Продолжение статьи о влиянии коллективного бессознательного на сознание по Юнгу. Первая часть статьи здесь
«Трансцендентная функция манифестирует себя не бесцельно, но ведёт к откровению и открытию чего-то сущностного в человеке. Сначала она представляет собой чисто природный процесс, который при определённых обстоятельствах развёртывается без ведома и содействия индивида; этот процесс может осуществляться даже насильственно вопреки сопротивлению индивида. Смысл и цель этого процесса – осуществление изначальной, заложенной в эмбриональном зародыше, личности во всех её аспектах. Это созидание и развёртывание изначальной потенциальной целостности. Символы, которые использует для этого бессознательное, - те же самые, которые издавна употребляло человечество для того, чтобы выразить целостность, полноту и завершённость; это, как правило, символы четверичности и круга. Этот процесс я обозначил как процесс индивидуации.
Природный процесс индивидуации стал для меня моделью и путеводной нитью метода лечения. Бессознательная компенсация невротического устроения сознания содержит все те элементы, которые могли бы действенно и целебно корригировать односторонность сознания, если бы они были осознаны, то есть поняты и как реальность интегрированы сознанием. Крайне редко сновидение достигает такой интенсивности, что сознание – в результате шока – оказывается выбитым из седла. Как правило, сновидения слишком слабы и слишком непонятны, чтобы оказать на сознание основательное влияние. Вследствие этого компенсация со стороны бессознательного осуществляется без видимого невооружённым глазом результата. Хотя какой-то эффект она всё же имеет; только эффект этот – косвенный: бессознательная оппозиция при постоянном небрежении создаёт симптомы и ситуации, которые в конечном счёте неудержимо перечёркивают интенции сознания. Лечение вследствие этого усердствует и хлопочет над тем, чтобы по возможности понять и отдать должное сновидениям и прочим манифестациям бессознательного: с одной стороны, чтобы воспрепятствовать образованию бессознательной оппозиции, которая со временем становится опасной, с другой – чтобы как можно лучше использовать лечебный фактор компенсации»
«Если лечение осуществляется указанным здесь образом, то руководство принадлежит бессознательному, а сознанию – критика, выбор и решение. Если выбрано правильное направление, то это подтверждается посредством сновидений, которые удостоверяют прогресс; в противном случае происходит корректировка со стороны бессознательного. Ход лечения напоминает что-то вроде непрерывного пересуда и беседы с бессознательным. То, что правильному толкованию сновидений выпадает при этом главная роль, должно быть, достаточно явствует из сказанного. Но когда – можем мы спросить по праву – наше толкование является верным? Существует ли хоть относительно надёжный критерий для оценки правильности интерпретации? На этот вопрос, к счастью, можно ответить утвердительно. Если мы промахнулись с нашим толкованием или если бы оно оказалось бы неполным, то мы можем это при случае заметить по последующим сновидениям. Так, к примеру, наш прежний мотив опять повторяется в более ясной редакции, или наше толкование будет девальвировано при помощи какой-нибудь иронизирующей парафразы, или же проявится прямая, резкая оппозиция по отношению к толкованию. Если же мы предположим, что и эти толкования не попали в цель, то общая безрезультатность и тщетность нашей процедуры скоро дадут о себе знать в опустошении, бесплодности и бессмысленности предприятия: как врач, так и пациент задохнутся либо в скуке, либо в сомнении. Равно как правильное толкование вознаграждается оживлением, так неправильное – обрекается на затор, сопротивление, сомнение и прежде всего на обоюдное погружение в трясину и обмеление. Естественно, заторы могут возникнуть также из-за сопротивления пациента, например, если он упорно продолжает придерживаться изживших себя иллюзий или инфантильных притязаний. Случается и так, что врачу недостаёт должного понимания, как это однажды произошло у меня с одной очень интеллигентной пациенткой, которая мне по ряду причин показалась сомнительной. После удовлетворительного начала у меня всё больше и больше нарастало чувство, что моё толкование её сновидений где-то оказалось не совсем верным. Мне, однако, не удалось обнаружить источник ошибки, и поэтому я попытался разубедить себя и увернуться от сомнений. Однако во время консультация я заметил, что беседы всё более и более выхолащиваются и постепенно всё более ощутимой становится зияющая безрезультатность. Наконец я решился при первом же удобном случае сообщить об этом пациентке, от которой, как мне казалось, это обстоятельство не ускользнуло. Накануне ночью я увидел следующее сновидение. Я брёл по просёлочной дороге через освещенную лучами солнца вечернюю долину. Справа на крутом холме стоял замок, и на самой высокой башне, на чём-то вроде балюстрады сидела женщина. Чтобы её можно было лучше рассмотреть, я должен был так закинуть назад голову, что проснулся с судорогой в затылке. В этой женщине во сне я узнал мою пациентку.
