Найти тему

Психолог Сиддхартха Гаутама: «Хотите об этом поговорить?» (часть 4)

В конце XIX-го и в начале XX века в Австрии жил и работал человек по имени Зигмунд Фрейд, с именем которого многие ассоциируют создание психоанализа, а кое-кто даже и создание психологии в целом.

Задолго до него в Индии жил и упорно не работал другой человек по имени Сиддхартха Гаутама. Сперва он не работал по причине собственного царского происхождения, а впоследствии — в силу бродяжничества.

Его вклад в психологию в целом, вероятно, следует оценить как куда более значимый.

Подробное обсуждение этого вопроса в рамках отдельной статьи немыслимо, поэтому остановимся лишь на так называемых Четырёх благородных истинах Будды, которые традиционно считаются основой буддистского учения.

***

Четвёртая благородная истина Будды гласит: «Существует путь, ведущий к прекращению страдания».

Этот путь и есть психотерапия, спросите вы?

Ага, она самая, отвечает психолог.

Но не всё так просто.

Говоря о Четвертой истине, мы впервые проведём некоторые параллели между религиозной практикой, духовной практикой, с одной стороны, и психологической практикой, с другой. Обсуждая прочие Истины, мы этого не делали, если помните.

И даже проведём параллель с медициной, с оздоровительной практикой.

Вот такие три параллельные ветки у нас образуются: целый поезд можно запускать…

Тут вот в чём дело.

Путём избавления от страдания психолог Будда именовал так называемый «Восьмеричный путь». Это некий свод правил человеческого мышления и правил поведения, который, с точки зрения конкретной религии и конкретного пророка, который о них говорит, представляет собой Правила Жизни.

Такой свод есть в любой религии. В иудаизме и христианстве, скажем — соблюдение заповедей. В исламе — следование Корану. В даосизме — следование Дао.

С точки зрения религиозной и духовной практики, соблюдение этих правил мышления и поведения не просто избавляют человека от уже существующих духовных и жизненных проблем, приобретённых, накопленных им за предыдущую жизнь, но главное, предотвращают возникновение новых.

Вот этот путь, ведущий к прекращению страдания вообще навсегда, в буддизме и именуется Восьмеричным.

Проводим параллель с медициной.

Когда вы приносите доктору некую свою болезнь, то первое, что он делает после диагностики заболевания, — он требует от вас изменить образ жизни.

То есть болезнь мы будем лечить, да.

И скорее всего, вылечим.

Но если вы не измените свой нездоровый образ жизни, который вас к этой болезни и привёл, вам гарантирован рецидив. Язвенник излечится только при условии изменения режима и состава питания. Систематически простужающегося хроника надёжно излечит лишь закаливание и физкультура. Нарушение обмена веществ исцеляется на условиях прекращения обжорства и соблюдения диеты. Чтобы зубы не болели, надо их систематически чистить. Ну, и так далее.

То есть врач тоже предлагает вам своего рода «заповеди», своего рода «путь», который приведёт вас к избавлению от страдания на перспективу, после того, как вы справитесь с болезнью.

Аналогичная ситуация и с психикой, психологией и психотерапией.

Психологические проблемы человека создаются теми не вполне адекватными реальности моделями мышления и поведения, которые лично ему присущи. То есть, с точки зрения психолога (как, впрочем, и с точки зрения врача, и с точки зрения духовного учителя), вокруг человека изначально проблем нет. Все проблемы по поводу мира создаются внутри человека.

А дальше человек уже эти созданные внутри себя проблемы выносит наружу. Например, начинает чихать и кашлять на окружающих. Иногда в самом прямом смысле, заражая их гриппом или ОРВИ.

А иногда — в психологическом.

Психотерапия позволяет человеку эти свои неадекватные ментальные и поведенческие модели изменить.

И далее он будет действовать в жизни уже своими новыми моделями. Иначе мыслить. Иначе воспринимать реальность. Иначе действовать.

Это — и только это — и страхует его от того, что те же самые проблемы вернутся к нему вновь.

Поэтому работа с психологом, которая не имеет своим конечным результатом изменение его мышления и поведения, выглядит как лечение ожирения у человека, который при этом продолжает вёдрами жрать майонез.

Путь избавления от страдания в психологии — это не просто задушевные беседы с психологом. Это не фразы «Я вас понимаю», «Я вам сочувствую» и «Постарайтесь это принять». Вернее, не только эти беседы и фразы. Это конкретное осознание того, как и чем я создаю себе проблемы по жизни, и что мне нужно делать, чтобы перестать их создавать: себе и окружающим.

Для этого, в большинстве случаев, не нужны годы. Иногда счёт идёт на недели, реже — на месяцы. По большому счёту, долгосрочный устойчивый успех психотерапии зависит ровно от того, от чего зависит и телесное здоровье, и духовный рост — от способности человека придерживаться тех новых для него моделей, паттернов, правил и принципов, которые он совместно выработал с психологом.

В этом смысле и психолог, и врач, и духовный учитель выполняют одну и ту же функцию, о которой давным-давно написал Лао Цзы: они дают человеку удочку и обучают его ловить рыбу. Они не обещают кормить его рыбой всю оставшуюся жизнь.

Путь избавления от страдания — это путь каждого.

Важно лишь верно выбрать на этом пути того, кто даст тебе удочку...