Найти в Дзене
KlinHas

Путешествия по Беларуси - Осада Дедино и Идолта (65 часть)

Однажды, изучая окрестности Миор, я наткнулся на деревню со смешным названием Осада Дедино, а потом выяснил, что там есть хорошо сохранившаяся усадьба. Добавить к этому несколько красивых объектов в соседней Идолте - и поездка готова!

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест

Новые владельцы Дзена запретили вставлять интерактивные карты Яндекса, так что теперь только ссылкой выше, наверное, смогу проиллюстрировать преодолённый маршрут.

Маршрут планировался очень долго. Настолько долго, что усадьбу уже успел выкупить редактор сайта naviny.by, а переход усадьбы в руки частников в большинстве случаев означает два пути:

  1. Забор, колючая проволока, камеры и рота охраны;
  2. Усадьба будет разрушена ещё быстрее, чем от обычной заброшенности.

Оба варианта - кошмар для путешественника, однако собрался я только через 7-8 месяцев, потому что ездил по другим местам.

Ночной плацкарт - это всегда признак приближающегося приключения.
Ночной плацкарт - это всегда признак приближающегося приключения.

Проблемы начались максимально быстро: указанная на яндекс-картах станция Идолты находилась на 2 километра южнее Идолт, у деревеньки Тычки, однако расстояние до Осады Дедино от неё оказалось даже меньше, и я отправился в путь.

Станция Идолты
Станция Идолты

Проходя деревеньку Кричево, во время предварительного изучения окрестностей не вызвавшую интереса, я вдруг отчётливо заметил аллею из довольно старых деревьев.

-3

И действительно: здесь когда-то была усадьба Невенгловских "Крицевичи"! Неожиданная находка повлекла за собой поиск информации, и вот, что у меня есть.

В 1522 году Петр Массальский купил имение Крицевичи у Зеновичей, в конце 17 века имение было передано семье Рудомина. В 1722 году Александр Рудомина продал имение браславскому военному Франтишку Фелициану Невенгловскому. От него имение перешло к его сыну Тадеушу Онуфрию, который во второй половине 18 века строит здесь усадьбу. После смерти Тадеуша усадьбу получил младший сын Фердинанд, затем его сын Игнат. Дочь Игната Эдвина (1848–1920) вышла замуж на Норберта Федоровича (1828–1884), который получил усадьбу в качестве приданого. Последним владельцем Крицевичей до 1939 года был их сын Владислав Федорович.

Из-за плохого состояния усадебный дом, построенный во второй половине 18 века, был капитально перестроен в 1880 году: боковые флигели разобрали, а вместо них Норберт достроил с одной стороны три комнаты, а с другой - кухню и кабинет. Дом разрушен после Второй мировой.

Кроме усадебного дома, комплекс включал также несколько хозпостроек, в том числе интересный амбар с колоннадой.

Амбар до 1939 года, фото из книги Aftanazy "Dzieje rezydencji na dawnych kresach Rzeczypospolitej", разрешение увеличено нейросетью.
Амбар до 1939 года, фото из книги Aftanazy "Dzieje rezydencji na dawnych kresach Rzeczypospolitej", разрешение увеличено нейросетью.

Рядом с амбаром была часовня. Когда возникла угроза превращения её в православный храм, Эдвина Невенгловская приказала снести часовню, что было сделано за одну ночь, а на её месте было устроено небольшое фамильное кладбище.

Возможно, одна из надгробных плит Невенгловских, найденная в Кричево. Надпись разобрать не удалось.
Возможно, одна из надгробных плит Невенгловских, найденная в Кричево. Надпись разобрать не удалось.

Почти сразу за Кричево рядом со мной остановился школьный автобус, на котором я подъехал до поворота на Осаду Дедино.

А вот и подъездная аллея к усадебному дому. Или её остатки.

-8

В конце 18 века деревня от Рудоминов переходит Рудницким, и в 1810 году судья Александр Рудницкий начинает строительство двухэтажного усадебного дома в стиле неоклассицизма, которое длилось 10 лет.

Первый этаж предназначался для административных целей, а второй был представительным. В центральной части парадного фасада располагался портик с четырьмя сильно выступающими вперед тосканскими колоннами, поддерживающими треугольный фронтон. Фасады были украшены пилястрами, вертикальными полосами руста и профилированными карнизами. Во второй половине девятнадцатого века часть портика на высоте второго этажа была перекрыта стенами, создав дополнительное помещение, но испортив классицистический характер архитектуры здания.

