Найти тему
Блог Хеба

Катана и тати. Краткая история и устройство

Оглавление

Содержание

О формате статей

Важное введение

Сабля или меч

Краткая история

Классификация мечей по периодам

Основные характеристики японских мечей

Устройство японского меча

Уход за японским мечом

Ценность и значение японского меча

Подделки

Ритуал сэппуку

Этикет японского меча

Интересные факты

Словарь терминов

О формате статей

Выбор темы новой статьи, на фоне предыдущих может показаться странным, однако, как я говорил, я хочу писать в этом блоге то, что мне интересно, и одной из таковых тем будет наука, технологии, техника и оружие. А первую статью на эту тему я решил посвятить катане, хотя честно скажу, это немного кликбейт, ведь все любят катаны… ну или почти все.

В статьях об оружии и технике я планирую меньше времени уделять истории, так как эта тема хорошо раскрыта в огромном количестве других статей, пабликов и видеороликов. А больше внимания хочу уделить именно технологиям изготовления, и характеристикам рассматриваемых экземпляров. Впрочем, я открыт для отзывов, и если какие-то темы вам особенно интересны, пишите об этом в комментариях.

Тема японского меча, гораздо обширнее, чем может показаться на первый взгляд и мне пришлось порядком сократить всю собранную информацию, для того чтобы уместить её в относительно небольшую статью. Поэтому историческая справка будет кратка, а о философии и самих самураях я скажу только в самых общих чертах. Основная часть будет посвящена устройству и типам японского меча, уходу за ним и этикету. В материале будет рассматриваться несколько категорий японского меча, но многие виды оружия, такие как нагината или одати я оставлю за рамками этой статьи, чтобы не раздувать её сверх меры, а так же упускаю некоторые детали и нюансы изготовления, не имеющие большого значения для не специалистов.

Важное введение

Необходимо сказать пару слов о том, в чём особенности этой статьи.

Во-первых, эта статья не для узких специалистов, а для широкой аудитории, не имеющей специальных знаний. Поэтому я постараюсь уменьшать количество японских терминов, заменяя их привычными нам, но с указанием в скобках японского названия, например, рукоять (цука). За исключением тех терминов, которые отсутствуют в русском языке или не вполне соответствуют нужным по смыслу. Например, цуба это японский аналог гарды, однако это не вполне одно и то же и называть цубу гардой в привычном понимании будет не верно. То же касается временных периодов. Далеко не каждый читатель знает, когда в Японии наступил период Эдо, а когда Камакура, поэтому я буду указывать век. В случае необходимости я так же оставлю в конце словарь тех терминов, которые используются в статье.

Кроме того, множество статей на тему японского традиционного оружия страдают одним существенным недостатком – они рассказывают о нём без привязки к каким-либо временным периодам, а в итоге у неподготовленного читателя складывается в голове каша из разных эпох и создаётся впечатление, что множество разных типов вооружения существовали одновременно, или наоборот далеко друг от друга. Например, мало кто в курсе, что пресловутые катаны, на этапе наибольшей популярности, уже соседствовали с большим количеством огнестрельного оружия. А популярные танто и вакиндзаси были актуальны в совершенно разные периоды японской истории. Таким образом, в своём материале, я постараюсь поддерживать последовательность и указывать временные периоды того или иного оружия.

И последнее, но не по важности, это усреднение данных. Описываемая информация носит собирательный усреднённый характер, демонстрирующий общее положение дел в оружейном деле Японии. Если речь идёт о том, что мечи в целом стали худшего качества это не значит, что не было отдельных шедевров, если говорится, что катаны стали популярны в 15 веке, это не значит, что отдельных экземпляров не существовало раньше. Здесь речь об общих тенденциях, в которых всегда бывают ответвления и исключения.

Сабля или меч

Конечно, я не мог опустить и вечный холивар на тему катана это сабля или меч. Я ознакомился с рядом мнений и источников на эту тему, и поделюсь с вами напрашивающимися выводами.

Используя современную криминалистическую классификацию холодного оружия катана безусловно является оружием типа сабля, так как соответствует всем её свойствам. В этом мы можем убедиться, почитав ГОСТ 51215-98 Оружие холодное. Данные критерии касаются непосредственно материальной стороны оружия, не учитывая других особенностей. Для целей данной классификации это адекватный подход и если в каком-нибудь полицейском протоколе будет написано, что преступник был вооружён саблей – катана, это будет верно. Более того, если гипотетически предположить исследователя, не знающего ничего о Японии и катанах и дать ему классифицировать оружие по устройству и внешнему виду, нет сомнений, что он классифицирует её как саблю.

Однако, если мы учитываем историю происхождения данного оружия, особенности его использования и лингвистические особенности происхождения этого названия, то с определённой степенью приближения можем назвать её мечом. Но в данном случае, определение нельзя назвать точным, так как, опять же, стоит вырвать его из контекста японского происхождения, как точность классифицирования сходит на нет. Если вы положите рядом длинный европейский меч, или меч эпохи викингов и катану, и, осмотрев их скажете, что это одно и то же, у меня для вас плохие новости.

