Синдром самозванца свойственен не только творческим профессиям, но именно в творческой среде мы обсуждаем его чаще всего. Это связано с тем, что творчество не относится к точным наукам, и сложно определить границы и даже планку для успешности в нём.
Синдром самозванца — психологическое явление, при котором человек способен приписывать свои успехи чему-то извне: случайности, отсутствию более опытного человека для выполнения данной задачи, луне в Овне. Его суть — оценка собственной успешности. Такой человек всегда стремится оправдать ожидания других и никогда не будет достаточно доволен своим достижениями, занижая их. Даже при написании текста, который вы сейчас читаете, мой внутренний самозванец может кричать и вопить.
Синдром самозванца развивается вместе с нашим обществом как все другие психологические синдромы, и за последние 5 лет он дошел до того, что многие творческие люди уже не могут начать творить. Самозванец даже не позволяет им добиться успеха, чтобы его обесценить, отчего новички сидят и дрожат.
Но что говорит самозванец? Вы могли слышать этот голос внутри вас, возможно даже прямо сейчас он убеждает вас не тратить время на самообразование. Много интересного он вам не скажет, не станет отступать от четких постулатов. Его первая скороговорка: «Чтобы делать свое дело, тебе нужно годами оттачивать мастерство, а у тебе этот уровень недостаточен». Отсюда следует и второй его вечный мотив: «Да и кому же нужно твое дело, если все уже давно написано, прочитано и снято?».
«Тут, как многолетний преподаватель сценарного мастерства для студентов и начинающих авторов могу сказать, что не все снято и написано. Многие авторы действительно пугаются, когда начинают искать идеи и думают над их продвижением. Идеи витают в воздухе, а они, по нашему законодательству даже юридически не закрепляются за автором, одновременно с этим приходят в голову многим и многим людям. Но одну и ту же историю можно рассказать совершенно по-разному, и никто не расскажет вашу историю так, как это сделаете вы. Постарайтесь в это вдуматься» (Наталия Егорова; с ней мы уже знакомились в первой статье цикла)
А вот и она.
И третий постулат вашего самозванца: «Уже миллионы человек делают ваше дело успешно, круче вас. Как вы собираетесь биться за место под солнцем с такими конкурентами?».
«В моей жизни есть даже опыт работы в музеи экскурсоводом. У нас ходила прибаутка, что на каждого экскурсовода найдется свой слушатель. Ровно как и наоборот. Вы – тот человек, который расскажет про Маяковского, Булгакова и Толстого именно так, как нужно посетителю. Тоже самое с фильмами и книгами. Всегда найдется свой потребитель контента, тот, который поблагодарит автора» (Наталия)
Так что с ним делать-то??
Для борьбы с синдромом самозванца придуман нехитрый тренинг. Сперва его надо назвать и привыкнуть к его имени. Вслед за неймингом, после появления вашего Критика или Ментора, надо понять, как он выглядит. Здесь вспоминается Богарт из вселенной Гарри Поттера, принимающий обличие ужаса героев. Кто знает, возможно Джоан Роулинг именно из идеи самозванца взяла проблему внутренних страхов, который пугает одним своим видом.
«Страх имеет много обличий, это целый клубок тем. Подумайте, как его выразить. Джулия Кэмерон в своей книги «Путь художника» предлагает нарисовать ваш страх. Когда я его нарисовала, то добавила детали, чтобы он был смешным. Вы помните, главным оружием против Богарта был смех» (Наталия)
Когда вы будете рисовать самозванца, вы будете визуализировать в памяти определенный образ. Возможно, это учитель, который не понял гениальность вашего сочинения, или одноклассник, посмеявшийся над вашим макетом. Возьмите его фотографию, проткните кнопкой или сделайте куклу вуду, если вам будет легче. Найдите этот вдохновляющий именно вас способ побороть своего самозванца.
Следующий этап в борьбе — запоминание текста самозванца. Это могут быть фразы, имеющие смысл только для вас, с особенным выражением. Представьте их, запишите. Вы обратите внимание, что самозванец говорит одно и тоже по кругу, критикуя все ваши действия. Например, вы сочиняет стихи. Это дается вам легко. И самозванец говорит: «Слушай, ну у тебя слишком легко получается. Ты делаешь откровенную халтуру. Где тут деепричастные обороты и опоясывающая рифма?». Или наоборот, текст пишется туго. Кстати, Пушкин переписывал по многу раз одни и те же строчки, исчиркивая до дыр черновики. И вот самозванец вас теперь ругает, что вам тяжело придумать продолжение в произведению. И так по кругу. Зафиксируйте его жалобы, обведите в табличку, положите в темный ящик, и когда у вас будет паршивое настроение, достаньте, перечитайте и напишите аффирмации: «Мне легко дается, потому что я талантлив. Мне тяжело дается, потому что это глубокое, сложное произведение, которое найдет своего читателя».
«Толстой писал очень легко и быстро, а потом все перечитывал. Он считал, что чем сложнее и длиннее произведение (а вы наверняка читали «Войну и мир», где объём страниц доходил до 900 и более), тем сложнее будет вчитываться в текст человеку, а значит он будет глубже проникать в его сознание, душу и память» (Наталия)
Вот такая была концепция творчества у Толстого. Найдите себе образец для подражания, почитайте его (или её) биографию, и вы наверняка найдете там моменты и легкие, и сложные, на которые можно ориентироваться. Скорее всего, что-то похожее найдется и в вашем творчестве тоже.
В идеале надо зафиксировать, когда появился этот голос. Наверняка его корни уходят в прошлое. Но это не помешает вам обыграть это появление в креативной форме.
«Например, вот решила я петь в хоре. Причем решила после того, как моя сестра, обладая примерно такими же вокальными данными, уже в этом хоре пела и даже выступала. Пришла я туда и понимаю, что вокруг все крутые вокалисты. И мой внутренний самозванец так негодовал, что я чуть не убежала. Но по счастью был еще более худший момент. Руководитель хора меня послушал и сказал, что голоса у меня нет. Первое, что я сделала, так тут же нашла пять хоров, которые взяли меня петь, и второе, я начала писать про это сценарий» (Наталия)
В общем, сделайте своего самозванца или человека, который сказал вам что-то жестокое по поводу вашего таланта, основой для произведения. Сотворите драму для сцены, сочините рассказ, презентуйте это кому-нибудь в качестве пантомимы. Вот увидите, это отличный способ побороть свой слом. Чем смешнее получится, чем эмоциональней, тем лучше для переживания этого момента и продолжения своего творческого пути.