После довольно-таки продолжительного перерыва, вызванного всемирной пандемией, знаменитый 74-летний обладатель премий «Шансон года» снова выступил 3 сентября в Кремле, на главной площадке страны, как часто её называют. Концерт назывался весьма красноречиво: «Третье сентября, или 30 лет спустя».
Не секрет, что 3 сентября — важный для заслуженного артиста России день, ведь благодаря песне композитора Игоря Крутого со звучными строчками «Я календарь переверну, и снова 3 сентября» (автор текста — Игорь Николаев) исполнителя любят представители уже нескольких поколений. Можно смело сказать, что «Третье сентября» стала визитной карточкой артиста.
Загадочная цифра
Впервые Шуфутинский исполнил эту песню еще в 1993 году, то есть 29 лет назад. Почему же юбилейный концерт называется «Третье сентября, или 30 лет спустя»?
Все просто. В далеком 1992 года, то есть как раз три десятилетия назад, артист вернулся из Соединенных Штатов Америки в родную Москву после долгих лет эмиграции.
А через год песня «Третье сентября» вошла в его сольный альбом «Гуляй, душа». С тех пор Михаил Захарович непременно исполняет ее на каждом концерте. Да и публика всегда просит об этом.
Возникает закономерный вопрос: какое отношение 3 сентября имеет для исполнителя. Может, эта цифра какая-то значимая? Секрет раскрыл автор строчек - Игорь Николаев.
По словам известного композитора, сама по себе дата ничего не значит и не связана с какими-либо событиями. Просто строчка идеально легла на мелодию Игоря Крутого.
Как отметил Михаил Шуфутинский, для него 3 сентября тоже совершенно случайная дата. В этот день в его жизни «не произошло ничего такого страшного, трагического или, наоборот, уникального, фантастически веселого; никакого чуда тоже не было, никто не ссорился, не мирился, хотя, понятное дело, всем хотелось бы услышать, что у меня произошло что-то особенное». Зато потом уже сама дата стала управлять жизнью шансонье. Недаром кремлевский концерт наметили именно на это число.
Знаковая встреча
Ну а счастливой вехой для вернувшегося в 1992 году в Москву певца можно назвать встречу с Игорем Николаевым, который, как известно, многим предлагает свои песни.
Как выяснилось, «Третье сентября» изначально предназначалась для совсем другого исполнителя. Однако 44-летний Шуфутинский сразу понял, что эта песня - прекрасный шанс обратить на себя внимание публики, которая о тебе забыла. Все-таки слова Игоря Николаева, да еще на музыку Игоря Крутого.
Да, в свое время Михаил Захарович руководил популярным советским вокально-инструментальным ансамблем «Лейся, песня», который собирал стадионы и дворцы спорта, а пластинки расходились миллионными тиражами. Однако после эмиграции в 1881 году пришлось все начинать заново.
- Конечно, концерт 3 сентября был для меня очень волнительным. Он планировался уже давно. Естественно, именно на эту дату. И тоже в Кремле.
Но тут наступила всемирная пандемия. Выступление отменили на неопределенный срок. Помните, никто не знал, сколько продлится карантин. Месяцы или годы...
В какой-то момент начались послабления. Тут и повод нашелся снова выступить — 13 апреля, день моего рождения. Отлично! Все артисты воодушевились. На день рождения билеты обычно всегда хорошо продаются.
Но тут снова отмена. Поднялась очередная волна пандемии. В общем, опять ничего не получилось. Поползли даже слухи, что Кремль против. Я даже специально выяснял: может, меня специально отодвигают? Нет, никакой вины Кремля не было.
В репертуаре 500 песен
- Многие удивились, что не было приглашенных гостей. Вы скромно выступили в гордом одиночестве.
- Так это же не какой-то там юбилей. Обычный концерт. Да еще не раз отмененный. Речь идет просто о сольнике Михаила Шуфутинского. Зрители пришли, чтобы услышать мои песни.
Хотя я люблю гостей, но решил никого не приглашать, чтобы не раздражать публику. К тому же всемирную пандемию никто не отменял. До самой последней минуты никто не знал, состоится концерт или нет.
Вдруг опять отмена? А если кого-то из коллег приглашать, то нужно заранее вместе репетировать. Обидно вложить столько труда, а потом услышать, что «кина не будет».
- Как отбирались песни для концерта?
- Старался взять самые популярные. Всего в моем репертуаре примерно полтысячи песен. И это как минимум. Точную цифру не назову. Из них сотня не только известные, но и общелюбимые публикой.
Получается, я и тут должен был сильно сокращаться, чтобы в итоге осталось двадцать пять. Иначе попросту не хватило бы времени, которое отвели на мой сольник. Это тоже одна из причин, почему я никого не смог пригласить. Успеть бы исполнить то, что просят зрители.
200 тысяч за билет
- Иногда говорят, что сейчас не время для песен. Проблем с продажей билетов не было?
- Проблема была в том, что все билеты давным-давно уже были проданы. И, как всегда, в самый последний момент проснулись и мои близкие, и родные, и знакомые, и знакомые знакомых.
Выстраивались целые цепочки. Постоянно звонили и просили билетик. «Где купить?» - спрашивали. Я шутливо отвечал: «Ну где-где? У перекупщиков.
Правда, они просят 200 тысяч...» (3325 евро согласно официальному курсу — Прим. автора) Честно говоря, я вообще не понимаю, почему у меня просили билетики. Я же исполнитель, с не кассир. Я ничего не продаю. Выхожу петь на сцену. Торговля билетиками - не моя сфера деятельности.
