Найти тему
Жорик – историк

Дважды уничтоженный. Как взрывали Днепрогэс

Оглавление

81 год назад был взорван Днепрогэс – самая мощная в Европе гидроэлектростанция, жемчужина советской энергетики, детище первой пятилетки и ее всесоюзная стройка. Взрыв плотины электростанции – это экстремальное событие, которое несет за собой чудовищные последствия. Это сотни километров затопленных земель, гигантская волна водяного вала, человеческие жертвы...

Именно так и представляются во многих источниках события 18 августа 1941 года. Отступающие части Красной Армии, чтобы не дать врагу прорваться на левый берег Днепра, осуществили подрыв дамбы Днепрогэса. А дальше – "цунами", "гигантские водовороты", "30-метровый вал бешеной воды", "сотни тысяч погибших мирных жителей" и "полностью уничтоженные наши 18-я и 9-я армии". То, что операция по подрыву была секретной, позволило впоследствии обвинить советское руководство в чудовищной бесчеловечности в отношении своих граждан и последующие события назвать жуткой украинской трагедией.

Днепрогэс в наши дни/ © wikimedia.ru
Днепрогэс в наши дни/ © wikimedia.ru

Что ж, давайте попробуем разобраться во всей этой мешанине домыслов, слухов и фактов.

Единственно правильное решение

Прежде всего – зачем было нужно подрывать Днепрогэс? Очевидный ответ "чтобы врагу не досталось" не совсем верный. Да, это тоже принималось во внимание, но главной причиной было то, что плотина – это мост. Прекрасный широкий прочный мост, по которому вот-вот на левый берег Днепра могли вкатиться немецкие танки. А ведь там город Запорожье – промышленный гигант Украины и всего Советского Союза. В 1937 году он давал стране 60% всего алюминия, 100% магния, 20% стального проката и 65% ферросплавов. И это еще не все. Там же находился знаменитый моторостроительный завод, выпускающий двигатели для самолетов.

Все производства подлежали срочной эвакуации. И она велась круглосуточно. Из города на восток ежедневно уходило по 600 вагонов, а в отдельные дни по 900. Но все равно эвакуация запаздывала. Вернее не так – она не поспевала за темпами продвижения гитлеровских войск, которые к середине августа вплотную подошли к правому берегу Днепра.

18 августа немцев от Запорожья отделял только Днепр и узкая полоска суши, которую обороняла 18-я армия генерала Смирнова. Но силы были неравны, слишком много гитлеровцы бросили усилий на прорыв нашей обороны в этом месте.

Оба берега Днепра связывали между собой мосты. С правого берега на большой остров Хортица, расположенный сразу за плотиной ГЭС. С Хортицы на левый берег – в сам город. И Кичкасский мост выше по течению Днепра. После отхода основных наших частей эти мосты были взорваны. Единственным сообщением оставалась плотина Днепрогэса.

Общий вид на плотину Днепрогэса до 1941 года/ © babel.ua
Общий вид на плотину Днепрогэса до 1941 года/ © babel.ua

Простой способ

Взорвали ее не сразу. Сначала советские инженеры привели в негодность турбины машинного зала – сердце станции. Причем сделали это настолько легко и просто, что удивился даже рейхсминистр Германии Альберт Шпеер. Позже он писал в своих воспоминаниях:

При своем отступлении русские вывели из строя оборудование очень простым и примечательным образом: переключением распределителя смазки при полном режиме работы турбин. Лишенные смазки, машины раскалились и буквально пожрали сами себя, превратившись в груду непригодного металлолома. Весьма эффективное средство разрушения и всего простым поворотом рукоятки одним человеком!

А потом настала очередь самой плотины. Специальными самолетами было доставлено все для ее уничтожения. Осуществлением подрыва командовал инженер Борис Эпов – крупный специалист по саперному делу, автор множества публикаций, руководитель комиссии по взрыву храма Христа Спасителя в 1931-м. Отхода наших солдат ждали до последнего. И лишь когда правый берег покинул последним охранный полк НКВД (который впоследствии записали в жертвы взрыва), вечером 18 августа 1941 года был осуществлен подрыв. Из общей длины плотины в 600 метров взрывом было уничтожено около ста метров.

Фото взорванной плотины с немецкого самолета/ © mil.ru
Фото взорванной плотины с немецкого самолета/ © mil.ru

Мифы и правда

Этот момент и можно считать рождением легенды о 10-метровой волне, превратившуюся со временем в 30-метровую, которая "убила сто тысяч украинцев". Давайте расставим "страшилки" по порядку.

