По словам вице-премьера Дениса Мантурова, очищение российского рынка от иностранных конкурентов в автопроме, авиа- и судостроении, дало уникальный шанс на создание конкурентной высокотехнологичной продукции с высокой давленной стоимостью.
Существенный рост спроса на отечественную промышленность и самые низкие в мире затраты на получение энергии будут только способствовать развитию отраслей.
До недавнего времени расчет государства в развитии машиностроения базировался на необходимости международной кооперации с известными иностранными брендами. Из-за этого Автомобильные и авиационные заводы попали в критическую зависимость от поставок иностранных двигателей, ключевых узлов и агрегатов.
В итоге технологическая начинка создавалась иностранными компаниями, а российские заводы были ориентированы на крупноузловую сборку.
Принятые Западом санкций на поставку высокотехнологичной продукции сразу же обнажили проблемы отечественного машиностроения. Выпуск новых моделей самолетов пришлось переносить, а в автопроме пришлось договариваться о производственной кооперации с Китаем.
Важно отметить, что наша страна уже проходила этап с внедрением передовых иностранных технологий и созданием на их основе уже своей производственной базы. Тот же промышленный потенциал СССР во многом был заложен и американскими инженерами.
После революции и Гражданской войны объем производства в стране упал в 10 раз, что было экономической катастрофой на несколько десятков лет. Это и стало поводом заключить 1 июня 1931 года контракт между США и СССР об участии американских инженеров в постройке 90 советских металлургических заводов, что несомненно сыграло свою роль в Победе в Великой Отечественной войне.
Сейчас, разумеется, такой разрухи как в послереволюционные годы нет, но нам явно есть чему поучиться у китайских коллег. Главное делать это грамотно и не уповать на то, что импортозамещение это быстро и легко.
Чуть лучше ситуация в судостроении, но ограниченные мощности наших верфей пока не позволяют рассчитывать на существенное увеличение темпов строительства кораблей.
При этом новые санкции (в частности аннулирование страховок судов, входящих в национальные воды России) встряхнули отрасль и заставили в будущем рассчитывать только на себя. Теперь вывозить отечественную продукцию иностранные корабли не смогут.
Для обеспечения технологического суверенитета Минпромторг разработал новую стратегию развития отечественной промышленности до 2035 года. К этому году Россия полностью откажется от международной кооперации, а уровень локализации производства должен составить не менее 80%.
На развитие компонентной базы и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) государство инвестирует до 2035 года 2,7 трлн рублей.
Новую стратегию развития уже в этом месяце должен принять Автоваз. Компания намерена развивать собственный модельный ряд и откажется от использования французской базы Renault при создании автомобилей. Новую модель автомобиля также планирует предложить Соллерс Авто.
Крупные субсидии также получат авиакомпании на покупку 500 новых российских самолетов до 2030 года. Также около 1500 новых кораблей, барж и теплоходов должны построить российские верфи до 2035 года по госзаказам. Государство поддержит судостроение за счет выделения средств из ФНБ в размере 500 млрд рублей.