Впрочем, большинство людей, в том числе и специалистов по теме привязались к термину меч и считают его единственно верным. Таким образом, самым правильным вариантом я вижу выделение японского клинкового оружия в отдельную категорию – японский меч. Это позволяет закрыть все вопросы, касательно классификации и особенностей устройства и именно такой термин я буду использовать в своей статье. Без приставки японский, термин меч, перестаёт отражать существенные отличия катаны от обычного меча. То есть, катана и другое клинковое оружие, это не сабля и не меч, это японский меч.

Краткая история возникновения

Предшественником японского меча в широком смысле был китайский обоюдоострый меч «цзянь», который в Японии получил название «кэн» или «цуруги» (это разное прочтение одного иероглифа). Он использовался в 3-4 веках на восходе японской цивилизации, когда Япония активно перенимала всё китайское.

Традиционный китайский обоюдоострый меч Цзянь
Традиционный китайский обоюдоострый меч Цзянь

Наперёд, хотелось бы отметить, что японское слово «то» и «катана», так же являются разными прочтениями одного иероглифа и обозначают одно и то же. Не вдаваясь в нюансы японского, которыми я всё равно не владею, слово «то» примерно обозначает – меч.

Со временем кэн преобразился в переходный вариант «кофун-то», меч с односторонней заточкой, схожий с европейским палашом, они применялись с 5 по 8 века. При этом у меча появляется изогнутая рукоять, хотя клинок всё ещё остаётся прямым. А со временем добавляется каплевидная гарда.

Формирование японского меча в том виде, к которому мы привыкли происходило на протяжении нескольких последующих веков с 8 по 12 (период Нара и Хэйан). При этом мечи кэн многие века существовали наравне с появившимися тати, прежде чем были ими вытеснены.

Тати – японский военный меч, по конструкции являющийся тем, что мы привыкли называть катана. Его зарождение, по некоторым предположениям, является ответом на совершенствование японского доспеха, с которым прямой клинок плохо справлялся. После изгиба рукояти, который появился сперва, последовал постепенный изгиб клинка, что придало японскому мечу мощные режущие свойства.

Тати 13 века. Национальный музей Токио.
Тати 13 века. Национальный музей Токио.

Первые тати были более длинными и узкими, для удобства работы ими с лошади, так как абсолютное большинство схваток того времени представляли собой сражения конницы использовавшей сначала луки, а затем ближний бой. Так же тати того времени получили более выраженный излом рукояти, что не свойственно более поздним катанам. Период с 1185 по 1333 годы (период Камакуры) является расцветом с точки зрения металлургии при создании японского меча. В последующие века качество ковки тати медленно и постепенно снижается, так как оружия требуется много, а лучшие мастера могли выдавать 2-3 высококачественных меча в год.

В процессе эволюции для тати, появляется пара. В разных ситуациях это может быть короткий меч косигатана с длиной клинка до 50 см и не имеющий цубы (стиль айкути) или танто - кинжал с длиной клинка до 30 см. Впрочем, они могли носиться одновременно. Танто мог иметь как прямой клинок, так и изогнутый, существует много вариантов обоих типов.

Танто. Один из вариантов.
Танто. Один из вариантов.

В 12-14 веке произошли два вторжения монголов, которые привели к изменению тактики боя японских воинов. Ими стало больше внимания уделяться пешему бою, а японские мечи сделались тяжелее и стали иметь примерно одну толщину по всему клинку, чтобы лучше справляться с монгольскими доспехами.

Более поздний тати
Более поздний тати

В 14 веке (период Намбокутё) появляются японские мечи утигатана. К сожалению, я точно не смог определить, кем и как именно они использовались, но предполагаю, что на тот момент это было дополнительное оружие пехоты, не имеющее цубы и страдающее низким качеством изготовления. Однако, если тати можно считать прародителем катана, то появление утигатана, можно считать следующим шагом к появлению этого японского меча.

К 16 веку (период Мурамати) происходят новые изменения тактики и следовательно вооружения. В Японии появляется огнестрельное оружие, привезённое европейскими паломниками, и его эффективность быстро оценивается враждующими сторонами (у которых есть к нему доступ).

Это приводит к новой трансформации тактики, в основу которой становится вооруженная копьями и аркебузами пехота. Длинные тати теряют актуальность для боя в пешем строю и в этот период, более короткая утигатана получает цубу. Качество изготовления утигатана растёт вместе со спросом на это оружие. А вскоре утигатана разделяется на два японских меча в зависимости от длины клинка, катану и вакиндзаси.

Комплект дайсё. Катана и вакиндзаси.
Комплект дайсё. Катана и вакиндзаси.

К этому времени танто почти утрачивает актуальность как боевое оружие, а самураи перевооружаются на пару катана и вакиндзаси. Такую пару выполненную в едином стиле называют дайсё – большой и малый. В то же время мечей требуется всё больше, и их качество постепенно снижается уступая количеству. Однако гораздо большее развитие получает само искусство фехтования.

