Инклюзивное образование значительно упростило жизнь многих родителей, в том числе и родителей особенных детей. Конечно, само по себе пребывание ребенка с признаками расстройства аутистического спектра в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам, но очень способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.
Однако первый год обучения, все равно для детей становится тяжелым. Ребенок не только будет постигать разнообразные науки, но и станет учиться общению в социуме. Он начнет познавать социальные нормы поведения, попробует себя в различных ролях. В итоге, такой опыт положительно отражается на дальнейшей жизни детей с ментальными нарушениями.
Естественно у каждого родителя перед началом учебных занятий появляется чувство тревоги, волнения, различные вопросы и это нормально. Например, как помочь освоиться и ориентироваться в школе, в классе, принять учителя и одноклассников, как ребенок будет понимать задания учителя и справится ли с ним?
Детский врач-психиатр Елена Пинигина подготовила несколько рекомендации:
1. Всегда следуйте определенно заданному расписанию. Дети с признаками РАС болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур, а также соблюдать последовательность. Ребенок, как правило, чувствует себя гораздо спокойнее, если его распорядок дня четко структурирован. Расписание с указанием точного времени для занятий, приема пищи, отдыха. В этом также может помочь индивидуальное визуальное расписание, которое может располагаться в учебной зоне дома, в школе.
2. Важно, чтобы утренний подъем не вызвал дискомфорт у ребенка. На сборы перед школой выделите больше времени, чем обычно. Продумайте также варианты дороги до школы. Чтобы избежать усталости от дороги можно воспользоваться наушниками. Постарайтесь сделать так, чтобы утро для ребенка было приятным. Будите его ласково, готовьте вкусный завтрак. У большинства взрослых самое ужасное воспоминание о школе – это хмурое, холодное утро и сборы впопыхах. От того, в каком настроении ребенок отправится на учебу, зависит, как начнутся и продолжатся его школьные годы.
3. Прививайте ребенку навыки самообслуживания и социально-бытовой ориентировки необходимые в школе. Он должен уметь самостоятельно переодеваться в спортивную форму, собирать портфель и т. д. Составьте вместе с ребенком фото-список того, что нужно положить в портфель на каждый день (можно использовать картинки). Сначала вместе собирайте портфель по этому списку, но постепенно передавайте ребенку обязанность собирать портфель самостоятельно.
4. Обязательно поделитесь с учителем, тьютором сенсорными особенностями ребенка. Какие звуки, свет или прикосновения вызывают беспокойство у ребенка, а какие его успокаивают. Чем больше особенностей о вашем ребенке знает учитель, тем точнее педагог сможет предотвратить негативную реакцию ребенка.
5. Не забываем о психической и сенсорной пресыщенности и быстрой физической истощаемости ребенка, продумайте с учителем о месте, в котором ребенок может успокоиться и отдохнуть. Помните, что большинство людей нуждаются в уединении и дети с РАС не исключение. Необходимо сделать «тайный» уголок, сенсорная зона, место в классе или в библиотеке, где он может оставаться наедине со своими мыслями и ему никто не будет мешать.
6. Закрепляйте новые знания и навыки, приобретенные в школе дома. Работа педагогов в школе не принесет существенных результатов, если родители не станут соблюдать рекомендации учителя дома. Необходимо заниматься каждый день, это очень трудно, но только это может принести результаты. Инструкции должны быть краткими и четкими. Начинать лучше с 5 минут и постепенно увеличивать, прибавляя по 3 минуты в день. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку.
7. Дома также необходима личная зона для ребенка. Место, где он будет играть, учить уроки, заниматься творчеством. Ребенку важно, чтобы все предметы, вещи и игрушки должны иметь фиксированное место с визуальными опорами.
8. До похода в школу, необходимо научить ребенка словам «стоп», «нет», «нельзя». Дело в том, что дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово «стоп», это может уберечь его от травм.
9. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность, с помощью социальных историй.
10. Не пропускайте трудности, возникающие у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Например, если у первоклассника есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними в первый год обучения.
11.Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
12. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и секцию или кружок.
13. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными.
14. Компьютер, телевизор и любые другие занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день
15. Обучение ребенка альтернативной коммуникации, например, PECS, для того чтобы он мог в любой момент протянуть карточку учителю или нормотипичному сверстнику с просьбой о помощи.
16. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Помните, что на привыкание и адаптацию нужно время и никто не может точно сказать сколько. Постепенно ребенок привыкает и начинает принимать школу как обычное событие в его жизни.