Найти тему
Ирина Бега

Переходный период становления новой WEB

  Пока представителю социума, почти невозможно уклониться от реалий и перемен в политической среде,  в виртуальной реальности WWW - Всемирной паутине - происходит, скрыто от взгляда обычного пользователям, смена системы устройства. А меж тем, как и политический режим, независимо от личного отношения индивида к политологии перемены неизбежно повлияют на повседневность физического индивида и юридического лица/ компании. 

 Из последних событий, которые могли отметить , например, владельцы бизнесов - привычный комплекс мероприятий по стимулированию спроса и рекламе почти полностью перешел в веб-пространство, но и в этом пространстве методы быстро становятся неэффективными ( в том числе за счет 

эволюции web) и требует  стремительного изменения стратегий и техник. 

  •  Рождение Internet & WEB

 Угроза ядерного оружия явилась мотиватором возникновения Internet. 

  В 1960г, после Карибского кризиса RAND Corporation ( некоммерческая организация, являющаяся стратегическим исследовательским центром вооруженных сил США) предложила концепцию децентрализованной, собирающейся в единое целое только на системе-получателе, покрывающей всю страну, компьютерной сети, обеспечивающей соединение компьютеров военных и учёных с сохранением работоспособности в условиях ядерной атаки и отсутствием центрального подчинения и управления.

 В 1969г появилась ARPHANET, состоящая всего из 4х узлов, к 1972г в ней было 37 узлов, а в 1973г подключились и зарубежные узлы.

 В 1974г появился протокол TCP с разделением в 1978г на подуровни TCP и IP . Один из основных протоколов передачи данных интернета и по сей день, передающий пакеты данных, именуемые сегментами.

 В 1983 ARPHANET получила название Internet и начала своё интенсивное развитие. 

 В 1987г к ней было подключено около 10тыс электронных вычислительных машин, а к 1989г уже около 100 тыс ЭВМ. 

 Сеть , будь она человеком, относилась бы к Y-поколению, поколению миллениалов - родилась она в 1989г. 

 Первый веб-сайт (и первый интернет-каталог) на первом веб-сервере был размещен 06.08.1991

( ссылка на архивную копию: https://www.w3.org/History/19921103-hypertext/hypertext/WWW/News/9201.html)

  • Предтечами Web были:

  • Ваннавер Буш - еще в 1945г разработавший концепцию Memex - устройства «расширения человеческой памяти» хранящего и быстро и гибко выдающего информацию и предсказавшего всеобъемлющее индексирование текстов и мультимедиа для поиска. 
  • Тед Нельсон, введший в 1965г термин гипертекст (система страниц с перекрестными ссылками).

 Активно функционировать сеть стала с 1992г, когда появился браузер CELLO для IBM PC, а число компьютеров, подключенных к Internet преодолело отметку в 1млн.

Web-эпохи/режимы устройства

  • Web 1.0 [ 1991-2004гг]

Отличалась отсутствием интерактивности. 

Пользователи только потребляли контент предоставленный веб-мастерами

 Сайты были неудобны, не адаптивны, без  качественной вёрстки, дизайна, зачастую даже без html - разметки с яркими цветами, текстурами иммитирующими материалы физического мира и редкими GIF-анимациями. 

 На закате эпохи web1.0 появились инноваторы: часть форумов и чатов давало возможность пользователям становится контент-провайдерами, а Amazon с момента создания своего сайта давала возможность клиентам оставлять отзывы на товары (чего до того не было). 

  • Web 2.0 [ 2005г - наши дни]

  Вехой начала отсчёта данной эпохи ( заодно и появления термина Web 1.0) считается 30.09.2005, когда вышла в свет статья  «What is Web 2.0», Тима О’Райли - издателя  и активиста за свободное ПО и ПО с открытым исходным  кодом  ( т. е. кодом доступным для просмотра, анализа, изменения/доработки) в которой описывался комплексный подход к организации, реализации и поддержанию веб-ресурсов.

  До сих пор универсального определения Web 2.0 нет, можно выделить основные принципы и тенденции. 

  В сеть пришел рынок с его деятельностью - маркетингом. Корпорации стали строить онлайн-империи, а пользователям позволили создавать и публиковать контент.

 Появились индивидуальные аккаунты почти на каждом сайте, требующие авторизации ради удобства и возможности полноценного использования ресурсов, давая возможность собирать data о пользователях (с их добровольного согласия) которую можно продать для использования в рекламных и иные целях. 

 У Web 2.0 развита социальная функция: от возможности аудио/видео:текстового/символьного общения, персонализации профиля с возможностью выложить личный контент до скрытого и открытого рейтинга (оценки или выражения эмоций) по отношению к пользователям и их контенту. Сеть стала частью ежедневной жизни человека.

