Легкий штурмовик OV-10 «Бронко»

3,3K прочитали
Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Самолет OV- 10 «Бронко» создавался в соответствии с требованиями Министерства обо­роны США к легкому вооруженному разведывательному самолету, специально предназна­ченному для действий против партизан в локальных войнах. Имеющиеся в середине 1960-х гг. на вооружении США самолеты различных типов не могли решать эту задачу, они были или слишком тяжелыми, или чрезмерно скоростными.

В сентябре 1963 г. фирмам были отправлены тактико-технические требования на такой самолет. Главным условием конкурса было использование в проекте только турбовинтовых двигателей. Всего такие требования получили 22 авиастроительные фирмы, в том числе такие знаменитые, как «Макдоннелл-Дуглас», «Локхид», «Норт Америкен», «Конвэр» и другие. Самолеты фирм «Норт Америкен», «Конвэр» и «Мартин» были выполнены но двухбалочной схеме с коротким фюзеляжем-гондолой. Фирмы «Локхид», «Дуглас», «Хелио», «Хиллер» и «Бич» предложили самолеты, выполненные по нормальной аэродинамической схеме. Их проект напоминал созданный несколько позже аргентинский легкий штурмовик «Бронко». Но наиболее интересный проект выдвинула фирма «Гудьир», которая предложила летающую лодку-амфибию с установленными над крылом двигателями с толкающими винтами. В качестве бортовою оружия на этой лодке предполагалось установить 106-мм безоткатное орудие.

После тщательного анализа, по мнению ВМС, победителем в конкурсе была названа фирма «Норт Америкен» (ныне она называется «Рокуэлл») со своим проектом NA-300. Корпус морской пехоты и сухопутные войска высказались в пользу самолета «Чарджер» фирмы «Конвэр». Этот самолет, в отличие от остальных конкурсантов, уже был построен в сентябре 1964 г.

Созданный фирмой «Норт Америкен» самолет OV-l0A совершил первый полет 16 июля 1965 г. Самолету было присвоено имя «Бронко». Самолет строился серийно до 1969 г., и всего была выпущена 271 машина. Самолет представлял собой моноплан двухбалочной схемы с

высокорасположенным прямым крылом и двухкилевым хвостовым оперением. Экипаж со­стоял из двух человек: летчика и наблюдателя, которые размещались в одной большой бро­нированной кабине, один за другим. Экипаж самолета имел мощное бронирование: спереди, снизу и сзади. Пол был выполнен из листового алюминия толщиной 12,7 мм, а перегородка и спинка — из закаленной 9,5-мм стали. Вся бронекабина весила 159 кг.

Основными особенностями этого самолета явились высокая прочность конструкции, простота эксплуатации и небольшая стоимость, а также его многофункциональность. В соот­ветствии с требованиями заказчика самолет должен был эксплуатироваться с грунтовых пло­щадок и палуб авианосцев. Силовая установка состояла из двух турбовинтовых двигателей T76-G-10 (правый) и T76-G-12 (левый) мощностью по 715 л. с. Характерная особенность этих двигателей заключалась в том, что они могли эксплуатироваться как на авиационном, так и на автомобильном топливе. Горючее размешалось в пяти крыльевых протектированных топливных баках, заполненных поропластом, предотвращающим взрыв топливной смеси в бакс при его поражении. Для повышения боевой живучести на «Бронко» была применена ав­томатическая система тушения пожара двигателей.

В составе вооружения самолета четыре пулемета М-60 калибра 7,62 мм, установленных по бокам фюзеляжа. Конструкторы выбрали эти обычные армейские, а не специальные авиа­ционные пулеметы потому, что «Бронко» должен был «работать» непосредственно с войска­ми и мог пополнять боекомплект стандартными пехотными патронами. Помимо пулеметов М-60 самолет был оснащен узлами для подвески разнообразного вооружения общим весом до 1620 кг — бомб, контейнеров с неуправляемыми реактивными снарядами, гранатометов, пушек и даже ракет класса «воздух—воздух» для борьбы с вертолетами противника.

Короткий разбег и пробег «Бронко» позволяли эксплуатировать его на полевых площад­ках и автомобильных дорогах, на авианосцах без применения катапульты и аэрофинишера. Кроме выполнения чисто боевых задач, он мог быть использован для десантных операций и как санитарный самолет. После небольшого демонтажа на нем могли разместиться пять па­рашютистов или двое раненых на носилках и два санитара.

Первые серийные машины сразу были отправлены во Вьетнам и там широко применя­лись для разведки, сопровождения вертолетов, авианаведения и непосредственной поддерж­ки сухопутных войск и речных флотилий. 13 этой войне было сбито несколько самолетов «Бронко». Но, по отзывам летчиков, высокая маневренность этих машин позволяла укло­няться от зенитного огня противника. Затем эти самолеты были задействованы во время опе­рации «Буря в пустыне» зимой 1991 г. В первых же боевых вылетах в качестве разведчика по­теряли сразу два самолета. Поэтому вскоре их стали использовать только в качестве ретранс­ляторов, на приличном удалении от линии фронта. В 1994 г. последние самолеты «Бронко» были сняты с вооружения ВВС США. Однако они еще сохранились на вооружении ВВС Гер­мании, Венесуэлы, Индонезии и Таиланда.