17-19 века (период Эдо) становятся эпохой стабильности в Японии, когда многочисленные прежде конфликты почти прекратились, не считая отдельных восстаний и локальных проблем. В это время значительно возвышается сословие самураев, а сражения превращаются в многочисленные дуэли или небольшие стычки с разбойниками. Ввиду зажиточности и отсутствия серьезных конфликтов начинается моральное разложение. Именно в это время дайсё становятся наиболее привычным гражданским оружием. Они носятся без доспехов, заложенными за пояс лезвием вверх. Прочим сословиям, кроме самурайства, категорически запрещается носить длинные мечи катана, но разрешается вакиндзаси.

В 19-20 веке (период Мэйдзи, Тайсё и Сева), с «помощью» американцев (куда же без них), Япония открывается для торговли с Европой, что полностью подрывает её экономику. Искусство кузнецов утрачивает актуальность, а производством оружие начинает руководить соответствующее министерство. В это время упраздняется институт самурайства и запрещается ношение мечей. А в армию, на смену паре дайсё приходит европеизированная сабля.

Японская армейская сабля
Японская армейская сабля

Впрочем, сабля в японских вооруженных силах не прижилась, и вскоре была заменена на военные мечи, гун-то. Эти мечи по конструкции и способу ношения были аналогичны тати, но производились фабричным способом, поэтому не представляли серьезной ценности. Мечи сингунто стали армейским вариантом с железными ножнами, а мечи кайгунто, оружием морских офицеров, с деревянными ножнами.

Сингунто 1938 года. Оригинал.
Сингунто 1938 года. Оригинал.

Примерно так, в очень кратком изложении выглядит история появления и заката мечей тати и катана. Различные временные эпохи накладывали свой отпечаток на производство и использование того или иного вида оружия. Они становились то популярнее, то к ним терялось внимание. Как, например, танто, который сначала имел военную ценность, после чего потерял популярность и почти исчез, однако, в последующие периоды стал статусным предметом с богатой отделкой.

Я постарался выделить наиболее важные этапы в развитии оружия, однако, это далеко не полный перечень изменений, но для глубокого и детального изучения вопроса, есть соответствующая литература.

Классификация мечей по периодам

Как и любое оружие, с течением времени, японские мечи изменялись по качеству изготовления и приобретали характерные особенности, поэтому в Японии принято классифицировать мечи по нескольким крупным периодам:

Кото (Koto) — старые мечи. В эту категорию входит всё, что сделано ранее 1596 г.

Синто (Shinto) — то есть новые мечи. Клинки, датируемые 1595-1790 годами.

Синсинто (Shin-Shinto) — новейшие мечи, изготовленные с 1790 по 1876 гг.

Гэндайто (Gendaito) — с 1876 года по сей день.

Эти периоды делятся на множество более мелких, которые я приводить здесь не буду.

Основные характеристики японских мечей

Японские мечи имеют заложенные традицией нюансы изготовления и последующей оценки качества оружия. За свой период развития клинок приобрёл массу особенностей, не типичных для европейского оружия. В результате появилось множество различных элементов, каждый из которых получил свой стиль и определенную манеру исполнения. Все они имеют собственные названия и различные вариации. Ниже я рассмотрю только часть из них, не углубляясь в совсем специализированные детали.

Основные части катаны
Основные части катаны

Представленная схема имеет лишь часть существующих обозначений, различных частей оружия. Я оставил только наиболее популярные и рассматриваемые в этой статье. На самом деле их больше.

Главное отличие тати и катаны состоит не в устройстве (хотя тати обычно длиннее), а в назначении и манере ношения. Тати это военное оружие, которое используется с доспехами во время боевых действий и носится лезвием вниз. Катана это повседневное оружие, которое носят без доспехов за поясом и лезвием вверх.

Тати в разобранном состоянии
Тати в разобранном состоянии

Усредненные размеры катаны таковы: вся конструкция около 90 см, 72 см клинок и 18 см хвостовик. Для тати же это 100-110 см, 80 см клинок и 20 см хвостовик. Однако, эти значения могут варьироваться в зависимости от пользователя, так как каждая катана создаётся по индивидуальным размерам владельца. Ширина клинка 27-35 мм. Рукоять (цука) от 25 мм до 30 мм. Прогиб катаны в среднем равен или чуть больше ширины полосы клинка, для тати это значение может быть в 2-2,5 полосы. Убранство катаны всегда скромнее несколько роскошного тати. Она демонстрирует сдержанность скромность и элегантность.

Вакиндзаси считается малым мечем и носится в паре с катаной. Он имеет идентичное устройство и размеры клинка 30-60 см. Ширина и сечение клинка не уменьшаются и являются такими же как у катаны. Вакиндзаси располагается за поясом вместе с катаной, но ближе к телу и закреплялся специальным шнуром сагэо. Стоит отметить, что вакиндзаси отличается от танто, формой и длиной клинка.

По характеру кривизны клинка, катаны имеют три категории:

Коси-зори – точка максимального прогиба расположена примерно на одной трети общей длины, ближе к рукояти.