- Неужели вы себе не оставляете часть билетов?
- Конечно, оставляю. У меня много родных и близких. Кое-что я, конечно же, отложил, но давным-давно уже раздал. В том числе коллегам, которые со мной выступают. Своим музыкантам, своему балету. Кстати, я совершенно не завишу от того, дорогие билеты или нет. Нагреваются перекупщики.
- 200 тысяч рублей за билет — цена невероятная!
- Так в кассе же намного дешевле. Причем там продают как дорогие билеты, так и подешевле. Все-таки в Кремлевском зале где-то 6 тысяч мест. Есть еще и балкон, и амфитеатр.
Отмечу, что сам я получаю только фиксированную «зарплату», которая остается неизменной от количества проданных на концерт мест. То есть мне дают за работу гонорар. Говорю так, совершенно не кривя душой.
А уже те, кто продает билеты, снимают сливки. Но это их работа. Такая у них профессия. Ну и пусть. Каждый занимается своим делом. Я не вмешиваюсь. В противном случае давно бы открыл свою билетную кассу и назвал ее «Шуфута» (смеется).
Не любит съемки
- Говорят, вы категорически отказались от телесъемок. Хотя это дополнительная популярность для артиста...
- Мне это ни к чему. А популярности вполне хватает. Да, я настоятельно попросил ничего не снимать в Кремлевском зале, поскольку это меня всегда повергает в шоковое состояние.
Для меня всегда лучше просто выступить от всей души без всяких пауз и остановок. Тогда я могу больше исполнить песен. Скажу откровенно: когда знаешь, что тебя снимают, то никакого удовольствия от общения с публикой уже не получаешь.
Слишком большое напряжение. И до, и во время, да и после. Не можешь расслабиться и получить удовольствие. Уже не можешь свободно передвигаться по сцене.
В общем, становишься рабом съемочного процесса. Обычно все обговаривается заранее, буквально каждая деталь. Но потом все равно вносятся бесконечные коррективы. То и дело дергают.
Это меня дико нервирует. Что касается популярности, то я пою не для всех, не для толпы, а для каждого человека, сидящего в зале. В этом вижу свою задачу, да и цель того, что я делаю. Иначе творчество потеряет для меня всякий интерес.
Ресторанный исполнитель
- Почему вы вернулись в 1992 году? Причем еще в Советский Союз, хотя уезжали именно из него в 1981 году...
- После отъезда я впервые приехал в СССР в 1990 году. 25 июня, как сейчас помню. А через два года решил вернуться. И до сих пор не жалею о своем решении.
Можно долго говорить, почему и что я тогда ощущал... Поселили меня в гостинице «Россия», которой сегодня уже нет. Посмотрел на улицу, увидел, как люди бегут на работу.
И понял, что я дома. Ведь Москва — это мой родной город. Еще были живы родители. Помню, мой импресарио сказал: «Сейчас девять часов, а в одиннадцать у нас пресс-конференция».
Времени было в обрез. Я начал в панике раскладывать вещи. Стал метаться по люксу, не зная, в чем выйти. Очень сильно волновался. Принял душ, причесался. Да, тогда у меня еще была прическа.
Пора было одеваться. А что надеть? Сам решал. Тогда все было по-простому. Никаких костюмеров еще не было. Да и откуда им взяться? Подумаешь, приехал какой-то там американской музыкант из русского ресторана.
Так обо мне говорили в Москве. Несмотря на то, что я работал в очень известных студиях США, записывался с популярными исполнителями. А еще занимался продюсированием.
Тем не менее за мной до сих пор укрепилась кликуха «ресторанный исполнитель». Хотя лично я ничего против ресторанов не имею. И от своей кликухи не отбрыкиваюсь и не отверчиваюсь.
Более того, считаю, что ресторан - это замечательное место для выступлений. Люди едят, а еще слушают. Двойное удовольствие. Это же не булочная и не парикмахерская...
Да и вообще, я считаю, что любое место, где есть свет, звук и сцена, уже само по себе вполне пригодно для артиста. Замечу, что поначалу я в ресторанах только провода таскал, а запел, потому что нужно было зарабатывать доллары, то есть денежки.
Мне тогда очень нравился джаз, но за него в русских ресторанах никто не платил. Публика хотела песни «во всех тональностях для всех национальностях». Пришлось подстраиваться.
О чем я и сегодня совершенно не жалею, поскольку всегда любит петь. И когда вернулся на родину, то стал «человеком оттуда, который поет по-русски». А моя любовь к джазу так и осталась невостребованной. Хотя слушаю его иногда для души.
75 концертов по стране
- Помните свое первое выступление в СССР после возвращения?
- Мы сели в Москве в киевский поезд и отправились на Украину. Первый концерт прошел во дворце спорта. Причем вместо двух объявленных выступлений состоялось шесть.
Это только в одном Киеве. Нас придержали там несколько дней. Затем все начало раскручиваться таким образом, что я пробыл в Советском Союзе 3 месяца, хотя рассчитывал только на одну неделю.
В целом, мы сделали 75 концертов по всей стране, выступая на стадионах и во дворцах спорта, включая Прибалтику. Конечно, тур оставил ошеломляющее впечатление.
Хотя перед первым выходом на сцену в Киеве у меня был жуткий мандраж. Даже не верилось, что все эти тысячи людей собрались ради меня. А потом был невероятный взрыв и безумный шквал аплодисментов. До сих пор, вспоминая это, глотаю скупую мужскую слезу. И я сказал себе: «Хочу жить здесь!»
- Поздравляем с круглой датой, желаем дальнейших творческих успехов!