Найти тему
Андрей Филинов

Микеланжело. Капелла Медичи.

В юности, прочитав замечательную книгу Ирвинга Стоуна "Муки и радости", я был пленён и мощным образом неистового Микеланджело, и такой далекой и недоступной тогда, в начале семидесятых прошлого века, Флоренцией.

И когда судьба все-таки привела меня в столицу Тосканы, я ходил по улицам этого удивительного города, как про родным. И тогда возникла у меня мысль собрать свою "визуальную коллекцию" скульптур великого мастера Возрождения. Когда-нибудь, расскажу обо всех скульптурах Микеланджело в отдельной статье. Здесь же можно увидеть снимки удивительного места - капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо. Капелла расположена в Новой Сакристии (Sagrestia Nuova), пристроенной к домовому храму семейства Медичи по проекту великого скульптора (на снимке ее купол с мраморным навершием справа). Не без трепета входил я под ее своды.

Церковь Сан-Лоренцо во Флоренции
Церковь Сан-Лоренцо во Флоренции
Но гораздо больше изумляет он всякого мыслью, выраженною им в гробницах герцога Джулиано и герцога Лоренцо Медичи, что одной земли было недостаточно для достойного погребения их величия, что все элементы мира должны участвовать в нем, поэтому должно украсить их гробницы четырьмя статуями: Ночи и Дня - на одной, Утра и Вечера - на другой. Позы этих статуй так прекрасны, мускулы переданы так искусно, что если бы искусство погибло, их одних оказалось бы достаточно, чтобы возвратить ему первоначальный свет.

Джорджо Вазари. "Жизнеописание Микельаньоло Буонарроти флорентинца, живописца, скульптора и архитектора"

Микеланджело не удалось воплотить в полной мере свой замысел, как это случалось в его творческой биографии - грандиозная гробница папы Юлия II тоже не воплотилась в мраморе в полной мере. Но оставила нам величественного Моисея.

Но и то, что успел сделать мастер в Сан -Лоренцо восхищает.

Главная скульптура Сакристии - Богоматерь с младенцем, как ее зовут Мадонна Медичи.

Мадонна Медиче
Мадонна Медиче

Младенец Христос, как-то неудобно сидит на коленях Богоматери. Но это характерно для скульптора - его фигуры всегда в напряженной динамике вырываются из привычного, комфортного пространства.

Микеланджело не успел сам изваять скульптуры Козьмы и Домиана, святых покровителей дома Медичи. Работу сделали его ученики по моделям мастера.

Свое воплощение в камне нашли две гробницы. Ниже - усыпальница Лоренцо Медичи, герцога Урбинcкого, внука Лоренцо Великолепного, отца знаменитой королевы Франции Екатерины Медичи.

Гробница Лоренцо Медичи
Гробница Лоренцо Медичи
Мыслитель
Мыслитель
"Среди этих статуй две изображают военных предводителей, одна - задумчивого герцога Лоренцо в позе мыслителя; ноги его сделаны так хорошо, что ничей взор не может увидать ничего лучшего".
Джорджо Вазари. "Жизнеописание Микельаньоло Буонарроти флорентинца, живописца, скульптора и архитектора"

Над чем задумался герцог? Возможно над мыслями другого великого флорентийца Никколо Макивавелли, который своего "Государя" посвятил молодому Лоренцо? В этой же задумчивой позе прежде Микеланджело изобразил на парусе потолка Сикстинской капеллы пророка Иеремию, а позже Роден изваял своего Мыслителя.

И, как бы сейчас сказали, главная "фишка" скульптора - аллегорические фигуры надгробий. Цикл жизни: "Утро", "День", "Вечер", "Ночь".

Под задумчивым взглядом Лоренцо просыпается "Утро".

"Утро"
"Утро"
"Но что мне сказать о нагой женской фигуре Утренней Зари, как изгнать печаль из души, как забыть стиль этой статуи, в позе которой чувствуется желание подняться, хотя она дремлет, и оторваться от подушки? И кажется, что, проснувшись, она найдет сомкнувшимися очи великого герцога; поэтому в горести она изгибается и скорбит, все сохраняя свою красоту".
Джорджо Вазари. "Жизнеописание Микельаньоло Буонарроти флорентинца, живописца, скульптора и архитектора"

Мужская фигура на саркофаге герцога - "Вечер". В каких же неудобных позах возлежат все они! Как Младенцу на руках Девы Марии, им претит вынужденная неподвижность в мраморе, и от этого кажется, что фигуры вот-вот оживут и поднимутся со своего каменного ложа.