Тории-зори – точка максимального прогиба находится примерно на середине клинка.

Саки-зори – центр прогиба сдвинут в направлении острия

Форма поперечного среза клинка так же имела многочисленные варианты с характерными им названиями. Перечислять их все тут не буду, это информация для специалистов, однако внешний вид вы можете видеть на иллюстрации.

Геометрия клинка. Некоторые виды характерны только для танто и других ножей
Геометрия клинка. Некоторые виды характерны только для танто и других ножей

Острие (киссаки) так же имеет различные формы в зависимости от школы и периода изготовления оружия.

Варианты острия (киссаки)
Варианты острия (киссаки)

Хвостовик меча – накаго. В отличие от европейских мечей хвостовик в японской традиции имеет важное значение, он имел особую форму и отделывался особым способом в зависимости от школы изготовления. Интересная особенность – хвостовики реальных древних мечей никогда не чистятся от ржавчины, так как её наслоения и общий вид принимают непосредственное значение при оценке клинка. Допускается только поверхностная очистка тряпкой, иначе можно полностью обесценить клинок.

У хвостовиков так же есть несколько типовых форм.

Варианты хвостовиков. Короткие варианты характерны для танто и других ножей.
Варианты хвостовиков. Короткие варианты характерны для танто и других ножей.

Почти весь хвостовик покрывался шероховатой насечкой, которая с одной стороны позволяла рукояти прочнее сидеть на хвостовике, усиливая трение, а с другой стороны имела особые черты мастера изготавливающего оружие, являясь своего рода клеймом.

Разумеется, одной из важнейших характеристик клинка был хамон – закалочный узор возникающий на лезвии в процессе изготовления. Хотя сам по себе узор возникает неумышленно вследствие закалки клинка, японцы придавали ему особое значение и с помощью всевозможных ухищрений старались создать уникальный узор свойственный своей школе изготовления.

Хорошо заметный хамон
Хорошо заметный хамон

Видов хамон десятки, однако, не каждый любитель в состоянии заметить разницу между некоторыми схожими на первый взгляд узорами. На качественном клинке хамон обязательно должен присутствовать и на острие (киссаки).

У японского меча может быть дол, однако он не является традиционным клинка.

На клинке так же могла быть гравировка (хоримоно). Для её нанесения мастера того времени не использовали кислоты или другое травление, всё производилось штихелем. Впрочем, гравировка характерна для редких мечей весьма авторитетных и состоятельных владельцев.

Существовало пять наиболее значимых школ изготовления, имеющих свои особенности, как-то глубина и нахождение прогиба, вид хамон и множество других нюансов.

Устройство японского меча

До наступления промышленной революции оружие изготавливалось в специальных мастерских. Причём, с 12-13 веков, появляется чёткое разделение по специализациям. Кузнец ковал только клинок, полировку осуществлял полировщик, цубу изготавливал мастер по цубам (цубако), рукояти - мастер по рукоятям (цука-маки), ножны – мастер по ножнам (сая-маки). В литературе я встречал, неопределённость по поводу того, как происходил процесс заказа меча. Неужели владелец обходил всех мастеров сам? Осмелюсь сделать своё личное, дилетантское заключение, что мастерская объединяла всех необходимых специалистов. Старший мастер принимал заказ, и уже сам отслеживал и передавал его нужным специалистам. Но это лично моё мнение.

Клинки изготавливались из многослойного дамаска, отличавшегося однородностью. Причем высокоуглеродистые части образуют внешнюю оболочку и лезвие, а внутри располагается пластичный фрагмент.

Количество слоёв в таком дамаске может насчитывать десятки и даже сотни тысяч. Однако, здесь часто существует путаница. Сто тысяч слоёв не значат сто тысяч полос металла. Одна полоса сложенная вдвое даёт два слоя, а сложенная ещё раз уже 4 и количество слоёв на самом деле всего лишь 2 в степени n, где n количество складываний полосы. Так что сто тысяч слоев это примерно 17 раз сложенная полоса.

Изготовление меча древними мастерами неизменно сопровождалось синтоистскими ритуалами, которые имели большое значение, в том числе, и в японской культуре производства оружия. Ритуализация вообще была свойственна любым процессам того времени.

В ходе плавки в традиционной печи татара из руды выгорают вредные примеси, а древесный уголь привносит углерод, в результате чего получается первичная сталь (тамахагане). Эта сталь неоднородна и содержит разное количество углерода, до 1,5%. Мастера руководствуясь опытом и чутьём сортируют сталь. После чего низкоуглеродистая сталь идёт на ковку сердечника, а высокоуглеродистая на ковку твёрдой внешней оболочки.

Традиционная (хоть и современная) печь татара.
Традиционная (хоть и современная) печь татара.

Ковали дамаск следующим образом: холодная пластина стали разделялась на части, которые складывались стопкой, нагревались, обсыпались флюсом, и сваривались молотом воедино (в данном случае имеется ввиду конечно кузнечная сварка, а не привычная обывателю). Затем получившаяся болванка вытягивалась, надрубалась посередине и складывалась вдвое и снова сваривалась. Такая операция повторялась не менее 10 раз.

