У любой тайны, есть хранитель, который бережно её скрывает от посторонних глаз. Но, запутанное уголовное дело, само по себе, тайной не является. Её таковой делают люди, которые, по тем или иным причинам, не могут разобраться в имеющихся фактах.
И, чтобы хоть как-то привести достоверные данные к общему знаменателю, некоторые исследователи, из-за недостатка времени и сил, вносят свои, неизвестно откуда взятые, факты, которые порой, к уголовному делу не имеют никакого отношения. Наглядный пример тому, уголовное дело, связанное с группой Игоря Дятлова.
Протокол допроса свидетеля Юдина Юрия Ефимовича, 15 апреля 1959 года
"Дятлов предлагал перейти вершину горы, вернее побывать на вершине горы Отортен, возражений не было. Проект похода составил Дятлов, распределили обязанности членов группы".
Документ из УД, лист 294
Исходя из показаний Юрия Юдина, "проект похода составил Дятлов", то есть, остальные участники похода не принимали активного участие в этом важном мероприятии. Соответственно, никто из них точно не знал, составлял ли лично Игорь Дятлов, "Маршрут похода по дням", или воспользовался услугами посторонних лиц. И чтобы разобраться в этом важном вопросе, нужно сопоставить некоторые факты, достоверность которых не вызывает сомнения.
Маршрут похода по дням
"4-5 дни пути, Вижай - Северный 2-й, лыжи, 55 км;
6 день пути, --------------;
7-8 дни пути, Вверх по р. Ауспии, лыжи, 38 км".
Документ из УД, лист 202
Действительно, если воспользоваться спутниковыми картами, то выяснится, что "Маршрут похода по дням", выстроен по километражу очень точно. А это выглядит странно, так как в те далекие послевоенные годы точные карты были под грифом "секретно". Соответственно, студентам УПИ, просто так, никто бы не предоставил таких точных карт.
Протокол допроса свидетеля Колеватовой Риммы Сергеевны, 14 апреля 1959 года
"т. Мильман, узнавший от третьих лиц о том, что у меня была карта со схемой маршрута перед отправлением группы в поход, позвонил моей сестре Нине Сергеевне Анисимовой с просьбой доставить карту, по которой можно было бы начать поиски. Но эту карту мой брат Александр взял с собою в поход. Карту эту брату дал Игнатий Фокич Рягин, заместитель начальника треста «Гипромедьруда» (если я не ошибаюсь в названии), наш знакомый. Он знал те места и беседовал с братом о предстоящем походе".
Документ из УД, лист 271
На первый взгляд, история с картами, благодаря сестре Саши Колеватова, благополучно разрешилась. Туристов выручил Игнатий Фокич Рягин, который, благодаря своей должности, имел доступ к секретным картам. Соответственно, можно было бы оставить исследования в этом направлении, но, это было бы серьёзной ошибкой, которая непозволительна в разборе таких запутанных уголовных дел.
Действительно, если Игнатий Фокич, и поделился с туристами картами, то они не могли быть такими точными. В то сложное послевоенное время люди умели хранить государственные секреты, даже от близких родственников, а тут, просто знакомые. А значит, Рягин, здесь не причём. Статья закончилась, но не история. Всё только начинается...