Из этого я сделал заключение, что если в сновидении я должен был в такой степени смотреть наверх, то в действительности, очевидно, я смотрю на пациентку сверху вниз. Когда я сообщил о своём сновидении в купе с толкованием, тотчас наступило полное изменение ситуации и был достигнут превосходивший все ожидания успех лечения. Подобного рода опыт помогает в конечном счёте – после того как пришлось сполна поплатиться на собственном горьком опыте – обрести непоколебимую веру в надёжность компенсаций сновидения»
Как видим, очередной эпизод, где сам же Юнг говорит о позитивной роли коллективного бессознательного в жизни человека, а не о деструктивной. Вот только опять же по Юнгу получается так, что если не удаётся разрешить проблему, то бессознательное становится в оппозицию. Но ведь он же сам пишет, что подсознательное лишь дополняет не ухваченное сознанием. Соответственно, если оно становится в оппозицию, то это следствие нерешённости проблемы, а не бессознательного самого по себе.
Суть метода лечения Юнга заключается в том, что, слушая описания снов, видений и т.д., он пытается понять, о чём подсознание хочет сказать человеку. Понять самому и объяснить своему пациенту. Если врач мыслит в правильном направлении, подсознание опять же подскажет следующими снами, что врач и пациент идут в правильном направлении. Если они ошибаются, то подсознание усилит или сделает более очевидным неразгаданный посыл. В лечении, таким образом, «руководство принадлежит бессознательному».
Очень интересен его рассказ о том, как его сон помог ему разобраться с проблемой пациентки, с которой он до этого не мог справиться. Подсознание Юнга помогло ему справиться с решением задачи, которую ему не удавалось решить умом. Юнг говорит, что сны, фантазии и другие продукты бессознательного это «высказывания бессознательной психики о самой себе». Но любопытность этой ситуации заключается в том, что сон Юнга не имеет отношения к его психике, к процессам в его психике и т.д. Сон помогает ему решить задачу, с которой не справился его ум. Подсознание пришло ему на помощь, вот только оно рассказало ему не о психике сновидца, а о решении внешней задачи.
Вообще у Юнга интересная теория, интересна уловленная им связь образов в психике человека с образами мифов и сказок, но, как мне кажется, он так и не смог понять и, соответственно, объяснить, как же это работает. Описать взаимодействие образов, возникающих в головах людей, и образов, населяющих сказки и мифы. Центральная идея Юнга об этом взаимодействии заключается в том, что раз этот образ человек не мог встретить в жизни, значит он получил этот образ по наследству, родившись с ним. Он обязательно уточняет, что наследуются не представления, а возможность представлений. Видимо, чтобы объяснить, почему у одного есть такого рода видения, а у другого нет. Ведь если бы мы наследовали сами представления, то одинаковые видения должны были бы быть у всех в приблизительно равной степени.