При этом ковка осуществлялась несколькими людьми. Мастер чаще всего вращал заготовку показывая куда бить, а помощники методично обстукивали её молотами.

Затем заготовке придавалась форма с помощью двуручного струга (сэн), своеобразного рубанка по металлу. На этом этапе было важно соблюдать точность и симметрию.

На следующем этапе поверхность обрабатывалась напильником и проводилась грубая шлифовка.

Затем клинок покрывался специальным составом на основе глины, для дальнейшей закалки. При этом лезвие оставалось почти не тронутым. В зависимости от того как нанесено это покрытие будет выглядеть хамон, и любые ошибки могли загубить всю работу. Причём даже мастера своего дела зачастую отправляли до половины мечей в брак на этом этапе.

Чтобы клинок «не повело» во время закалки, перед нанесением смеси его отжигают при температуре около 800 градусов. Сама закалка происходила классическим способом, погружением клинка в воду, с тонкостями, которые мастер опять же определял по собственному опыту.

После закаливания, клинку требовалось не менее года, для нормализации кристаллических структур, но чтобы избежать такой потери времени, использовалось искусственное старение, путем многократного нагрева до температуры отпуска закаливания (около 200 градусов).

После этого кузнец осуществляет предварительную шлифовку, делает насечку на хвостовике, сверлит крепежное отверстие для шпильки (мэкуги) на которой держится рукоять, ставит своё клеймо и занимается декоративными украшениями и долом в случае необходимости.

После этих процессов клинок передавался полировщику. И полировка и заточка клинка требовала особого мастерства, которое осваивали специалисты полировочных школ Хоньами и Фудзисиро. В первой из них молодые люди обучались по 5 лет, а прежде чем аттестоваться ученику необходимо было пройти до 10 лет стажировки. Сам полный цикл заточки и полировки требовал не менее двух недель работы. Неумелая полировка так же могла привести к порче клинка.

Полировка происходит с помощью широкого набора специальных абразивных камней, которые делятся на два типа водяные и масляные, в зависимости от того чем их смазывают во время процесса полировки.

Сам процесс полировки сложен в деталях, однако имеет три основные стадии, предварительная, промежуточная и окончательная полировка. Каждый этап выполняется с использованием специального набора камней, которые мастер подбирает исходя из характеристик клинка и текущей задачи.

Именно в процессе полировки в большой степени выступает рисунок хамон.

Ножны (сая) склеивались из двух половинок магнолии, и лакировались. В более поздние эпохи ножны чаще делали однотонными и сдержанными, в то время как в более ранние использовали кожу и шкуры красивых животных для обтяжки.

У катаны к ножнам крепилась скоба куригата, для продевания в неё шнура (сагео), а для тати крепилась обойма с петлями для подвеса на пояс. Для тати так же характерны были скобы и стягивающие кольца на ножнах, а так же стакан исизукэ, защищающий ножны от повреждений и несущий декоративную функцию.

Ножны современных армейских японских мечей изготавливаются в заводских условиях из железа или дерева.

Окантовка устья ножен изготавливалась из металла и подгонялась под специальную муфту (хабаки) катаны, чтобы оружие не выскальзывало из ножен. Таким образом, достигалось его плотное удержание. Но и излишне тугое удержание могло стать фатальным для владельца в бою, так что этот участок конструкции тоже имел важное значение.

Хабаки
Хабаки

Хабаки это бронзовая или латунная муфта на хвостовике перед цубой. Она может быть украшена мелкой насечкой «кошачьи царапины», которая играет как, декоративную так и функциональную роль, снижая «прилипание» поверхностей друг к другу.

Перед цубой так же располагалась шайба сэппа, для более плотного удержания конструкции.

Сэппа
Сэппа

Рукоять из дерева покрывалась кожей ската, очень прочной и хорошо текстурированной для крепкого хвата, а сверху оплеталась тесьмой. Видов оплётки существует множество, но наиболее распространённых всего несколько, и отличаются они лишь мелкими деталями. Для оплетки используется шелковая тесьма высокой плотности и толщины порядка 1 мм. Ширина тесьмы порядка 10 мм. Финальный узел на окончании рукояти так же являл собой особое искусство, хотя главная его функция плотно удерживать обвязку.

В ранней традиции на окончании рукояти могло крепиться кольцо для темляка или украшений.

Вторая муфта – фучи, крепится на передней части рукояти. Она не является кольцом, а так же имеет форму стакана с прорезью для хвостовика.

Ещё одна часть рукояти – мэнуки, небольшое парное украшение по обе стороны рукояти крепившееся под оплёткой или прямо поверх кожи, если оплетка не использовалась. Мэнуки могут располагаться как по центру рукояти, так и быть разнесены относительно друг друга под место хвата руки владельца, что позволяет более прочно удерживать оружие в бою. Однако, это лишь предположение, так как встречаются разнесённые мэнуки располагающиеся не у места хвата.

