Найти тему

Рождество Богородицы. Начало праздников

Оглавление

21 сентября православные христиане отмечают двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы. XVI век, Кострома. Из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника

Сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы весьма скупо отражены в Евангелии. О событии Её рождения можно прочитать в апокрифе II века под названием — Протоевангелие Иакова.

Там говорится о  благочестивой иудейской паре — Иоакиме и Анне. Они были уже в преклонных годах, но не имели детей, и очень скорбели об этом, поскольку бесплодие у евреев считалось знаком гнева Божия за какие-то тайные грехи.

Каждый иудей того времени питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства придёт на землю долгожданный Мессия. Поэтому Иоакиму и Анне довольно часто приходилось терпеть обиды, упрёки, а порой и унижение от окружающих людей.

Во время одного из праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону сугубую жертву Богу, первосвященник отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия».

Иоаким, задыхаясь от стыда и горя, не пошёл домой, а укрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась дома одна, ей рассказали о произошедшем с супругом в храме. Она ходила по саду и плакала.

И тогда ей здесь явился ангел Господень и сказал: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнёшь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Неё будет славен во всем мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму.

Он поспешил домой, пообещав Богу принести богатую жертву. Анна была в дверях дома, когда увидела Иоакима, шедшего со стадами, она побежала и пала на его грудь от радости. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу.

И действительно, в свой срок у них родилась Дочь. Они назвали Её Мария, что в переводе с еврейского означает «госпожа или надежда».

Эта Девочка, принесшая утешение и душевное облегчение пожилым родителям, оказалась предназначенной стать Матерью будущего Спасителя мира, Сына Божия. По отцу Она происходила от царского рода, а по матери — архиерейского.

Рождество Богородицы следует первым в череде праздников церковного года. И это, конечно, неслучайно. Рождение от престарелых родителей долгожданной Девочки — будущей Богоматери — виделось православным богословам действием по своей духовной значимости сопоставимым с сотворением Богом мира и человека. Рождество Богородицы полагает начало нашему спасению. Вместе с рождением Марии начинается обновление всего мироздания, повреждённого после грехопадения Адама и Евы.

Ветхий Завет говорит нам о том, что со дня преступления прародителей человеческий род непрестанно ожидал появления на земле Мессии — Спасителя мира. Господь ещё тогда дал обетование людям, что придёт время, когда «Семя (Сын) Жены сотрет главу змия (сатаны)» (Быт.3:15). Тем самым, уже Адаму и Еве было открыто Самим Богом, что на землю придёт Спаситель, Матерью Которого должна стать безмужно рождающая Пречистая Дева.

О рождении Богородицы также содержится много предсказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах. По словам святителя Андрея Критского, Рождество Богородицы одновременно оказывается и последним важнейшим событием ветхозаветной истории, её увенчанием и итогом, и в то же время «порогом», «дверью» Завета Нового, ход истории которого начинается именно с Рождения Пречистой Девы как Матери грядущего Христа. Таким образом, Рождество Богородицы становится областью встречи и одновременно духовного преемства двух Заветов, переходом к новозаветному Царству Благодати.

С чудесным Рождеством Пресвятой Девы в этот мир проникает свет грядущего новозаветного дня, который уже никогда не завершится. Ведь вместе с будущей Богоматерью здесь на земле появляется и надежда на скорое избавление человека от рабства греха и смерти. Рождается ликующая радость предчувствия скорой встречи с Самим Богом. Ныне уже скоро Он смиренно войдёт в этот мир, как обычный, — слабый и беззащитный — Ребёнок. Все памятные нам события в жизни Девы Марии — от бегства в Египет до страшного и мучительного предстояния у Креста с распятым Сыном — явились исполнением спасительной цели земной жизни Богородицы.

Эта цель была предуготовлена Марии вместе с Её Рождеством и затем сознательно и свободно принята Ею — во время Благовещения. Она самозабвенно служит Богу и полностью подчиняет Себя Его воле, когда произносит: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1:38).

Любое Её слово, любой поступок служат лишь одному: исполнению таинственного и никогда до конца непостижимого для человеческого ума призвания — быть Матерью Бога.