"Вечер"
"Вечер"
"Лицо "Вечера", с глубоко запавшими глазами, костистым носом и небольшой округлой бородой, было лицом самого Микеланджело; чуть склоненная набок, как позднее, опускающееся к горизонту солнце, голова; суровое, с жесткой кожей, лицо, перекликавшееся с фактурой загрубелых трудовых рук; крупные,чеканной формы колени скрещенных ног, простертая левая нога, которую поддерживал неотделанный слой мрамора, выступавший за край гробницы... он обращался с
мрамором так, будто это были его собственные ткани и мышцы. Он хотел оставить в этой часовне какую-то часть самого себя, нечто такое, чего не могло бы стереть и изгладить время".
Ирвинг Стоун "Муки и радости"

Напротив, одесную Богородицы - пристенная усыпальница Джулиано Медичи, герцога Немурского, сына великого мецената Лоренцо Великолепного.

Гробница Джулиано
Гробница Джулиано

Другой - это герцог Джулиано, такая гордость в его лице и шее, так сделаны глазные впадины, нос в профиль, разрез рта, так божественны волосы, руки, колени, ноги, что глаза никогда не устанут на все это смотреть и никогда не будут пресыщены. Поистине, кто взглянет на красоту кирасы и поножей, тот назовет небесным, не человеческим это творение.
Джорджо Вазари. "Жизнеописание Микельаньоло Буонарроти флорентинца, живописца, скульптора и архитектора"

Искусствоведы, современники скульптора утверждают, что центральные скульптуры портретного сходства не имеет - это скорее изображения римских патрициев и военачальников. Говорят, сам Микеланджело признавал это, но (работая на вечность) говорил: кто века спустя будет думать и знать, как выглядел первые герцоги семейства Медичи на самом деле.

Женская аллегорическая фигура надгробья Джулиано - "Ночь"

"Ночь"
"Ночь"
Что могу я сказать о Ночи, статуе не то что редкой, а единственной? Кто видал в каком бы то ни было веке скульптурные произведения, древние или современные, сделанные с таким искусством? Чувствуется не только покой спящего, но также скорбь и печаль человека, теряющего нечто чтимое им и великое. И думается также, что эта Ночь затемняет всех, кто в какую бы то ни было эпоху статуей или картиной пытался, не говорю превзойти, хотя бы сравняться с ней. Сон передан здесь так, точно перед нами в действительности уснувший человек. Поэтому-то люди ученейшие сложили в ее честь не мало стихов латинских и итальянских, вроде, например, следующих, автор которых не известен (есть источники, утверждающие, что автор этих строк Джованни Строцции - А.Ф.):
Ночь, что так сладко пред тобою спит,
То ангелом одушевленный камень,
Он недвижим, но в нем есть жизни пламень,
Лишь разбуди - и он заговорит.
На эти стихи Микельаньоло ответил от имени Ночи так:
Мне любо спать, а пуще - быть скалой,
Когда царят позор и преступленье,
Не чувствовать, не видеть - облегченье, -
Умолкни ж, друг, - не трогай мой покой.
Джорджо Вазари. "Жизнеописание Микельаньоло Буонарроти флорентинца, живописца, скульптора и архитектора"

Мне больше по душе перевод Тючева:

Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать – удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить.

"День" смотрит в вечность через плечо

"День"
"День"
Он оставлял на головах этих изваяний сильные каллиграфические
штрихи резца, не оттачивая поверхность и не полируя, потому что следы инструмента сами по себе давали ощущение мощи и мужественности. У изваяния"Дня", мудрого и сильного мужчины, познавшего всю боль и все наслаждения жизни, голова была повернута над массивным плечом и предплечьем так, что каждый мускул торса уводил взгляд зрителя к спине, которая могла выдержать на себе всю тяжесть мира.
Ирвинг Стоун "Муки и радости"

И теперь еще раз осмотримся в капелле, не торопясь, под музыку:

Спасибо за внимание!

#италия #микеланджело #капелламедичи #флоренция #путешествияпоиталии #ирвингстоун #вазари