Пример мэнуки
Пример мэнуки

Крепится рукоять бамбуковой или костяной шпилькой (мэкуги) диаметром 6 мм. Как правило, шпилька была одна, хотя встречаются старые боевые тати с двумя отверстиями под мэкуги. Стоит обратить внимание, что в отличие от большинства образцов европейского оружия, японские мечи легко и быстро собираются и разбираются без привлечения мастеров по оружию, и могут делать это многократно. Это одна из их значимых особенностей по сравнению с европейским оружием.

Цуба – своеобразная гарда японского меча один из самых примечательных элементов монтировки. Средний диаметр цубы для больших мечей составлял 75-85 мм, а толщина 4-5 мм. Формы цубы могли быть разные, наиболее частые круглые, овальные, почти квадратные со скругленными углами, мокко – форма сродни четырём лепесткам разной степени глубины, реже многоугольные и аои – производная от мокко с четырьмя специфическими лепестками. И самый редкий тип гарды для церемониальных мечей - ситоги, которая, по сути, не является цубой, а больше схожа с классической гардой. Существуют и другие произвольные формы.

Некоторые варианты цуб
Некоторые варианты цуб

Как и клинок цуба ковалась из неоднородного металла, поэтому сохраняла приличную прочность даже будучи рельефно изрезана декором.

Цубы покрывались лаком с целью защиты от влаги и царапин. Это один из богатейших в плане декорирования элементов японского меча. Центральное окно цубы для хвостовика часто имело несколько вбитых кусочков мягкого метала, которые вытачивались мастером при подгонке.

Цуба для тати оснащалась двумя окнами для крепления шпильки-шила (когай) и ножичка (когатана), чтобы их можно было извлекать без обнажения клинка. Окна для когай не делались с катаной, за ненадобностью, а окно для когатана в некоторых случаях оставляли. Шпилька, по наиболее распространённой версии, в ранние времена служила в первую очередь для развязывания узлов доспешной шнуровки, но могла иметь и любые другие подсобные функции как тонкий и острый предмет. Размещалась когай в подпружиненном кармашке ножен с внешней от тела стороны.

Когай
Когай

Когатана же является маленьким ножом для бытовых целей. Его небольшой клинок, хотя и производился из такой же качественной стали, что и мечи, быстро приходил в негодность при частом использовании, поэтому часто заменялся и не представлял большой ценности, а вот рукоять (козука) часто имела богатое декоративное украшение и являлась предметом любования. (Часто бывает, что весь нож называют козука).

Когатана
Когатана

Козука, обычно, изготавливалась из железа или различных драгоценных сплавов. Клинок удерживался в Козука одним лишь трением в результате подгонки, а при разбалтывании туда подкладывали бумагу. Когатана крепилась на внутренней стороне ножен.

Уход за японским мечом

Для сохранения всех своих качеств японскому мечу, как и любому оружию требовался особый уход и чистка. Для этого требовалась определённая последовательность действий:

· Меч извлекался из ножен

· Положив меч, необходимо было выдавить из рукояти шпильку (мэкуги).

· Держа рукоять в левой руке её необходимо осторожно снять, а в отверстие на хвостовике вернуть шпильку.

· Затем снимается цуба, сэппа и хабаки.

· С помощью специальной размягченной бумаги снимаются остатки старой смазки и пудры для чистки.

· Затем осуществляется новое напудривание специальным составом «утико» с обеих сторон.

· Новым листом бумаги пудру необходимо снять.

· Для смазывания клинка используют смоченный маслом листок бумаги, которым протирают вначале спинку, а затем всю поверхность металла.

· Затем меч собирается в обратном порядке.

Частота чистки зависит от обстоятельств. Два-три раза в год для неиспользуемого клинка достаточно. В старину же самураи чистили оружие постоянно, желательно ежедневно, так как использовалось оно постоянно, и подвергалась в той или иной мере влиянию окружающей среды.

Главный враг клинка это влага, причем обычной влажности воздуха может быть достаточно, чтобы обзавестись проблемами и ржавчиной. Длительное хранение выгодно было осуществлять, разобрав меч, сохраняя монтировку и клинок отдельно. Клинок при этом лучше помещать в масло или специальные ножны для хранения (сирадзая), представляющие собой ножны из простой древесины никак особенно не выделанные.

Катана в ножнах сирадзая
Катана в ножнах сирадзая

Если клинок хранился в сирадзая, то монтировка хранилась с деревянной моделью клинка, который был выполнен в точности как оригинальный.

В доме катана может храниться в качестве интерьера на подставках катана-какэ (на иллюстрации выше), лезвием вверх, рукоятками влево. Хотя в более древние и опасные времена могли хранить и рукоятью вправо, чтобы можно было быстро обнажить клинок в случае необходимости. Если на катана-какэ хранили тати, то его клали лезвием вниз.

Более торжественные одинарные вертикальные стойки для тати назывались тати-какэ и меч в них располагался вертикально, как правило, рукоятью вниз, а если на нём располагалась катана, то она устанавливалась рукоятью вверх.