«Эта идея, таким образом, запечатлена в человеческом мозгу со времён эона. Поэтому лежит она в бессознательном, готовая к проявлению. Нужны только определённые условия для того, чтобы заставить её опять выступить ... Меня довольно часто спрашивали, откуда же тогда происходят эти архетипы, или прообразы. Мне кажется, что их возникновения нельзя объяснить никак иначе, кроме как принять гипотезу о том, что они суть осадки постоянно повторяющегося опыта человечества. Одним из самых обыкновенных и одновременно самым впечатляющим является опыт каждодневного наблюдаемого движения солнца. Мы, конечно, не в состоянии обнаружить всё это в бессознательном, пока речь идёт об известном нам физическом процессе. Однако мы находим миф о солнечном герое во всех его бесчисленных вариациях. И именно этот миф, а не физический, образует архетип солнца…. Архетип – это некий вид готовности репрезентировать всегда и снова те же самые или подобные мифические представления»
«Архетипы, как нам кажется, не только отпечатки всегда повторяющегося типичного опыта, но одновременно они ведут себя эмпирически как силы или тенденции к повторению того самого опыта. Ведь всякий раз, когда какой-нибудь архетип появляется в сновидении, в фантазии или в жизни, он всегда привносит с собой некое особенное «влияние» или какую-то силу, благодаря которой он действует «нуминозно», т.е. ослепляюще, завораживающе или побуждает к поступкам»
«Поэтому, конечно, ни в коем случае не следует отрицать существование содержаний коллективного бессознательного, которое порой может быть очень действенным. Эти содержания, будучи содержаниями коллективной психики, противопоставлены индивидуальной психике и отличны от неё. У наивного человека эти вещи не были, конечно, отделены от индивидуального сознания, потому что ведь все эти боги, демоны и т.д. никогда не понимались как душевные проекции и вместе с тем содержания бессознательного, а как сами собой разумеющиеся реальности. Лишь в эпоху Просвещения нашли, что эти боги всё же не существуют на самом деле, а есть всего лишь проекции. Тем самым они были упразднены. Однако психическая функция, которая им соответствовала, ни в коем случае не была упразднена, она перешла во владение к бессознательному – из-за чего сами же люди оказались отравленными избыточным либидо, которое до сих пор было прилажено к культу идолов. Обесценивание и вытеснение такой сильной функции, каковой является религиозная, имели, конечно, значительные последствия и для психологии отдельного человека. Ибо бессознательное благодаря оттоку этого либидо чрезвычайно усилилось и начало оказывать мощное влияние на сознание при участии своих архаических коллективных содержаний. Период Просвещения закончился, как известно, ужасами Французской революции. Ныне мы также переживаем тот же подъём бессознательных деструктивных сил коллективной психики. Результат – беспрецедентные массовые убийства (писал в 1916г). Это как раз то, к чему стремится бессознательное. Прежде его позиция была безмерно усилена рационализмом современно жизни, который девальвировал всё иррациональное, благодаря чему функция иррационального погрузилась в бессознательное. Однако, если эта функция находится в бессознательном, то действует она оттуда опустошительно и неудержимо, как какая-то неизлечимая болезнь, очаг которой нельзя выкорчевать, потому что он невидим»
А в этом эпизоде Юнг опять же говорит о деструктивной роли бессознательного. И, как видим, социальные катаклизмы, такие как войны и революции, Юнг считает следствием «подъёма бессознательных деструктивных сил коллективной психики».
«По моему мнению, которое основывается на многолетнем опыте и многочисленных изысканиях, значение бессознательного вероятно столь же велико, как и значение сознания для совокупной мощности психики»
«В таком случае было бы неуместным принимать в расчёт более или менее исключительную точку зрения сновидения, игнорируя при этом положение сознания; это только бы побудило к тому, чтобы запутать и разрушить сознательное достижение. Только при определённо неудовлетворительной или дефектной сознательной установке мы имеем право признать за бессознательным наивысшую ценность»
«Поэтому, если сознательная установка более или менее удовлетворительна, то значение сновидения ограничивается только его компенсаторной функцией. Для нормального человека при нормальных внутренних и внешних условиях это должно было бы быть правилом. По этой причине мне кажется, что теория компенсации даёт в общем правильную и соответствующую фактам формулу, так как она придаёт сновидению значение компенсаторной функции – что касается самоуправления психического организма.
