Найти тему

«Je t’aime Natacha» навсегда запало мне в душу

Мурашки по коже и сладкое послевкусие. Встреча с любимыми героями в опере-драме Алексея Рыбникова «Le prince André, князь Андрей Болконский» (12+)

Можно ли ждать что-то хорошее от спектакля по эпическому произведению? На оперу-драму по «Войне и миру» шла с ожиданием затянутых сцен (как в книге) и вяло текущей сюжетной линии. Каково же было моё удивление и восторг, когда во время просмотра новой постановки Алексея Рыбникова мои ожидания не оправдались!

О жанре «опера-драма» до постановки Алексея Рыбникова едва ли кто-то слышал. Композитор самостоятельно написал либретто на основе объёмного произведения Толстого (что уже заслуживает огромного уважения!), потом сочинил музыку, а затем ещё и поставил спектакль. Обычно эти три действия выполняют три разных человека, но, Рыбников, совершенно очевидно, просто гениальный человек, потому что иначе как объяснить такой феномен?

Из названия спектакля «Le prince André, князь Андрей Болконский» следует, что сюжет немножечко разнится с оригинальным — сценическое действие должно быть зациклено на князе Андрее. Подобного «извёрта» тоже ждала с нерешительным ужасом. Всё-таки «Война и мир» для меня это прежде всего произведение о любви Наташи Ростовой, о семейных ценностях, а не об офицерских подвигах Болконского…

-2

Однако никакого «перевирания» толстовского романа не происходит. Рыбников не добавляет никакой «отсебятины». Думаю, Лев Николаевич одобрил бы постановку. Все сцены можно найти в «Войне и мире», хотя для подачи образа Наполеона (Александр Поздняков) и Александра I (Николай Лютов) использовался не только художественный текст, но и документальные свидетельства — обращения, дневники, мемуары… Однако, опять же, подобное расширение художественного пространства не противоречит замыслу русского писателя.

-3

Как и роман, спектакль начинается со сцены в салоне Анны Павловны Шерер (Екатерина Кульчицкая). Русские фразы перемешиваются с французскими, разговоры о политике перебиваются сплетнями… светская болтовня переходит в злобный речитатив, этакий рэп, на фоне которого выделяется потерянный и разочаровавшийся в жизни молчаливый Андрей Болконский (Никита Поздняков).

-4

В салоне Шерер главный герой даёт своему другу Пьеру важный совет — никогда не жениться. (Впрочем, оба героя пренебрегнут этим советом под действием чар чёрных глаз Наташи Ростовой). Жена Болконского ждёт ребёнка, но князь Андрей чувствует себя несчастным: они с супругой совершенно не понимают друг друга. Герой собирается на войну, чтобы под свистом пуль забыть о разочаровании в жизни.

-5

Новизну звучания известному сюжету придают музыкальные номера. Мурашки по коже пробегают во время солдатской песни «Ты скажи-ка, скажи молодой жене, Что женился я на другой жене…». Солистом в ней выступает Николай Дроздовский. Он же играет князя Василия Курагина и военного лекаря, у которого умирающий Болконский просит Евангелие.

Невыразимое очарование спектакль приобретает благодаря песне князя Андрея «Je t’aime Natacha». Во время первого танца героя с Наташей Ростовой на балу, которого с таким нетерпением, наверное, ждали все зрительницы в зале, начинает идти снег. Белые хлопья кружатся вместе с вальсирующими парами, и мелодия, посвящённая встречи той самой, которую князь Андрей ждал всю жизнь, западает в самое сердце. Эта песня прозвучит ещё не один раз — например, после смерти героя, раненого на Бородинском поле. Лично у меня в этот момент на глазах выступили слёзы, ведь совместное счастье героев было так близко, и в самый неподходящий момент все планы путает смерть((((….

-6

Возможно некоторые думают, что в опере-драме Рыбникова артисты исполняют музыкальные номера в оперной манере. К счастью, это не так. Манера исполнения ближе к мюзиклу, но в целом спектакль «Князь Андрей» — это сплошной эксперимент: одни песни ближе русским народным, другие — французской эстраде, третьи — рэпу...

Есть в постановке и островок классической оперы. Во время переломного момента действия — во время свидания Анатоля Курагина (Дан Розин) и Наташи Ростовой используется приём «театра в театре». Герои тоже становятся зрителями — они смотрят балетные номера в сопровождении оперного пения (участница шоу «Голос» Евгения Благова и участник «Битвы хоров» Иван Королёв). Однако внимание настоящих зрителей приковано не к виртуозному мини-спектаклю, а к главным героям. Девушка неопытна и не знает, где настоящая любовь, а где поддельная. Ей кажется, что она любит и своего жениха, и Анатоля. Князь Курагин холодно наблюдает за душевными метаниями героини, посматривая на неё в лорнет. Вырывая у неё слова любовного признания, он, уходя, игриво подмигивает ей и садится в ложу. Все актёры, кроме самой Наташи оказываются в масках.

-7

Однако послевкусие от спектакля остаётся светлое. Несмотря на несостоявшуюся измену и смерть любимого человека, Наташа (Валерия Воробьёва) счастлива в браке с Пьером (Роман Орлов). И только в воспоминаниях она верна князю Андрею. В финале вновь звучит полная невыразимой грусти лирическая песня «Je t’aime Natacha».

Постановка Рыбникова получилась настолько сильной, что едва ли можно передать словами мои впечатления от увиденного. Просто покупайте билеты и испытывайте невероятные эмоции:

https://operadrama.ru/