Схема усадьбы. Фото из книги "Збор помнікаў гісторыі і культуры. Віцебская вобласць"
Схема усадьбы. Фото из книги "Збор помнікаў гісторыі і культуры. Віцебская вобласць"

От Александра Рудницкого усадьба перешла к его сыну Александру, а затем к внуку Зигмунду. В 1930-е годы она была продана Вишневецкому, а в 1939-м своячница Зигмунда Рудницкого Елена Яблонская выкупила имение и подарила его Виленскому университету. После войны здесь разместился колхоз «Ленинский путь».

Подхожу к усадебному дому.

Внутри я обнаружил первые признаки того, что у дома есть владелец: мусор на первом этаже был убран и сложен в мешки.

Начинаю изучение первого этажа. Обилие арок и сводов создаёт впечатление, что ты зашёл в средневековый замок.

В одном из помещений обнаружился спуск в затопленный подвал.

Поднимаюсь на второй этаж. Он создаёт куда более "широкое" и "дворцовое" ощущение, хотя в некоторых местах степень его сохранности оставляет желать лучшего.

От хозпостроек не осталось почти ничего.

-16

Усадьба исследована, далее был пеший переход до Кричево, где я свернул на дорогу до Идолты.

Нежданно-негаданно посреди дороги вырастает знак с надписью, что это не просто грунтовка, а целый веломаршрут. Было очень смешно, когда этот веломаршрут упёрся в бобровую плотину посреди леса. Это моё первое взаимодействие с бобровой архитектурой, поэтому было очень интересно.

За плотиной меня догнал местный житель, у которого здесь недалеко есть пасека. Самым страшным моментом было его заявление о том, что клещи здесь повсюду, после чего он просто случайно ткнул пальцем в траву под ногами, где сидело три клеща. Периодически он повторял этот трюк ещё несколько раз, нагоняя ужаса.

Та самая трава, чёрные точки - клещи.
Та самая трава, чёрные точки - клещи.
Интересное решение
Интересное решение

Через некоторое время я наткнулся на ещё один созданный бобрами водоём.

Продолжая идти по веломаршруту, дошёл до Идолты и усадьбы Милошей.

Усадебный дом Милошей (слева), хоздвор (справа) и знак веломаршрута (посередине)
Усадебный дом Милошей (слева), хоздвор (справа) и знак веломаршрута (посередине)

Идолта (также известная как Сапежин) изначально принадлежала Массальским: Ивану, его дочери Богдане и сыновьям Ежи и Яну, которые в 1598 году продали имение братьям Яну и Вавжинцу Рудомину-Дусяцким. В 1600 году они продали Идолту Леону Сапеге, который также владел имением Друя. Сапеги владели Идолтой до 1824 года, когда Францишек Сапега продал имение своему секретарю Юзефу Милошу герба Любич.

Франтишек Сапега (1772 - 1829)
Франтишек Сапега (1772 - 1829)

После них Идолту унаследовал сын Евгений (1813–1885), женатый на Эмилии (?–1857). Их дети: Евгений (младший), Юзеф и Ядвига были следующими наследниками поместья. В 1909 году дочь Юзефа Эмилия продала Идолту. В межвоенный период владельцами имения были братья Михаил и Игнат Свидерские.

Герб Любич
Герб Любич

Усадебный дом в Идолте в 1860 году построил Евгений, усадьба должна была стать летней резиденцией рода, в то время как основная находилась в Друе.

Усадебный дом до 1939 года.
Усадебный дом до 1939 года.

После Второй мировой войны в усадебном комплексе был создан колхоз, а его администрация разместилась в усадьбе. В 2005–2008 годах усадебный дом был отреставрирован, в нём теперь расположены библиотека и сельский клуб.

Дверь была открыта, и я зашёл.

Рядом находится хозяйственный двор.

В 1862 году Евгений Милош на возвышении у озера построил каменную католическую часовню, туда он поместил тело своей жены Эмилии. Позже там были похоронены он и его дети. Часовня стоит и сегодня, несмотря на то, что она была разграблена после Второй мировой войны, а склеп-усыпальница – уничтожен.

По деревянному мосту через озеро Идолта иду к костёлу Девы Марии Шпаклерной.

Костёл в стиле модерн строился с 1937 по 1939 года.

