будет начать с ним что-то творить! Но чем старше ребенок становится, тем больше вопросов и растерянности появляется: с чего начать? Как познакомить малыша с рисованием? В каком возрасте можно показать пластилин и что-то лепить? А самое главное - как не отбить у ребенка интереса к творческим занятиям?
Рисование
✅ Когда начинать: с момента, когда ребенок начал сидеть. Можно и раньше, но это просто неудобно.
✅ С чего начать: пусть это будут пальчиковые краски.
➡️ Давайте по одному цвету за один раз. Для удобства выкладывайте немного краски на тарелку, стелите лист побольше, лучше А3, и не мешайте.
➡️ Конечно, первые несколько раз, малышу надо показать, что именно можно делать с краской: макните свой палец в краску и оставьте следы на листе.
➡️ Приготовьте заранее полотенце, а ребенка оденьте в одежду, которую не жалко. Некоторые детки рисуют голышом, чтобы стирки было меньше. Или можно использовать специальный фартук для рисования с длинными рукавами. Если ребенок совсем маленький, то посадите его к себе на колени.
✅ Как продолжать: после года уже можно показывать, как рисовать кисточкой, карандашом или фломастером. Для этого сядьте рядом с ребенком и начните рисовать что-то сами. Это могут быть и каракули, и набросок пейзажа. Важно то, что ребенок увидит ваши действия и захочет их повторить. Дайте ему такую возможность и по традиции не мешайте.
➡️ Если вы видите, что есть потребность, то можете показать, что можно рисовать с помощью карандаша: линии, точки, круги, овалы. При этом круги и овалы могут не получаться.
Когда ребенок рисует, он не обращает внимания на то, где находятся края бумаги. Как правило, малыши обнаруживают границы листа примерно после 2-2,5 лет. Поэтому настаивать на том, чтобы ребенок сдерживал свои творческие порывы и не пачкал стол, нет смысла. Либо все равно будет пачкать, либо перестанет рисовать.
➡️ Рисунки малышей до 2,5 лет – это каракули. Ребенок рисует их снова и снова, это завораживает его, ведь он оставляет следы своего присутствия в этом мире. Этот период называется стадией марания. Между 2,5 и 3 годами ребенок начинает замечать, что его каракули могу быть на что-то похожими. И тогда постепенно начинает появляться собственно рисунок.
➡️ Детям нравится рисовать на себе. Выдайте пальчиковые краски или водорастворимые фломастеры, и пусть наслаждается. Если очень грязно, поставьте художника в ванну. Принесите потом зеркало для самолюбования. И улыбайтесь! Даже если малыш нарисует на себе несмывающимися фломастерами, это не страшно. Опыт показывает, что через несколько дней сойдут и они.
Лепка
✅ Когда начинать: можно одновременно с рисованием, т. е. с того момента, когда ребенок начинает сидеть.
✅ С чего начать: не стоит сразу давать малышу пластилин, потому что его нельзя есть. Но можно лепить из соленого теста. Дети пробуют его, но много съесть не могут.
➡️ Конечно, первые встречи с тестом на лепку походить не будут. Покажите малышу, как можно оставлять следы на поверхности теста, как туда можно "прятать" фасоль или макароны, как отщипывать кусочки.
➡️ Можно сжимать тесто в ладошке или между двух ладошек, пытаться катать колбаски, оставлять отпечатки разными предметами. Скорее всего, ребенок сам что-то будет делать с тестом, тогда просто не мешайте.
➡️ Можно лепить какие-то фигурки и давать малышу "на растерзание", дети это любят. Также тесто или пластилин здорово налеплять, намазывать, возить, рвать, сыпать кусочками, резать детским ножом и т. п.
Аппликация
✅ Когда начинать: можно с 1-1,5 лет, меняя сложность в зависимости от возможностей ребенка.
➡️ Своеобразной репетицией аппликации являются наклейки. Их сейчас продается множество: отдельно или в составе книжек с заданиями. Начинать можно с года.
✅ С чего начать: покажите ребенку клей, объясните, как он действует. Научите приклеивать целые предметы на бумагу.
➡️ Когда малыш научится, то можно начинать приклеивать предметы по частям. Пусть сначала частей будет немного: ножка гриба и шляпка, цветок и стебель и т. п. Постепенно можно усложнять задания. А чтобы ребенок понимал, что должно получиться из частей, наметьте контуром итоговую фигуру.
➡️ В аппликации можно использовать бумагу разной фактуры, листья и другие природные материалы, ткани, ленты и т. п.
Разные виды творчества можно сочетать между собой как угодно. Например, нарисовать синей краской море и на следующий день наклеить туда кораблик. Все зависит только от фантазии.
Бывает, что малыш целыми днями делает что-то некрасивое, странное или нелепое. А очень хочется, чтобы было красивое и как в книжках. Лучше подождать и не высказывать свое мнение. Ведь ребенок еще совсем мал и только учится. И он ищет свой собственный путь. Он найдет, не сомневайтесь, но ему очень нужна поддержка родителей, ваша поддержка. Ничто так не вдохновляет ребенка, как мамин восхищенный взгляд и одобряющая улыбка. Вдохновляйте своих детей снова и снова, каждый день!
Делитесь в комментариях фотографиями с творчеством ваших малышей!
Наша Школа помогает молодым мамам стать увереннее, обрести ведущую материнскую позицию как в вопросах детского сна, так и в тонкостях детской психологии. Подписывайтесь на наш канал и рекомендуйте нас всем своим знакомым!