Пока представителю социума, почти невозможно уклониться от реалий и перемен в политической среде, в виртуальной реальности WWW - Всемирной паутине - происходит, скрыто от взгляда обычного пользователям, смена системы устройства. А меж тем, как и политический режим, независимо от личного отношения индивида к политологии перемены неизбежно повлияют на повседневность физического индивида и юридического лица/ компании.
Из последних событий, которые могли отметить , например, владельцы бизнесов - привычный комплекс мероприятий по стимулированию спроса и рекламе почти полностью перешел в веб-пространство, но и в этом пространстве методы быстро становятся неэффективными ( в том числе за счет
эволюции web) и требует стремительного изменения стратегий и техник.
- Рождение Internet & WEB
Угроза ядерного оружия явилась мотиватором возникновения Internet.
В 1960г, после Карибского кризиса RAND Corporation ( некоммерческая организация, являющаяся стратегическим исследовательским центром вооруженных сил США) предложила концепцию децентрализованной, собирающейся в единое целое только на системе-получателе, покрывающей всю страну, компьютерной сети, обеспечивающей соединение компьютеров военных и учёных с сохранением работоспособности в условиях ядерной атаки и отсутствием центрального подчинения и управления.
В 1969г появилась ARPHANET, состоящая всего из 4х узлов, к 1972г в ней было 37 узлов, а в 1973г подключились и зарубежные узлы.
В 1974г появился протокол TCP с разделением в 1978г на подуровни TCP и IP . Один из основных протоколов передачи данных интернета и по сей день, передающий пакеты данных, именуемые сегментами.
В 1983 ARPHANET получила название Internet и начала своё интенсивное развитие.
В 1987г к ней было подключено около 10тыс электронных вычислительных машин, а к 1989г уже около 100 тыс ЭВМ.
Сеть , будь она человеком, относилась бы к Y-поколению, поколению миллениалов - родилась она в 1989г.
Первый веб-сайт (и первый интернет-каталог) на первом веб-сервере был размещен 06.08.1991
( ссылка на архивную копию: https://www.w3.org/History/19921103-hypertext/hypertext/WWW/News/9201.html)
- Предтечами Web были:
- Ваннавер Буш - еще в 1945г разработавший концепцию Memex - устройства «расширения человеческой памяти» хранящего и быстро и гибко выдающего информацию и предсказавшего всеобъемлющее индексирование текстов и мультимедиа для поиска.
- Тед Нельсон, введший в 1965г термин гипертекст (система страниц с перекрестными ссылками).
Активно функционировать сеть стала с 1992г, когда появился браузер CELLO для IBM PC, а число компьютеров, подключенных к Internet преодолело отметку в 1млн.
Web-эпохи/режимы устройства:
- Web 1.0 [ 1991-2004гг]
Отличалась отсутствием интерактивности.
Пользователи только потребляли контент предоставленный веб-мастерами.
Сайты были неудобны, не адаптивны, без качественной вёрстки, дизайна, зачастую даже без html - разметки с яркими цветами, текстурами иммитирующими материалы физического мира и редкими GIF-анимациями.
На закате эпохи web1.0 появились инноваторы: часть форумов и чатов давало возможность пользователям становится контент-провайдерами, а Amazon с момента создания своего сайта давала возможность клиентам оставлять отзывы на товары (чего до того не было).
- Web 2.0 [ 2005г - наши дни]
Вехой начала отсчёта данной эпохи ( заодно и появления термина Web 1.0) считается 30.09.2005, когда вышла в свет статья «What is Web 2.0», Тима О’Райли - издателя и активиста за свободное ПО и ПО с открытым исходным кодом ( т. е. кодом доступным для просмотра, анализа, изменения/доработки) в которой описывался комплексный подход к организации, реализации и поддержанию веб-ресурсов.
До сих пор универсального определения Web 2.0 нет, можно выделить основные принципы и тенденции.
В сеть пришел рынок с его деятельностью - маркетингом. Корпорации стали строить онлайн-империи, а пользователям позволили создавать и публиковать контент.
Появились индивидуальные аккаунты почти на каждом сайте, требующие авторизации ради удобства и возможности полноценного использования ресурсов, давая возможность собирать data о пользователях (с их добровольного согласия) которую можно продать для использования в рекламных и иные целях.