Тати на тати-какэ
Тати на тати-какэ

Для переноски в плохих погодных условиях могли использоваться специальные колпаки хики-хада, защищающие рукоять. Так же существуют матерчатые чехлы.

Распространённая легенда о том, что самурай мог испытать свой меч на любом простолюдине действительно имела место примерно до 17 века, хотя, конечно, это не значит что они рубили всех подряд. Более поздние правила и вовсе разрешали испытания меча только на уже мертвых телах, либо в крайних случаях на живых преступниках.

Ценность и значение японского меча

Следует отметить, что ценность японского меча представлял только клинок. Именно качество его изготовления определяло качество и самого изделия. Катана оружие легко разборное и в течение жизни могло сменить несколько комплектов монтировки. И хотя качество рукояти, гарды и прочих элементов учитывалось в общей стоимости катаны, но без качественного клинка они не имели никакой ценности.

Не смотря на распространённое мнение, что меч был, так сказать, душой самурая, в более ранние эпохи, до 16 века, катана была его дополнительным оружием. Основную роль занимал лук Юми и копьё. Именно они, а не японские мечи были главной силой на средневековом поле боя, а самурай был в первую очередь лучником. Искусство стрельбы из лука было первостепенным умением средневекового самурая. Меч же начал выходить на первый план примерно с 14 по 17 век, когда и занял своё лидирующее положение, хотя мастерство владения луком по-прежнему являлось обязательным для самурая.

Несмотря на всё уважение к самурайскому мечу и многовековой традиции, реальность такова, что далеко не все мечи хранились должным образом, особенно в древности, потому часто могли быть поражены ржавчиной.

Так же не стоит считать, что все без исключения японские мечи были отменного качества. Существовало множество клинков среднего качества и без излишеств, которыми вооружались пехотинцы и воины попроще. Когда требовалось вооружить армию количество шло в ущерб качеству, и в дело шли средние клинки без хамон и с самой просто монтировкой.

Подделки

Современные сувенирные японские мечи зачастую сделаны, по большей части не плохо, однако оставшиеся нюансы, к которым относятся спустя рукава серьезно меняют впечатление от предмета. Вот перечень нескольких типичных недостатков современных реплик:

· Хамон для сувенирных мечей обычно делается химическим или абразивным способом. Это легко заметить, по четкой повторяющейся структуре рисунка, его цикличности. Настоящий же хамон всегда несколько хаотичен и неповторим.

· Острие (киссаки) в сувенирных работах часто делают рубленным, а не скругленным как это должно быть на настоящей катане.

· Большая часть металлической фурнитуры изготавливается из цинка, вместо бронзы или латуни.

· Оплетка чаще всего делается синтетическим шнуром, без финального узла, сажаясь просто на клей под головку рукояти.

· Кожу ската тоже можно встретить не часто.

· Цубы как правило сильно толще необходимых 3-5 мм.

Ритуал сэппуку

Многие путают два термина сэппуку и харакири. Суть в том, что сэппуку это само ритуальное самоубийство. Сделать его можно не только разрезав живот, но и любым другим способом. А харакири это непосредственно разрезание живота. По правилам для этого должен использоваться специальный нож «кусунгобу». Он имеет короткий клинок, который позволяет не упереться в позвоночник. Впрочем, в полевых условиях мог использоваться и вакиндзаси.

Кусунгобу
Кусунгобу

Церемония сэппуку в виде харакири (если это происходило не в бою) требовала так же проведения большого количество ритуальных действий включая все дозволенные движения.

В более поздние времена использовался кайсяку – помощник рубящий голову. Причём быть кайсяку было довольно неприятной ролью. Если самурай осуществлял «помощь» грамотно, то это не прибавляло ему авторитета, а вот если допускал ошибку, то это могло стать большим позором.

К сэппуку могли приговорить за нарушение законов, но это считалось почетной казнью, поэтому репрессии не преследовали семью и имущество. Если же самурай по собственной воле совершал сэппуку то и вовсе становился предметом гордости семьи.

Стоит отметить, что причины и мотивации к сэппуку сильно разнились в зависимости от временного периода и восприниматься могли по разному. Последнее сэппуку произошло в 1970 году.

Этикет японского меча

Пожалуй, не найдётся другого настолько ритуализированного оружия, как японский меч и катана в частности. Существовала огромное количество всевозможных правил поведения при ношении и использовании оружия. Этикет был крайне важен в японской традиции меча, так как любое неосторожное движение или действие могли спровоцировать конфликт. В разные периоды в Японии этикет был разным и со временем развивался, постепенно усложняясь.

В первую очередь стоит отметить, что катана и тати были оружием сословным и носить его простолюдинам, в поздние века было запрещено, хотя им разрешалось иметь танто или вакиндзаси.

Катана или тати всегда оставлялись у входа в помещение, с собой можно было проносить только вакиндзаси. В то же время с ним самурай не расставался никогда.

Общим правилом не враждебного поведения было то, что оружие необходимо держать справа от себя, демонстрируя отсутствие угрозы. А лезвие меча, если оно оказалось обнажено должно непременно смотреть в сторону хозяина оружия.

