Найти тему
Platrum

Анализируем прибыль и убытки в PnL-отчёте

Оглавление

Наличие данных о доходах и расходах компании не даёт её владельцу полного понимания её финансовой продуктивности. Потому что доходы - это не синоним прибыли, да и сама прибыльность бизнеса не определяется даже количеством средств на его счетах.

Для того чтобы иметь ясное представление о финансовом благополучии компании надо вести одновременно несколько финансовых отчётов. Одним из основных видов такой отчётности является PnL-отчёт, позволяющий оценить чистую прибыль и убытки, которые понесла фирма за определённый период.

Что такое Pnl отчёт

PnL (англ. Profit and Loss statement) - отчёт о прибылях и убытках. Он необходим для того, чтобы сравнить сколько фирма заработала и потратила за определённый срок. Этот отчёт нужен не для того, чтобы учесть движение денежных средств на счетах компании, а для того, чтобы иметь представление о реальной прибыли, которая была получена.

Зачем нужен PnL отчёт

Ведение бизнеса порой парадоксально. В убыточной компании на счетах могут быть большие суммы денег, а в успешной у владельца может возникать ощущение, что он еле сводит концы с концами.

Однако в первой ситуации успешность иллюзорна. Например, компания реализовала товар, но поставщик предоставил отсрочку платежа.

Без ведения финансовой отчётности, в частности без PnL отчёта, за время отсрочки деньги, полученные за товар, могут постепенно уйти на другие расходы.

Как результат – кассовый разрыв, неудовольствие со стороны поставщика, а возможно и расторжение контракта.

Во втором случае доход компании может расти, но денег на счетах может не быть. Дело в том, что в строительных или производственных предприятиях прибыль выражена не только в деньгах, но и в запасах, а также дебиторской задолженности.

Именно ведение PnL-отчёта позволяет предпринимателю сделать прозрачными свои доходы и расходы и, владея всей информацией, перестать тратить деньги, которые на самом деле принадлежат его клиентам или поставщикам.

Как составить PnL-отчёт

При создании PnL-отчёта необходимо:

  • суммировать все поступившие платежи;
  • вычесть из них все операционные, текущие и прочие расходы.

Если результат равен нолю или даже отрицательный – компания либо не получает прибыли, либо и убыточна. Важно сверять PnL-отчёты за разные периоды, чтобы вовремя отследить, когда началось падение прибыли.

В небольшой компании такой отчёт можно составить в таблице Exel, но если речь идёт о среднем или крупном бизнесе стоит задуматься об автоматизации этого процесса, например в простом конструкторе PnL отчета в инструменте Финансы и финансовое планирование.

Доходы

Информация о доходах компании указывается в самом начале отчёта.

Обратите внимание, к доходам относится не только выручка от реализованных товаров или услуг. Это могут быть любые средства, увеличивающие доход компании:

  • проценты по предоставленным займам
  • стоимость сданных в аренду помещений
  • выручка, полученная в результате изменения курса валют

Важно! Кредитные средства не указываются в PnL-отчёте в качестве дохода. И в целом, так называемое тело кредита не входит в этот отчёт. К расходам в свою очередь зачисляется только выплата процентов по кредиту, а не весь платёж.

Расходы

Каждая компания формирует собственные статьи расходов⁹ но чаще всего они будут включать в себя:

  • зарплату сотрудников с учётом налоговых и страховых взносов;
  • налоги и другие обязательные платежи;
  • оплату аренды помещений;
  • покупку специального ПО, оплату хостинга, разработку сайта;
  • расходы на покупку или ремонт оборудования.

При учете расходов необходимо соблюдать принцип существенности и выводить большие расходы в отдельную статью.

Например, в турагентстве будет общая статья, в которую войдут офисные расходы на канцелярские принадлежности, оплату интернета и напитков для сотрудников и клиентов. А в консалтинговой компании расходы на канцелярию будут вынесены в отдельную статью.

-2

Крупным торговым и производственным компаниям придётся указывать в отчёте не только налоги и расходы на производство,  но и расходы на амортизацию. Учёт этих расходов поможет подготовиться к крупным вложениям.

Для того, чтобы рассчитать расходы на амортизацию необходимо:

  • оценить предполагаемый срок эксплуатации оборудования;
  • разделить сумму, потраченную на покупку оборудования на этот срок

В результате вы получите сумму ежемесячной амортизации, её и надо будет внести в отчёт.

В PnL-отчете амортизация может учитываться в разных строках. Например, в торговой организации она может быть отражена в строке «Коммерческие расходы».

Как вести PnL отчёт в Platrum

В Platrum создан простой конструктор PnL, где можно создать отчет за несколько кликов. Просто добавляйте все поступления, расходы и перемещения между кассами и вы сможете отследить детализацию доходов и трат, а также увидите реальный финансовый результат компании.

-3

В отчет подгружаются все транзакции, добавленные в проект. За счет связи типов транзакций и групп отчета они разбиваются на группы. Отчет можно построить по дате создания транзакции, либо по дате отчета с группировкой по дням, месяцам и году. Группы и их связь с типами транзакций создается в настройках PnL отчета.

Отчет может увидеть только владелец проекта. Если вы хотите, чтобы к нему имели доступ ваши коллеги, просто выдайте доступ через настройки. Вы можете дать доступ как на просмотр, так и на настройку отчета.

Данные в отчете доступны в зависимости от того, какие кассы доступны сотруднику. Если ему доступна только одна из нескольких касс, то в отчете он увидит только эти данные.

Подключите простой инструмент Финансы и начните контролировать деньги компании.

Отличие отчёта PnL от отчёта ДДС

Для формирования отчёта PnL часть данных мы можем взять из отчёта ДДС, с которым он тесно связан.

ДДС - это отчёт движения денежных средств, в котором отмечено, когда деньги попадают на счет/в кассу или уходят с них.

ВАЖНО!

  • В ДДС отмечаются фактические поступления и выплаты со счетов компании, а также движения средств между счетами.
  • В PnL отмечаются начисленные поступления и выплаты, даже если средства придут на счёт только в следующем месяце.

Из отчёта ДДС для формирования PnL-отчёта можно взять только те статьи расходов, которые остаются одинаковыми в разные периоды. Это может быть арендная плата, оплата связи с другие расходы.

Заключение

Не имея точной информации о прибылях и убытках невозможно оценить рентабельность бизнеса и реальную эффективность управления. Поэтому PnL-отчёт - это прекрасный инструмент для тех предпринимателей, которые хотят управлять своей компанией в режиме реального времени и иметь все необходимые данные для анализа текущей финансовой ситуации.

Отсутствие отчетности

Ведется отчетность в Pnl

  • Компания может работать в убыток, не замечая этого.
  • Возникают кассовые разрывы - временная нехватка денег на обязательные расходы.
  • Возможно возникновение проблем с налоговой, поставщиками, клиентами.
  • Доходы и расходы становятся прозрачными.
  • Владелец бизнеса знает, сколько он получает чистой прибыли.
  • Есть возможность понять, на каком этапе начинается потеря средств.
  • На основе прозрачной финансовой отчётности можно принимать верные управленческие решения.

Ведение PnL-отчётов позволяет не выпускать финансы из-под контроля и принимать верные управленческие решения.