У Web 2.0 развита социальная функция: от возможности аудио/видео:текстового/символьного общения, персонализации профиля с возможностью выложить личный контент до скрытого и открытого рейтинга (оценки или выражения эмоций) по отношению к пользователям и их контенту. Сеть стала частью ежедневной жизни человека.
Web-дизайн развивается с «гиперзвуковой» скоростью, делая сайты максимально простыми и информативными, адаптивными с высокой степенью интерактивности и сильной анимацией. Появилось множество шрифтов и типографика (правила оформления текста и графических элементов сайта).
Однако, есть и минусы- в виду доступности создания сайтов для любого пользователя ушла оригинальность и индивидуальность с сменившись шаблонностью, наполонив Web паттернами.
Подавляющее число операций перешли на сервера компаний, убрав необходимость пользователя переживать об обновлениях и мощностях.
Появилась AJAX (Asynchronous JavaScript and XML), благодаря которым страница больше не перезагружается с каждым действием пользователя, а плавно подгружает необходимые данные.
Правителями этого ‘режима’ являются корпорации, а их инструментом, обеспечивающим правление - рекомендательные алгоритмы и контроль, рецензирование публикуемого контента.
- Web 3.0
Суть была сформулирована 10.03.2007г Джейсоно Калаканисом, руководителем Netscape.com, отметившего что стремительное появление однообразных ресурсов обесценивает их, в виду чего веб-платформа должна трансформироваться их технологической в социокультурную, с созданным профессионалами качественным, полезным и интересным контентом.
Одной из ключевых концепций новой эпохи является semantic web (семантическая паутина) - общедоступная глобальная семантическая сеть, сформированная методом стандартизации предоставления data в виде приспособленном для машинной обработки.
- Семантическая сеть - это способ представления знаний в виде информационной модели множества всех предметов (предметной области) в виде ориентированного графа (-совокупности двух множеств: множества объектов (вершин) и множества их парных связей (рёбер), где элемент множества рёбер, есть пара элементов вершин). Вершинами графа являются объекты (ими могут быть понятия, события, свойства, процессы, etc), а рёбрами - отношения между ними.
Поддержавший Калаканиса О’Райли дополнил, что сеть должна выйти за границы виртуального и начать взаимодействие с физическим миром.
К ключевым принципам 3й эпохи относятся:
- Искуственный Интеллект и машинное обучение - интеллектуальные алгоритмы будут помогать в навигации;
- открытость : ПО с открытым исходным кодом;
- децентрализация в понимании независимости от серверов: вся data распределится между пользователями, а вычислительные процессы будут обеспечиваться мощностями пользовательски гаджетов, а не data-центров;
- свобода от цензуры: все могут публиковать что хотят, модерировать контент будет сам социум, а не корпорации;
- вездесущность: интернет будет покрывать почти 100% Земли, распространять же его будут гаджеты и IoT-устройства ( Internet of Things - интернет вещей): от зубных щёток до машин.
Список можно дополнить еще 2мя пунктами, обсуждаемыми энтузиастами:
- Авторизация на всём пространстве интернета будет осуществляться посредством единого ‘ключа’, включая банковские приложения и кошельки. * Частично это уже реализовано: например с помощью аккаунта на Яндекс можно зайти на ряд стримминговых платформ, почту, бизнесс приложения и сайты, обучающие платформы, арендовать разный транспорт, вызвать такси, заказать еду и любые товары, купить авиабилеты, заказать химчистку, уборку, услуги сантехника, электрика и т.д.
- Демократизация с оценкой полезности контента специальными децентрализованными автономными организациями ( ДАО), которыми будут крупные сервисы и компании - принцип работы которых будет отражать своего рода «глобальную карму».
Web 3.0 часто связывают с NFT, однако ряд ведущих специалистов скептично относятся к явлению NFT, проводя аналогии с тем как на заре кибер эры пророчили наличие у каждого стационарного ПК и личного сайта (что обернулось в профили в соцсетях и миниатюрный мобильный гаджет), или популярностью ICO в 2017 (первичного предложения компаниями свежесгенерированных токенов для привлечения инвестиций в компанию).
Успех криптовалюты можно объяснить и игрой на доверии - никто никому лично не доверяет, но к системе целиком доверие есть.
Ютуб интереснее и многообразнее чем телевизор, новости в телеграмм вызывают больше доверия в виду количества источников и удобнее в виду скорости появления, биткоин, по сути проще и быстрее SWIFT системы,..
Основным двигателем Web 3.0 можно считать не технологии, а удобство и доверие.