Найти тему
Kinoryba

The Rolling Stones – Sticky Fingers (1971)

Самый странный альбом The Rolling Stones. Я люблю его очень нечеткой любовью, поскольку это одна из первых пластинок группы моего сердца, которую я услышал в возрасте примерно одиннадцати лет – да, и в то время в СССР были парни, получавшие самый свежак. И у кого-то из школьников повзрослее была запись этой пластинки на магнитофонной ленте типа 10. Но – Brown Sugar с тех самых пор сидит в голове и никуда эту песню от меня не деть. На самом деле, это, на мой взгляд, не самое лучшее начало для знакомства со Стоунз, поскольку пластинка сухая, мрачная и депрессивная, запродюсированная в попытках склеить в единое целое записи разных лет с разных студий. В общем, все получилось, но уж очень все зажали и зачистили. Тем не менее, масса фанатов считают этот альбом едва ли не вершиной творчества группы, хотя вершиной, конечно, является следующий – двойной и с верхом наполненный настоящим горячим рок-н-роллом. Даже Black And Blue, который не любит Кит Ричардс – и то ближе к классическому живому настроению Стоунз, несмотря даже на умопомрачительный жженый сахар двух его длиннющих баллад. На Sticky Fingers есть очень хорошие песни – Brown Sugar, уже упомянутый выше – отличная вещь, на концертах она звучит шикарно. За альбоме же, все, вроде есть. И классное двухгитарное начало, и очень залихватская игра Ричардса в куплете, яростный голос Джаггера, правильное саксофонное соло. Только – все слишком правильно, слишком вычищено, ни одного живого скрипа медиатора, все кажется каким-то синтетическим. Уж слишком чисто и слишком специально. Не надо играть и петь грязно. Надо просто делать это живо. Sway и Wild Horses, идущие она а другой заставляют уже почти забыть, что звучит The Rolling Stones. Медленный тяжелый рок Sway больше похож на музыку Aerosmith, причем, поздних, MTV-шных времен, вернее, это Aerosmith, кажется, взяли песню за образец написания сотни одинаковых громоподобных баллад. Ну а любимая девушками всего мира Wild Horses вообще непонятно что. С какого перепоя или перекура группа превратилась в эстрадно-симфонический оркестр без оркестра, вдруг заигравший почти что кантри-балладу, засыпанную таким количеством флажолетов, что создается ощущение, будто оба гитариста только вчера освоили этот удивительный прием звукоизвлечения и не могут нарадоваться тому, что у них он получается. А на Can’t You Hear Me Knoking дело идет на лад. Песня совершенно удивительная и для The Rolling Stones одновременно и характерная и нет. Первая часть – с мощным, «по-настоящему» пением Джаггера и класснейшими риффами вдруг оживших гитар, играющих образцово-показательный рок-н-ролльный дуэт обрывается сольным выходом перкуссии с саксофоном и уходит в третью часть – джем, посвященный, вероятно, Карлосу Сантане. Отличное взаимодействие всех – и гитаристов и ритм-секции, клавиш, саксофона, перкуссии, навевающей воспоминания о Брайане Джонсе и его африканских пристрастиях, очень к месту добавление клавиш и общий навал к финалу, вся песня – это просто очень хорошая музыка, настоящее лицо группы. В смысле, что она показала здесь свой звериный оскал. Классика блюза You Gotta Move – как гербовая печать, пришлепнутая на обложку – это, да, лучшая белая группа, играющая черный блюз и конкурентов ей нет. Все неприятности первой стороны пластинки уже забыты. Bitch задает направление всем следующим альбомам Стоунз вплоть до Undercower. Прямая, как рельс, и горячая как вулканическая лава, просыпайся, слушатель, группа уже бодрствует. И снова блестящий гитарный дуэт, не вылезающий на передний план, давая место и саксофонам и, конечно, голосу, ударные звучат уже совершенно по-другому, чем в странных балладах первой стороны, все несется вперед и тащит а собой. Если бы весь альбом был таким, он был бы лучшим – и не только у Стоунз. I Got The Blues – красиво и очень сильно спетая Джаггером в дуэте с Ричардсом, напоминающая одновременно и Эрика Бердона и весь альбом Let It Bleed. Всеобщее увлечение Марианной Фэйтфул понято, но песни, такие, как Sister Morphine – лучше бы звучали на ее альбомах. А вот Dead Flowers и Moonlight Mile просто заводят в полный тупик. Паралич мозга. Как на одном альбоме одна и та е группа умудряется играть и маловменяемые песни, и так же отлично исполнять и кантри, и ту же балладу – Moonlight Mile -ну, можно же по-человечески, хоть бы и с оркестром в финале, но музыкально, с фантазией, с драйвом, с чувством, энергично и по-хорошему животно. В общем, альбом полон сюрпризов и уже воистину – на все вкусы. По мне, количество плохого здесь сильно уступает количеству хорошего, поэтому – люблю этот альбом. Хотя и не весь целиком.