  Web-дизайн развивается с «гиперзвуковой» скоростью, делая сайты максимально простыми и информативными, адаптивными с высокой степенью интерактивности и сильной анимацией. Появилось множество шрифтов и типографика (правила оформления текста и графических элементов сайта).

 Однако, есть и минусы- в виду доступности создания сайтов для любого пользователя ушла оригинальность и индивидуальность с сменившись шаблонностью, наполонив Web паттернами. 

 Подавляющее число операций перешли на сервера компаний, убрав необходимость пользователя переживать об обновлениях и мощностях. 

 Появилась AJAX (Asynchronous JavaScript and XML), благодаря которым страница больше не перезагружается с каждым действием пользователя, а плавно подгружает необходимые данные.

 Правителями этого ‘режима’  являются корпорации, а их инструментом, обеспечивающим правление - рекомендательные алгоритмы и контроль, рецензирование публикуемого контента. 

  • Web 3.0 

 Суть была сформулирована  10.03.2007г Джейсоно Калаканисом, руководителем Netscape.com, отметившего что стремительное появление однообразных ресурсов обесценивает их, в виду чего веб-платформа  должна трансформироваться их технологической в социокультурную, с созданным профессионалами качественным, полезным и интересным контентом.

  Одной из ключевых концепций новой эпохи является semantic web (семантическая паутина) - общедоступная глобальная семантическая сеть, сформированная методом стандартизации предоставления data в виде приспособленном для машинной обработки.

  •  Семантическая сеть - это способ представления знаний в виде информационной модели множества всех предметов (предметной области) в виде ориентированного графа (-совокупности двух множеств: множества объектов (вершин) и множества их парных связей (рёбер), где элемент множества рёбер, есть пара элементов вершин). Вершинами графа являются объекты (ими могут быть понятия, события, свойства, процессы, etc), а рёбрами - отношения между ними. 

  Поддержавший Калаканиса О’Райли дополнил, что сеть должна выйти за границы виртуального и начать взаимодействие с физическим миром. 

 К ключевым принципам 3й эпохи относятся: 

  • Искуственный Интеллект и машинное обучение - интеллектуальные алгоритмы будут помогать в навигации;
  • открытость : ПО с открытым исходным кодом;
  • децентрализация  в понимании независимости от серверов: вся data распределится между пользователями, а вычислительные процессы будут обеспечиваться мощностями пользовательски гаджетов, а не data-центров;
  • свобода от цензуры: все могут публиковать что хотят, модерировать контент будет сам социум, а не корпорации;
  • вездесущность: интернет будет покрывать почти 100% Земли, распространять же его будут гаджеты и IoT-устройства ( Internet of Things - интернет вещей): от зубных щёток до машин.

 Список можно дополнить еще 2мя пунктами, обсуждаемыми энтузиастами: 

  • Авторизация на всём пространстве интернета будет осуществляться посредством единого ‘ключа’, включая банковские приложения и кошельки. * Частично это уже реализовано: например с помощью аккаунта на Яндекс можно зайти на ряд стримминговых платформ, почту, бизнесс приложения и сайты, обучающие платформы, арендовать разный транспорт, вызвать такси, заказать еду и любые товары, купить авиабилеты, заказать химчистку, уборку, услуги сантехника, электрика и т.д. 
  • Демократизация с оценкой полезности контента специальными децентрализованными автономными организациями ( ДАО), которыми будут крупные сервисы и компании - принцип работы которых будет отражать своего рода «глобальную карму». 

 

  Web 3.0 часто связывают с NFT, однако ряд ведущих специалистов скептично относятся к явлению NFT, проводя аналогии с тем как на заре кибер эры пророчили  наличие у каждого стационарного ПК и личного сайта (что обернулось в профили в соцсетях и миниатюрный мобильный гаджет), или популярностью ICO в 2017 (первичного предложения компаниями свежесгенерированных токенов для привлечения инвестиций в компанию). 

  Успех криптовалюты можно объяснить и игрой на доверии - никто никому лично не доверяет, но к системе целиком доверие есть. 

Ютуб интереснее и многообразнее чем телевизор, новости в телеграмм вызывают больше доверия в виду количества источников и удобнее в виду скорости появления, биткоин, по сути проще и быстрее SWIFT системы,..

 

Основным двигателем Web 3.0 можно считать не технологии, а удобство и доверие
Первое фото, появившееся в Сети : пародийная филк-группа “Страшненькие девушки из CERN”, чьи песни были посвящены физическим явлениями и образу жизни ученых
(CERN - Европейская организация по ядерным исследованиям, где работал Тим Бернерс-Ли, который при помощи работающего там же Роберта Кайо и «родил» Web)
Первое фото, появившееся в Сети : пародийная филк-группа “Страшненькие девушки из CERN”, чьи песни были посвящены физическим явлениями и образу жизни ученых (CERN - Европейская организация по ядерным исследованиям, где работал Тим Бернерс-Ли, который при помощи работающего там же Роберта Кайо и «родил» Web)