Посмотреть японский меч можно только с разрешение хозяина, и то если вы в доброжелательных отношениях, в противном случае это будет большая грубость. Передают катану так, чтобы рукоять пришлась на правую руку.

По правилам необходимо затем посмотреть на убранство меча и при этом хвалить оружие, независимо от того, что вы считаете на самом деле.

Затем можно немного приоткрыть клинок. К нему нельзя прикасаться голыми пальцами поскольку пятна от пота или жира могут привести к необходимости переполировывать клинок.

Только после этого можно посмотреть клинок полностью. Для этого катана упирается рукоятью в себя, поворачивается лезвием к себе и ножны снимаются движением от себя. Лезвие всегда должно смотреть на себя. Передают обнаженный меч клинком вверх и лезвием к себе. Убирают меч держа его фиксировано и одевая на него ножны.

Носят мечи самураи слева. Никаких исключений при этом нет, т.к. левшей в Японии переучивают и оружия под левую руку не существует. Как мы уже говорили катана и вакиндзаси носятся лезвием вверх, засунутыми за пояс и при необходимости привязанные с помощью сагео. А тати лезвием вниз с помощью специального крепления. Поскольку многие самураи могли быть вспыльчивы и агрессивны, особенно в мирное время, когда им негде было проявить своё мастерство, причиной для конфликта могло стать, что угодно. Например, слишком сильно приблизившийся незнакомый вооружённый человек, или случайный удар ножнами об ножны. Кстати, есть предположение, что левостороннее движение в Японии прижилось именно потому, что так самураи не могли зацепить ножнами. Однако, правдива эта легенда или нет, мне установить не удалось.

За реальное или мнимое оскорбление самурай с лёгкостью мог убить оппонента. Низшие сословия при этом никто не учитывал, хотя если был убит другой самурай или высокопоставленное лицо, то происходил суд, устанавливающий было ли такое убийство законным.

Интересные факты

В Японии существовали и женщины самурайского сословия. Большинство из них, конечно, не принимали участия в сражениях, но могли постоять за себя в случае нападения бандитов. Однако были и женщины войны «онна-бугэйся». Чаще всего они пользовались нагинатой или длинным копьём яри и могли участвовать в сражениях и в редких случаях даже командовать на поле боя.

Для обучения фехтованию используется деревянный меч бокэн или бамбуковый синай, который появился в 16 веке и используется для безопасных тренировок в кендо.

Япония едва ли не единственная страна в которой сохранилась традиция изготовления и владения холодным оружием.

У самураев были щиты, но использовались они в основном для защиты от обстрела, и носили их специальные слуги.

Не смотря на то, что японские мечи славятся бритвенной остротой, никаких сверхъестественных особенностей у них нет. Хорошо сделанное европейское оружие, ничуть не уступает в остроте заточке катане.

Сама катана так же не является неуязвимым предметом. Периодически катаны ломались в бою, а удары, по возможности, блокируются обухом клинка, чтобы не испортить режущую кромку.

Словарь терминов

Бокэн - деревянный тренировочный меч

Вакиндзаси – японский короткий меч, пара к катане

Гунто - современные армейские мечи

Дайсё – комплект японских мечей катана и вакиндзаси выполненных в одном стиле

Катана – японский изогнутый длинный меч, но более короткий нежели тати. Носится лезвием вверх

Кайсяку – помощник при ритуале сэппуку, который должен был отрубить голову совершающему ритуал

Когатана – Дополнительный короткий меч в ранние периоды. В поздние периоды - маленький ножик для хозяйственных целей, который крепился на специальном боковом кармане на ножнах другого оружия

Козука – рукоять когатаны

Киссаки – острие японского меча

Когаи – Специальная шпилька или же шило, преимущественно для развязывания доспешных узлов

Кусунгобу - нож для харакири

Мэкаге – Шпилька удерживающая рукоять японского меча

Мэнуки – декоративный узор крепящийся на рукояти японского меча

Накаго – хвостовик японского меча

Нихонто - японский меч (в общем виде)

Одати – длинный полевой меч

Сая - ножны для японского меча

Сирадзая - "белые ножны", для хранения клинка когда в нём нет необходимости

Тати – японский военный длинный меч. Носится лезвием вниз

Танто – крупный боевой нож с длиной клинка 25-40 см, имеющие небольшую цубу и оформленную как у меча рукоять

Утигатана – вспомогательный меч, позже разделился на катана и вакиндзаси

Фучи - муфта в передней части рукояти

Хабаки - муфта перед цубой, для плотного удержания клинка в ножнах

Хамон - рисунок закалки на лезвии клинка

Цуба – плоская гарда на большинстве японских мечей

Цука - рукоять японского меча

Источники:

В.Н. Хорев, Японский меч. Десять веков совершенства, 2003 г.

А.Г. Баженов, История японского меча, 2001 г.

В.Н. Хорев, Японское оружие крупным планом, 2011 г.

Лекции Сергея Поликарпова

ГОСТ 51215-98 Оружие холодное