Найти тему

Протестантская этика как опора капитализма

Продолжаем рассматривать процесс утверждения «духа капитализма» в изложении Максимилиана Вебера.

Само по себе приобретение без исчерпывающего потребления (прогрессирующее накопительство) неестественно для человека. Именно традиционный подход и предстояло пробить «духу капитализма», а учитывая исторический период – вполне так среднее Средневековье – предстояло пробить еще и религиозное презрение к стяжательству.

И вряд ли бы ему это удалось, если бы не специфически европейское религиозное явление – Реформация.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

В общественном сознании Реформация чаще всего ассоциируется с именем немецкого богослова Мартина Лютера.

Первое, что сделал Лютер – перевел Библию на немецкий язык. А Гутенберг сделал ее доступной массам.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

И вот в своём переводе Библии Лютер вводит отсутствующее в католицизме понятие «призвание», ставшее ключевым для всех протестантских вероисповеданий.

(Вебер тонко подмечает, что слово это соответствует не духу подлинника, а духу перевода)

Безусловно новым было следующее: в этом понятии заключена оценка, согласно которой выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека.

Единственным средством стать угодным Богу отныне считается наиболее полное выполнение мирских обязанностей, как они определяются для каждого человека его местом в жизни, что, собственно и является следованием «призванию» - «зову Бога»

Помнится, в наше время слово «призвание» тоже использовалось, в педагогике в частности, но исключительно как синоним понятий «склонность», «талант». Но никак не категоричный приказ высших сил.

Для протестанта же это понятие ближе всего к слову «задание». И не просто задание – задание Бога.

Не важно, чем руководствовался Лютер (но точно не «Духом капитализма»), важны те последствия, которые вызвала идея «профессионального призвания» в религиозном ее понимании и те преобразования, которые она внесла в мирскую деятельность.

Но не одним Лютером, как говорится, жива Реформация. Есть еще Жан Кальвин.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

И его учение - кальвинизм – имеет не меньше, если не больше заслуг перед «духом капитализма»

Слово Веберу:

«Поразительна по своему значению роль кальвинизма и протестантских сект в истории развития капитализма. Подобно тому, как Лютер ощущал в учении Цвингли присутствие «иного духа», ощущали это и его духовные потомки в кальвинизме. Что же касается католицизма, то он с давних пор и поныне видит в кальвинизме своего главного противника. Это объясняется прежде всего причинами чисто политического характера: если Реформация и немыслима без внутреннего религиозного развития Лютера, личность которого надолго определила ее духовные черты, то без кальвинизма дело Лютера не получило бы широкого распространения и прочного утверждения. Однако общее католикам и лютеранам отвращение к кальвинизму находит свое обоснование и в его этическом своеобразии. При самом поверхностном ознакомлении с кальвинизмом становится очевидным, что здесь установлена совершенно иная связь между религиозной жизнью и земной деятельностью, нежели в католицизме или лютеранстве»

Что в кальвинизма такого неприемлемого? Всё дело в учении об избранности и требовании ее испытания.

Обратимся к сути. Кальвинизм утверждал принцип предопределенности – бог уже решил, чьей душе уготованы райские кущи, а чьей адская сковородка. Есть избранные, что обретут Жизнь Вечную, а есть те, кто, как ни брыкайся, ее не обретут.

К спасению через веру, Кальвин добавил новое понимание веры. Достаточная для спасения вера заключается не просто в самом факте веры, а в проверенной делами избранности. Избранность плюс дела – только это и есть спасительная вера.

Только воля божья, а не древность рода, сумма в банке, количество апельсиновых деревьев или число крепостных крестьян выделяет человека из общей массы и дает ему право занимать господствующее положение.

И лендлорд, и купец, и солдат и простой крестьянин – выбор мог пасть на любого.

Получается, что человек обязан своей жизнью и своими свершениями (земными!) проверить себя «на избранность», доказать свою веру и, скажем так, отслужить свою избранность.

Условно говоря – человек должен ставить перед собой как можно более серьезные цели и стремиться к их достижению. Получилось – ты избранный. Не получилось – извини. Причем тип целей не важен. Ты можешь быть крестьянином и поставить себе целью перекопать соседнюю целину и посадить там яблоневый сад, а можешь стать конкистадором и захапать всё золото инков, можешь стать проповедником и обратить к борьбе за избранность тысячи неофитов.

Тебе мешает, что ты принадлежишь барону? Воткни ему вилы в брюхо и вперед к славе. Поп говорит, что ты раб? По лбу его щёлк! Монастыри? Кладбища душ, где люди бездействия «просиживают» своё спасение.

Всё, что препятствует человеку принять участие в «божественной лотерее» - проверить себя на избранность, доказать свою избранность и отслужить свою избранность – всё подлежит уничтожению.

Еще очень важно обратить внимание. В нашей историографии протестантизму почему-то принято приписывать какой-то дух освобождения от религиозных догматов.

Вебер показывает, что всё с точностью до наоборот: реформаторы, порицали отнюдь не чрезмерность, а недостаточность церковно-религиозного господства над жизнью.

«Реформация означала не полное устранение господства церкви в повседневной жизни, а лишь замену прежней формы господства иной; причем замену господства необременительного, практически в те времена малоощутимого, подчас едва ли не чисто формального, в высшей степени тягостной и жесткой регламентацией всего поведения, глубоко проникающей во все сферы частной и общественной жизни».

Процесс над "салемскими ведьмами" Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Процесс над "салемскими ведьмами" Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Вебер тонко подмечает, что если и сегодня люди спокойно существуют в условиях господства католической церкви (та же Польша), то ни один современный европеец «не смог бы дышать» в кальвинистской Женеве, Шотландии или Нидерландах XVI века или в Новой Англии века следующего.

Именно в этом чисто религиозном, фанатическом стремлении обретения спасения в будущем и согласия с сердцем в нынешнем и заключается ответ на вопрос Вебера – «почему же экономически наиболее развитые страны того времени, а в этих странах именно носители экономического подъема — «буржуазные» средние классы, не только мирились с дотоле им неведомой пуританской тиранией, но и защищали ее с таким героизмом, который до того буржуазные классы как таковые проявляли редко, а впоследствии не обнаруживали больше никогда

«Призвание» в религиозном смысле снимает тревожность и от необходимости работы на другого человека – хозяина. Ведь если ты честно следуешь своему призванию, то ты тем самым служишь богу, а не какому-нибудь дяде.

И с совершенно со спокойной совестью они слышат с амвона слова Послания к Коринфянам - «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков», ибо уверены что даже раб не бывает рабом когда он делает все для Бога, когда служит нелицемерно и не из человекоугодия.

Подводя итог можно сказать, что роль протестантизма в утверждении иррационального «капиталистического духа» безусловно определяющая.

Сложнее доказать наличие прямой связи между протестантизмом и возвышением Европы. Ведь главные шаги в этом направлении были сделаны до Реформации.

1492-й год. Год открытия Америки и объединения Европы (победное окончание Реконкисты). И ко всему этому протестантизм не имеет ни малейшего отношения. Причина в другом, не менее уникальном, европейском явлении – Ренессансе (Возрождении)

Кто же настоящий «виновник» триумфа Европы – протестантизм или Ренессанс?

Это отдельная тема для размышлений.