Идея, которая заставляет нас думать, что большинство людей имеют такую же точку зрения, как и мы.
Открыт в первый раз профессором Стэндфордского университета Ли Россом в 1970х. Росс изучал тенденции принятия решений и пришел к выводу, что люди верят в то, что их точка зрения является самой популярной и самой "правильной", а остальные являются ложными.
Суть экспериментов проводимая Россом заключалась в проведении опроса. Испытуемым был дано задание ознакомится с различными ситуациями. Те различались, и начинались с вопросов про штрафы за приведение скорости и заканчивались вопросами государственного бюджета.
После прочтения ситуации, испытуемым задавались три вопроса. Что бы вы выбрали в данной ситуации? Что бы выбрало большинство людей? Кто бы выбрал оба варианта ответа?
В результате эксперимента абсолютное большинство людей считало, что их ответ являлся самым популярным. Помимо этого, абсолютное большинство считало, что люди, которые выбрали противоположный ответ неправы.
В жизни, данный эффект встречается часто, даже, слишком часто. Кроме того, у данного эффекта есть свой эффект. При прочтеннии следующих примеров люди чувствуют протест. "Если бы я оказался в данной ситуации, я бы никогда так не подумал, я бы сделал наоборот."
Коллективные проекты: если мы возглавляем проект и принимаем решение по развитию данного проекта, не консультируясь с остальными участниками. При таком раскладе мы уверены, что остальные согласны с нашим выбором и никого не длит, что именно мы принимаем решение.
Разговоры о важном: в формате обычного разговора с людьми, которые на вид являются очень приятными и дружелюбными. Наш резкий политический комментарий или оговорка про босса может стать уникальной. Никто не согласен с нами.
Социальные сети: главный двигатель ложного согласия. Алгоритмы соц сетей направлены на продвиганные контента, который "соглашается" с нашими представлениями о мире, потому что мы будем лайкать то, с чем мы согласны. Но, по ту сторону постов есть другие люди, у которых главная страница наполнена абсолютно противоположным контентом.
Как не попасться в капкан? Спрашивать других людей, искать информацию в противоположных источниках.