Найти тему
ЕвроАвто | Запчасти и сервис

Общественная палата: импортозамещение в ОСАГО

Оглавление

Сегодня всё чаще бывает, что автомобилисту не могут починить машину по ОСАГО. Страховая компания сделала все, что могла: направила клиента в автосервис, но там получат нужную запчасть через месяц, а в законе об ОСАГО установлен срок 30 дней на весь ремонт. Итог — штраф для страховой. Какие изменения нужны для разрешения таких ситуаций — обсудили в Общественной палате РФ.

Кто и что обсуждал

19 сентября 2022 года представители органов власти, ГИБДД, руководящие работники ФОИВ, сотрудники институтов гражданского общества, отраслевых институтов и НКО, а также эксперты обсудили тему “Импортозамещение в ОСАГО”. В центре внимания — текущее положение дел и рекомендации по регулированию ОСАГО при дефиците автозапчастей и комплектующих.

-2

Опыт работы ЕвроАвто в сложных условиях дефицита

Руководство автосервисов отлично знает проблему изнутри, поэтому в своем выступлении исполнительный директор ЕвроАвто Илья Плисов осветил все ключевые проблемы сферы. Часто ситуация настолько сложная, что автомобилисты соглашаются на альтернативные запчасти и методы ремонта. Стремясь “вписаться” в расчёт по ЕМР, сервисы ищут и находят аналоги, б/у детали и восстанавливают то, что раньше поменяли бы. Если владелец не соглашается, то возникает новый виток разбирательств со страховой компанией.

-3

И тут начинаются проблемы. Во-первых, для владельца машины. Если он выбирает выплату деньгами, то по расчету ЕМР теряет порядка 80% стоимости оригинальной запчасти. Вместо 100 получает 20 тыс. руб. Во-вторых, для страховой компании. СТО не успевают выполнить ремонт по ОСАГО при помощи оригинальных запчастей в условиях их жесткой нехватки. Автоюристы предъявляют формально справедливые требования, и у страховых нет юридического “оправдания”.

Продление сроков ремонта по ОСАГО

Неудивительно, что изменение сроков работ по ОСАГО стало ключевым вопросом обсуждения. Дефицит запасных частей и комплектующих, нарушение логистических цепочек, сворачивание производств в России влияет на время ремонта. Страховщики просто не успевают в положенный по закону срок. Предлагается увеличить его с 30 до 60 дней при определённых условиях. “Почему не сослаться на форс-мажор?” — спрашивают многие. Нехватка запчастей не является форс-мажором, значит, обязательства нужно выполнять.

Использование аналогов

На практике работы по ОСАГО уже проводятся при использовании аналогов, разрешенных указанием Центрального банка России. В документе они названы “сертифицированными запчастями”. Илья Плисов предложил придерживаться понятия товаров и услуг “надлежащего качества” — существующего и четко описанного юридического термина. Тем не менее уже сегодня в расчёте РСА мы видим сумму, которая ниже стоимости оригинальных запчастей на 80 (!) процентов. Это те реалии, в которых работают страховые компании и автосервисы последние полгода.

Импортозамещение

Вторая проблема на пути к импортозамещению запчастей — уровень и масштабы развития местного производства. Как ни странно, на встрече не присутствовали производители. Те, кто хочет и готов что-то “импортозамещать”. Всего в России более 160 только крупных поставщиков комплектующих, имеющих опыт работы с отечественными автомобильными конвейерами. Часть из них “выращены” автопроизводителями, другие — выросли из советских предприятий. Но это сравнительно небольшое количество для покрытия рынка РФ.

В проекте стратегии развития автомобильной промышленности России на период до 2035 года говорится, что сейчас локально производится 81 платформа автомобиля. Планируется выпускать 21, чтобы снизить необходимость разнообразия выпускаемых запчастей. Но это когда будет? Сегодня же местные производители имеют опыт поставок для локализованных марок, а по дорогам ездят сотни “неместных” моделей.

-4

Использование б/у деталей

Обсудили и временное разрешение использовать б/у детали. Традиционно к б/у запчастям есть претензия по безопасности. На встрече её озвучили представители ГИБДД. Обсуждали наличие и необходимость сертификации. В то же время запчасть в момент установки на автомобиль уже была сертифицирована, а повторная сертификация на один и тот же товар не требуется. Износ же запчасти определяется техническими, а не сертификационными процедурами. Для многих запчастей, к примеру, внешних кузовных, понятие износа вообще не применимо.

Блогер Петр Шкуматов высказал прекрасную позицию: “Я, как автовладелец, хочу отдать ключи и получить целую машину, не вникая в детали!”. Мы готовы поддержать Петра и других автовладельцев. Но вот на круглом столе обсуждалось, как именно сделать так, чтобы и Пётр был доволен, и времени, и запчастей на это хватило. Собственно, каждый день сервисы ЕвроАвто занимаются именно этим – снимают головную боль с клиентов по обслуживанию автомобилей, в том числе тех, кто пришёл к нам по ОСАГО.