Найти в Дзене
Что на ум взбрело

…из цикла «познавательная фигня»

В бытность мою жизни и работы в Гватемале (это Центральная Америка, пальмы, ром, загар, море, наркомания и уличная преступность, кто не в курсе) чуть-чуть столкнулся с тамошней системой школьного образования. Чуть-чуть – это значит, что у соседки трок детей ходили в школу. И иной раз с ней и ними по-соседски болтал через забор о жизни и, в частности, о школе – как оценки, какие предметы, что на дом задали и чем кормят в школьной столовой. Как выяснилось, ничем не кормят и ничего не задают, а вот про школьные предметы мне было узнать любопытно. Конечно, это для вас лично абсолютно лишнее знание, но тем не менее занятное с точки зрения «как все хорошо, где нас нет, пальмы, синее море и домик на берегу + лобстеры в тазу». Гватемала таки да, тропический рай и домик на берегу Карибов и у меня, как и у многих гватемальцев в грязных рваных штанах таки да.

Но вернемся к школе. Как выяснилось, гватемальская образовательная система, хотя и напоминает нашу российскую, но имеются различия. В частности, в «средней» школе (это приблизительно наши 5-9 классы) есть такие предметы, как Испанский язык, Математика, История Гватемалы, Социальные науки (вроде нашего Обществоведения). Имеется такой предмет как Музыка ...и у нас вроде было пение в начальных классах, о коем я успел благополучно позабыть, в отличие от многих песен, которые тогда выучил. Что касается точных или естественных наук, имеется предмет вроде нашего «Природоведения». Хотя он в у нас вроде был в третьем или четвертом классе, а тут девятый. Все естественные науки в этом "Природоведении" сконцентрированы, как питательный бульон в кубике «Галины Бланко». Полистал учебник по такому ценному предмету. Учебник тоненький, страниц на 40-50, но в нем все – от математики и физики до анатомии и астрономии. На каждый предмет отведено место: по математике и физике страничек по 10, на остальные по паре-тройке. Я порадовался за гватемальских детей – вся школьная математика и физика с химией на паре десятков страниц. Причем там в основном картинки и несколько – с десяток - формул крупным (Timer Roman 16 pt) шрифтом. Надо отдать должное – формулы правильные и картинки понятные. И Пифагор есть с квадратами сторон треугольника и даже нарисовано, что Земля крутится вокруг Солнца. И H2SO4 написано и как в ней атомы друг с другом приклеены рисунок имеется. Не возразишь. Стоит учебник 40 кетсалей – или около 300 рублей. Недорого, учитывая, что учебник один на пять лет обучения в школе (напомню, 5-9 классы). Конечно, меня, как человека с советским школьным образованием несколько смутила, так скажем, необильность знаний по естественным наукам. Но, как написано на сайте Министерства местного Просвещения: «Упор в образовании делается на предметах, способствующих социализации и практической приспособленности в жизни»… Ясен пень, что знание формулы качания маятника или теоремы синусов никак не способствует социализации и приспособленности к жизни. Ладно, не поленюсь и скопирую про цели образования – поучительно в плане понимания разности задач школьного образования «у нас» и «у них».

Вот так формулируются задачи школьного образования в Гватемале:

«- овладение основными навыками в междисциплинарном контексте
- приобретение фундаментальных знаний и навыков критического мышления, необходимых для интерпретации и применения
- развитие и поддержание положительного образа себя
- управление возросшими социальными, личными и академическими обязанностями
- изучение разнообразия учебных и внеклассных мероприятий
- развитие более глубокого понимания индивидуальных различий и уважения к другим»

Никаких физик и химий, а «развитие и поддержание положительного образа себя». Даа, конечно, развил положительный образ себя в междисциплинарном контексте – и в ус не дуешь. Конечно, с критическим мышлением для интерпретации и применения при глубоком понимании индивидуальных различий и изучении разнообразия мероприятий.

Да-с, как выяснилось из бесед с местными школьниками, обычных в нашем понимании предметов как физика, химия и биология в расписании уроков нет. Эти предметы заменены на три других. А в целом уроки как у нас, по 45 минут, суммарно 4-5 уроков в день, то есть школьный день заполнен безо всяких физик-химик и прочих геометрий.

Теперь вопрос к вам – как вы полагаете, какие предмета (их тоже три) замещают в средней школе Гватемалы время, занятое у нас на уроки физики, химии и биологии?

Подсказка – в нашей школе эти три предмета тоже есть, как составные части, но у нас только одного школьного предмета? Не помню, был ли эти уроки по нему в начальных классах, но в 5-10-х точно были.

Итогово сформулирую вопрос для пытливых умов: какие предметы, совмещающиеся у нас в одном, в в тропическом раю замещают физику, химию и биологию?