А дальше начался очень длинный пеший переход до Миор, машину словить не удалось.

-30

За день я прошёл 36 километров, но приключения на этом не закончились.

-31

В 15:40 я сел на маршрутку до Минска в Миорах. Где-то полтора часа в пути всё было нормально, за исключением очень агрессивного стиля вождения нашего водителя, из-за чего мы подпрыгивали с кресел на каждой яме. Затем в салоне запахло бензином. Я пытался спать в последнем ряду и сначала даже как-то не придал значения этому, однако запах распространялся, а водитель тем временем обнаружил резкое падение уровня топлива. Мы остановились в неизвестном городке, и я, выходя из маршрутки, услышал обрывок фразы про «теперь надо будет ждать замену машины». Сонный вышел наружу и увидел образовывающуюся под двигателем лужу и почуял резкий запах бензина. Водитель (с сигаретой в руках!) копался в двигателе, с его стороны доносились фразы типа «да тут всё залито!».

Маршрутка и лужа под ней
Маршрутка и лужа под ней

Приехали мы на автостанцию города Докшицы, который находится в 130 километрах от Минска.

Автостанция Докшицы
Автостанция Докшицы

Минут через 20 ожидания один мой попутчик передал слова водителя о том, что ждать замену надо будет 50 минут. Звучало всё неплохо, хоть и несколько нереалистично, но мы всерьёз принялись за ожидание. А оно растянулось на 4,5 часа! Я и двое товарищей изо всех сил старались себя развлечь шутками или чем-то ещё. Один из них за это время выпил 5 банок пива, за которыми он 4 раза ходил в близлежащий магазин. К сумеркам люди начали беситься, пытались звонить в компанию, предоставляющую услуги, но дозвониться не могли.

Наконец, часов в 10 вечера, подъезжает новая маршрутка. Мы, злые и недовольные, кое-как залезли внутрь и попросили водителя как можно быстрее доставить нас в Минск, на что услышали:
⁃ Мы будем буксировать сломанную маршрутку с водителем аж до Минска.

Разумеется, никто не был доволен перспективой ехать 60 км/ч всю оставшуюся дорогу, тем более, что уже на первых лежачих полицейских сцепка вела себя так, как будто хочет вырвать зад у машины.

-35

Люди начали роптать. В это время позвонил наш предыдущий водитель и стал что-то объяснять по громкой связи телефона, но его никто не слышал, поэтому мы остановились в лесу где-то за городом. Там он рассказал идею буксировки до Минска, а новый водитель сказал, мол ехать будем 90, и всё будет быстро. Не понравилась эта идея никому:

  1. Ехать с «прицепом» 90 очень не реалистично, мы едва разгонялись, до Минска таким темпом мы не скоро доберёмся;
  2. Если мы будем гнать, то любой занос нас просто перевернёт, та маршрутка достаточно тяжелая. Новый водитель сказал первому, что никто не хочет слышать его предложения, вышел из машины и пошёл говорить с ним лично.

Впоследствии он несколько раз возвращался с новыми "идеями", а после наших возмущений уходил, чтобы вернуться с новой. Это растянулось ещё минут на 40.

Цикл идей был следующий:

1.
Мы едем в Минск и буксируем водителя в машине сзади.
Возражения: это против ПДД, это опасно, это долго, в маршрутке дети.
Эта идея длилась несколько циклов.

2.
Мы буксируем маршрутку до следующей автостанции, после чего едем в Минск без неё.
Возражения: такие же, но тут ещё и добавились крики о том, сколько можно стоять посреди тёмного леса и обсуждать опасные идеи.
Водитель часто апеллировал к фразе "Ну там же человек", после чего маршрутка кричала, что нас в ней 15 человек, и мы вот уже чёрт знает сколько ждём.

3.
Водитель пришёл с ультиматумом и сказал, что мы поедем по первому плану, после чего одна женщина позвонила в ГАИ. Водитель сказал, что ему всё равно, но потом опять вышел и пошёл вести переговоры с Димой.

4.
Водитель вернулся и сказал, что отбуксирует маршрутку на обочину, отцепит её и мы поедем в Минск. Наконец-то! В Минск приехал в 00:30.

Спасибо за внимание и до встречи в следующих отчётиках!

#беларусь #путешествие #своимходом #путешествияпобеларуси #достопримечательностибеларуси #история #усадьба #усадьбыбеларуси #костел #костелыбеларуси