Если же мы имеем случай, который отклоняется от нормы в том смысле, что сознательная установка как объективно, так и субъективно плохо приспособлена, тогда обычно только компенсаторная функция бессознательного приобретает дополнительный вес и возвышается до направляющей, проспективной функции, которая оказывается в состоянии совершенно изменить сознательную установку и придать ей иную, лучшую направленность по сравнению с предыдущей»
Опять же, о позитивной роли бессознательного в жизни человека.
«Существование коллективного бессознательного означает, что индивидуальное сознание вовсе не является чем-то беспредпосылочным. Напротив, на него в значительной мере оказывают влияние наследственные предпосылки, несмотря на неминуемые воздействия ближайшего окружения и среды. Коллективное бессознательное есть психическая жизнь предков в своём первоистоке. Это – предпосылка и родная земля всякого сознательного душевного события, а посему также исходный пункт, который в значительной мере компрометирует свободу сознания, постоянно и изо всех сил стараясь пустить все процессы сознания по старым путям. Этой определённой опасностью объясняется чрезвычайное противления сознания бессознательному. Однако речь тут идёт не о фрейдовском противлении сексуальности, а о чём-то намного более всеобщем, а именно об инстинктивном страхе потерять свободу сознания и подпасть под автоматизм бессознательной психики. Для определённой породы людей эта опасность, по-видимому, лежит в области сексуальности, ибо эти люди именно там боятся потерять свою свободу, у других же эта опасность лежит совершенно в других областях, а именно там, где ощущается определённая слабость, где не удаётся воздвигнуть против бессознательного действенные препоны»
Таким образом, бессознательное — это большой пласт психики человека, который имеет серьезное влияние на жизнь человека. Юнг часто пишет о деструктивной роли подсознательного, но не совсем понятно, какую угрозу представляет подсознательное для человека само по себе. По Юнгу получается так, что речь идёт «об инстинктивном страхе потерять свободу сознания и подпасть под автоматизм бессознательной психики». Сознание противится бессознательному, и потому бессознательное проявляется тогда, когда противление сознания снижено, а именно во снах, фантазиях, видениях и т.д
При этом Юнг считает, что бессознательное имеет компенсаторную функцию, которая заключается в том, что помогает «корригировать односторонность сознания». Метод лечения Юнга заключается в том, чтобы понять, о чём «хочет сказать» человеку подсознание. Ход лечения напоминает беседу с подсознательным. Врач толкует значения видений и снов, если толкование неправильное, то подсознательное усиливает предыдущий посыл, если толкование верное – появляется следующий посыл. И так до тех пор, пока не будет решена проблема пациента.
Конкретные примеры, которые приводит Юнг, к сожалению, их достаточно мало, говорят о том, что проявление бессознательного всегда связано с конкретными реальными жизненным проблемами человека. Проблема не стоит так, что жил себе человек, горя не знал, и вдруг начинает пробиваться бессознательное, он видит сны, видения, и это не даёт ему жить нормально. Нужно чтобы прекратились видения, а других проблем и нет. На деле получается так, что пациент приходит к Юнгу с целым ворохом личных проблем, а сны и видения пациента связаны с его жизненными проблемами, и по сути рассказывают врачу, в чём же проблема пациента.
В то же время Юнг не раз упоминает, что архетипы, через которые проявляет себя бессознательное, являются чем-то наподобие инстинктов. То есть они «навязывают» человеку модель поведения. Тогда можно предположить, что согласно теории Юнга жизненные проблемы у человека появились вследствие его действий, навязанных архетипами подсознательного.
Следующая статья о формировании архетипов и коллективного бессознательного здесь
Все цитаты в кавычках являются точными выдержками из работ Юнга. Без кавычек - моё понимание его теорий.
По материалам книги Юнга «Структура психики и архетипы»