Найти в Дзене
Народное ополчение

Оружие ополчения. Танкетка Т-27

Всем доброго дня! После долгого перерыва с вами снова рубрика #оружиеополчения 😊Как уже известно (в том числе и из этой заметки: https://dzen.ru/media/id/5c766f3cbe549400b427daff/batalony-malyh-tankov-v-dno-62e280abfc56420f9406ecd1), в трех из двенадцати Московских ДНО существовали батальоны малых танков. Самой массовой машиной в них была героиня моей заметки – танкетка Т-27. За основу при разработке этого «чуда техники» была взята английская танкетка «Карен-Лойд» Mk. VI, на которую в 1929 госкомиссия под руководством И.А.Халепского закупила документацию (это если не считать также купленного образца самой танкетки). Прародительница, мягко говоря, не блистала. Даже неизбалованные танками советские военные в восторг не приходили. Это послужило главной предпосылкой к переделке прообраза. В отличие от двухбашенного пулеметного Т-26, который был почти полной копией «Виккерса шеститонного», Т-27 весьма сильно отличалась от «Карен-Лойд». Принята на вооружение танкетка Т-27 была в 1931 году.

Всем доброго дня!

После долгого перерыва с вами снова рубрика #оружиеополчения 😊Как уже известно (в том числе и из этой заметки: https://dzen.ru/media/id/5c766f3cbe549400b427daff/batalony-malyh-tankov-v-dno-62e280abfc56420f9406ecd1), в трех из двенадцати Московских ДНО существовали батальоны малых танков. Самой массовой машиной в них была героиня моей заметки – танкетка Т-27.

За основу при разработке этого «чуда техники» была взята английская танкетка «Карен-Лойд» Mk. VI, на которую в 1929 госкомиссия под руководством И.А.Халепского закупила документацию (это если не считать также купленного образца самой танкетки).

Прародительница, мягко говоря, не блистала. Даже неизбалованные танками советские военные в восторг не приходили. Это послужило главной предпосылкой к переделке прообраза. В отличие от двухбашенного пулеметного Т-26, который был почти полной копией «Виккерса шеститонного», Т-27 весьма сильно отличалась от «Карен-Лойд».

Принята на вооружение танкетка Т-27 была в 1931 году. Имела коробчатый корпус из катанных броневых листов на заклепках. Двигатель «ГАЗ-АА» мощностью 40 лошадиных сил советские инженеры умудрились впихнуть между местами мехвода и пулеметчика – это помогло сократить длину корпуса, что сказалось на маневренности и проходимости. Также в конструкции широко использовались узлы и механизмы серийных советских автомобилей, что существенно удешевляло производство Т-27.

Выпуск танкетки продолжался всего два года, однако наклепать успели аж 3343 машины. Использовали их в разведывательных подразделениях общевойсковых и танковых частей, в воздушно-десантных бригадах. В последних проводились также масштабные эксперименты по десантированию танкетки парашютным и посадочным способами.

Т-27 на параде у стен Кремля
Т-27 на параде у стен Кремля

Вооружена машина 7,62-мм пулеметом ДТ, боекомплект составлял 2520 патронов в 40 дисках. На базе танкетки создали первый советский огнеметный танк ХТ-27, выбрасывавший огнесмесь при помощи сжатого воздуха на дальность до 25 метров. Также была попытка создать из Т-27 САУ, присобачив к ней пушку Курчевского, однако идея не зашла. Впрочем, как и все «гениальные» творения Курчевского.

Были попытки усилить вооружение танкетки, однако все попытки установить что-то крупнее пулемета натыкалось на то, что шасси не выдерживало увеличившейся массы. Даже более того, при стрельбе даже из 37-мм пушки Гочкиса танкетка теряла устойчивость. О том, где хранить боекомплект к пушке, даже не задумывались – инженеры так и не смогли придумать, куда запихать радиостанцию. Поэтому машина, созданная, вроде бы для разведки, осталась «глуха и молчалива». Связь осуществлялась посредством флажных сигналов.

Т-27 на фоне пятибашенного монстра Т-35
Т-27 на фоне пятибашенного монстра Т-35

Ходовые качества Т-27 также были не однозначны. Проходимость была ниже среднего – узкие гусеницы не позволяли легко преодолевать болота, грязь и глубокий снег. С другой стороны, конструкция была проста и надежна. Мало того, она еще и не требовала особых навыков и умений в обслуживании.

Опыт проектирования и эксплуатации Т-27 привел советских инженеров к необходимости вращающейся башни на легких танках/танкетках и способности к преодолению водных преград. Из этих выводов впоследствии родился плавающий танк Т-37.

К 1933 году в танковых войсках РККА было сформировано 65 батальонов по 50 танкеток в каждом. Свою полезность они доказали при подавлении банд басмачей в Средней Азии. К 1941 году Т-27 были признаны устаревшими. Однако, несмотря на крайне ограниченную (прямо скажем – почти никакую) боеспособность, использовались в боях, когда под рукой больше ничего бронированного не было.

Но слабая боеспособность не помешала танкетке проявить себя на другом поприще. Например, из нее вышел весьма достойный артиллерийский тягач (при условии потери большей части арттягачей в 1941-м).

Т-27 в роли артиллерийского тягача
Т-27 в роли артиллерийского тягача

А теперь парочка интересных фактов 😉

- Мало кто знает, но Т-27 экспортировался. Так, в Монгольской народной республике была рота из 10 танкеток. Одна танкетка попала в Туву, а в 1932 году 5 Т-27 купила Турция. Ну и плюс трофейные танкетки использовали немцы, румыны и венгры.

- Т-27 пережили войну (в составе частей на Дальнем Востоке). На 20.12.1945 в строю было 200 штук, а на 28.05.1946 – 196 танкеток, которые предлагали, наконец уже, списать.

- На данный момент сохранилось три танкетки:

1. В экспозиции парка «Патриот» в Кубинке;

2. В качестве памятника 42-му стрелковому корпусу в Алакуртти, Мурманская область;

3. В экспозиции Музея военной техники «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме.

Также существуют реплики Т-27, например, в экспозиции Музея Победы на Поклонной горе в Москве.

За сим все, до новых встреч!

#Оружиеополчения