Волна и цунами. Еще за полмесяца до взрыва, ГЭС начала холостой сброс воды из водохранилища. На момент подрыва перепад уровней составлял 12 метров. С первых же секунд вода, пройдя пролом, стала расходиться по километровой ширине Днепра у Запорожья и дальше вниз по течению. Из первоначальных десяти, она через 20 секунд превратилась в полутораметровую, а к плавням Днепра высота "цунами" была уже 1 метр. Да, вода разлилась так, что затопила окраины Запорожья. Вот, например, писатель Олег Зоин в "Обыкновенном романе" рассказывал о том, что трамвай №5 от площади Свободы до пристани не ходил, так как трамвайные рельсы были под метровым слоем воды.

Местные жители, которых опрашивали краеведы, подтверждали, что было много утонувшего скота и домашних животных, которые паслись на сочных пойменных лугах Днепра, но ни о каких сотнях тысяч жертв и речи не шло.

Взорванная дамба Днепрогэса/ © ic.pics.livejournal.com
Взорванная дамба Днепрогэса/ © ic.pics.livejournal.com

Утонувшие армии. Согласно боевому распоряжению комфронта № 077/ОП был определен порядок отвода наших войск с правого берега Днепра. 2-й кавалерийский корпус отходил в район деревни Нижний Рогачик, 18-я армия – переправляться около Качкаровки, а 9-я армия на участке Каховка–Херсон. А теперь расстояния:

  • от Днепрогэса до Нижнего Рогачика 125 км;
  • от Днепрогэса до села Великая Лепетиха – 145 км;

Ну и какие потопы, какие "гигантские водовороты" и захлебнувшиеся бойцы? Глупо писать, что даже "тридцатиметровые" волны на такие расстояния не ходят.

А вот что остается фактом, так это то, что подрыв плотины Днепрогэса позволил провести полную эвакуацию Запорожья, а Красная Армия еще весьма эффективно защищала город в течение 46 дней, и лишь только потом оставила город, отойдя на восток.

Восстановление легенды

В заголовке стоит фраза "дважды уничтоженный". И это реальный факт – второй раз плотину Днепрогэса взрывали уже гитлеровцы в октябре 1943 года. После занятия Запорожья немцы, используя подневольный труд местного населения, уже осенью 1941 года сумели заделать пробоину и частично восстановить работу станции (турбины пришлось везти аж из Германии).

Но когда после победы на Курской дуге фронт стремительно стал двигаться на запад, вермахт принял решение повторно взорвать Днепрогэс. И это разрушение было гораздо сильнее по объему взорванных конструкций. Минировать станцию гитлеровцы начали еще в марте 1943-го, а 15 октября они привели адский план в действие. По сценарию около 200 тонн взрывчатки должны были полностью разрушить тело плотины, машинный зал и само здание ГЭС. Но благодаря советским разведчикам и саперам полное уничтожение Днепрогэса сорвалось – им удалось вывести из строя часть проводов, шедших к детонаторам. Из-за этого у немцев получилось взорвать только часть плотины, электрохозяйство станции и мост.

Вторично взорванный Днепрогэс в 1943 году/ © kerchtt.ru
Вторично взорванный Днепрогэс в 1943 году/ © kerchtt.ru

Всё это пришлось восстанавливать с самого нуля. Уже с 1944 года Днепрогэс начали отстраивать заново. В стройке участвовали все – от детей до стариков. Оборудование вновь было привезено из США, только турбины были гораздо мощнее прежних. Уже в начале 1945 года забетонировали последние метры и водохранилище вновь стало наполняться водой. В июне 1950 года в строй был пущен последний, девятый агрегат. Восстановление и модернизация Днепрогэса увеличили выработку энергии на 16%.

Все это теперь история, которой надо гордиться, а не выдумывать жареные факты для впечатлительных людей. Гордиться и помнить, что законы физики невозможно просто взять и переписать, как это бывает с исторической наукой.

Советские люди не только взрывали объекты народного хозяйства при отступлении, они еще и проводили успешные диверсии в тылу врага. И масштабы урона, нанесенного гитлеровцам, впечатляли:

Самая крупная диверсия Великой Отечественной. Огненный шторм на станции Осиповичи
Жорик – историк3 декабря 2021

(При подготовке статьи была использована информация с сайтов: ru.wikipedia.org; histrf.ru; babel.ua; ukraina.ru)