3K подписчиков

Элемент преступления (1984, Дания, неонуар / фантастика / детектив): дебют фон Триера

Своего "Антихриста" фон Триер посвятил "Зеркалу" Андрея Тарковского. Дебютный полнометражный фильм фон Триера "Элемент преступления" открывает цитата из "Андрея Рублева": валяющийся осёл. Правда, у Тарковского, как мы помним, на берегу реки валялся конь, но ведь у фон Триера не на бережку ж православной реки валяется осёл, а на мостовой мусульманского Каира…

Через несколько минут экранного времени мы увидим камеру, скользящую под водой перпендикулярно дну, которое застлано всякой гадостью – от тины до мертвых лошадей (операторский прием, заимствованный у того же Тарковского – фильм "Сталкер"). Впоследствии таких "перпендикулярных" проходов камеры в "Элементе преступления" будет немало, в том числе над движущимися объектами.

Своего "Антихриста" фон Триер посвятил "Зеркалу" Андрея Тарковского. Дебютный полнометражный фильм фон Триера "Элемент преступления" открывает цитата из "Андрея Рублева": валяющийся осёл.

Фильм Фон Триера, на самом деле, — это нео-нуар. Точнее говоря, tech-noir. Он вполне мог стать чем-то в духе "Бразилии" или "Бегущего по лезвию". Однако известно, что нуар, как стиль, отчасти вырос из немецкого киноэкспрессионизма. Голливуд повышибал оттуда авангардные причуды, а фантастику обменял на крепкий криминальный сюжет. Фон Триер же, наоборот, оставив на месте детективный сюжет и ходульные типажи американского нуара, возвращается к истокам — немецкому экспрессионизму… попутно поставив зарубку на "М." Фрица Ланга (сцена в финале). Его экспериментальный фильм чрезвычайно причудлив, визуально витиеват. И при этом – весьма занудлив.

Кроме того, нет никаких сомнений, что фон Триер и художники, работавшие над концептом "Элемента", вдохновлялись тем мракобесием, которое Тарковский с Рутбергом нагнали в прологе "Сталкера": обшарпанные стены, безысходность, черный дождь, сырость, грязь, бесконечные лужи.

Своего "Антихриста" фон Триер посвятил "Зеркалу" Андрея Тарковского. Дебютный полнометражный фильм фон Триера "Элемент преступления" открывает цитата из "Андрея Рублева": валяющийся осёл.-2

Эта непроходимая мрачность роднит "Элемент" также и с картинами Лопушанского. Впрочем, Константин Лопушанский зациклен исключительно на ядерном пост-апокалипсисе, поэтому в его монохромной палитре преобладает багрянец, а у Фон Триера апокалипсис – безъядерный, поэтому в его монохромной палитре преобладает болезненная желтизна… хотя так же, как и в фильмах Лопушанского, в "Элементе преступления" постоянно идет дождь… Типа, сумерки богов закончились, и на Германию спустилась вечная ночь с удушающей африканской жарой, азиатскими проститутками и нудным дождиком, родом откуда-то из средней полосы России.

Своего "Антихриста" фон Триер посвятил "Зеркалу" Андрея Тарковского. Дебютный полнометражный фильм фон Триера "Элемент преступления" открывает цитата из "Андрея Рублева": валяющийся осёл.-3

Черно-бурая, с желтизной, палитра "Элемента преступления" впоследствии будет использована – естественно, в варианте "лайт" — в нео-нуаре Дэвида Финчера "Семь" и даже в таком экзотическом нео-нуаре, как индонезийский мистический триллер "Кала. Мертвое время".

Иногда в мрачный монохромный кадр фон Триера вторгается яркий цветовой акцент: голубой экран телевизора, голубая люминесцентная лампа и т.п…

Сюжет одновременно прост и туманен. Прост по-голливудски, туманен – по-триерски.

Главного героя, Фишера, мучают воспоминания о событиях, случившихся то ли 2 месяца, то ли 13 лет тому назад – я так и не понял. Фишер обращается за помощью к египетскому психиатру. Тот погружает его в состояние гипноза, и Фишер начинает вспоминать – отсюда сюрреальность фильма. Мы находимся внутри сознания, более того, мы находимся внутри воспоминаний, принадлежащих этому не слишком здоровому сознанию, на которое к тому же сильно давит подсознание. (Сразу скажу, что фильм реально гипнотичен, иначе говоря, снотворен: он похож на тягучий, но не слишком страшный ночной кошмар).

Своего "Антихриста" фон Триер посвятил "Зеркалу" Андрея Тарковского. Дебютный полнометражный фильм фон Триера "Элемент преступления" открывает цитата из "Андрея Рублева": валяющийся осёл.-4

Фишер – полицейский, много лет назад отправленный в Каир. Зачем? Что он там делал, кому он там понадобился, — это в фильме не объясняется.

Но вот его вызывают обратно в Германию расследовать дело о маньяке, серийно вырезающего юных продавщиц лотерейных билетов. Бывший наставник и кумир Фишера, издавший оригинальный труд по криминалистике "Элемент преступления", кажется, сошел с ума. Фишер начинает расследование, следуя методике кумира: в деле находятся многочисленные отчеты, фотографии, заметки, подсказки, крючки. Если их использовать как некие "вешки", если проникнуться "психологией преступника", то можно восстановить картину в целом, узнать то, что осталось "за кадром" дела. И, соответственно, выйти на убийцу…

Своего "Антихриста" фон Триер посвятил "Зеркалу" Андрея Тарковского. Дебютный полнометражный фильм фон Триера "Элемент преступления" открывает цитата из "Андрея Рублева": валяющийся осёл.-5

Безусловно, картинка выглядит эффектно. Но, к сожалению, фильм почти не смотрибелен. Фильм "от ума", сложносочиненный, можно даже сказать – какой-то вымученный. Если где и можно найти такую, знаете, типичнейшую из типичнейших немецких тяжеловесностей, так это в фильме "Элемент преступления". И это, странным образом, роднит его не только с фильмами Лопушанского, но также с последним фильмом Юфита (да и мало ли в России было чудаков-тяжеловесов? – иначе б мы не забороли Германию во Второй мировой…)

Оценка: 5,5 из 10.

Режиссер: Ларс фон Триер.
Сценарий: Ларс фон Триер, Нильс Вёрсель,
Оператор: Том Эллинг,
Композиторы: Хенрик Бличман, Могенс Дам, Бо Хольтен.

В главных ролях: Майкл Элфик, Эзмонд Найт, Ми Ми Лай.
В ролях: Джеролд Уэллс, Ахмед Эль Шенави, Астрид Хеннинг-Йенсен.

Тематические ссылки:
Режиссеры мирового кино

Своего "Антихриста" фон Триер посвятил "Зеркалу" Андрея Тарковского. Дебютный полнометражный фильм фон Триера "Элемент преступления" открывает цитата из "Андрея Рублева": валяющийся осёл.-6

#неонуар #детектив #каир #ларс фон триер #оценка 5,5 #1984 год кино #экспериментальное кино #фантастика #гипноз #серийный убийца