Что интересно: трубка появилась гораздо раньше сигарет и папирос. Как предмет высокой культуры быта известна во всех странах и во всех слоях общества, а вот куда ни ткнись за знаниями - о мастерах-трубоделах царской России информации не находится. Хотя трубку же курили и до исторического материализма. Примерно такая же ситуация наблюдается сейчас в Великобритании - страна исторически славится производством трубок, а современных мастеров-резчиков я что-то на слуху не улавливаю, правда, может, и подглох немного от сырости, всякое бывает.
Но, тем не менее, русские трубки при царизме были; были они и до угара НЭПа, и после него, ну и в момент угара тоже не обошлось. Как не обошлась бы советская, ставшая потом российской, трубочная школа без одного легендарного человека - Алексея Борисовича Федорова.
В суровые революционные годы ему было около 25 лет. До революции он, сынок богатого петербургского купца, вёл праздный образ жизни с преферансом и цыганками, весело катал шары на бильярде, здорово пел и играл на гитаре, но после 1917 года, понятное дело, такое поведение пошло немного вразрез с новыми трендами. Поэтому Алёша и в Красной армии послужил, и в партию вступил, правда, ненадолго - происхождение оказалось слегка не того, но парня не тронули. Слава богу.
Во время угара НЭПа парень заделался пикантным диайващиком - его тесть держал мастерскую и ремонтировал бильярдные столы, а Алексей крафтил из костяных бильярдных шаров контрацептивные колпачки для милых дам-с. И параллельно пел не лишённым приятности тенором по всяким зелёным театрам под псевдонимом Алёша Контрацептивный (зачерк.) Кочевой. Ну и, конечно, продолжал рубиться на бильярде - во время угара это было вполне себе невозбранно. В бильярдных тогда проводили время все мало-мальски знаменитые знаменитости, и Федоров, очень серьёзного уровня игрок, был лично знаком с многими из них. В частности, с Алексеем Толстым, убеждённым трубокуром, любителем английских (наш человек!) и французских трубок и табака Capstan.
Как-то раз Толстой пришёл в бильярдную с английской бриаровой трубкой в зубах, чем очень заинтересовал Федорова. Такого слова - бриар - знать никто не знал в то время, но Федорова привлёк не столько материал, сколько точёные формы английских трубок, впоследствии ставшие классикой. И он тут же (не прям в бильярдной, конечно) попробовал вырезать свою трубку. Из бильярдного шара - ну а что? Что есть под рукой, тем и работаем, DIY в чистом виде. Сильно сомневаюсь, что эта трубка курилась вкусно, поскольку бильярдный шар - суть есть кость слоновая, а нагретая или палёная кость пахнет угнетающе. Тем не менее, трубку удалось продать на авито (зачерк.) через комиссионный магазин, а воодушевлённый Федоров засел в библиотеке и принялся штудировать литературу, в основном, журналы, выискивая фотографическую рекламу трубок и постигая таким образом их формы и инженерию.
Алексей Борисович открыл небольшую мастерскую и резал трубки из груши и вишни, стараясь никогда не копировать ни именитые марки, ни самого себя, придавая каждому изделию индивидуальные черты, хотя, сам он говорил, что не копирует не из принципа, а просто не получается - мол, и год на дворе другой, и кусок дерева другой, и сам я уже другой. Как человек, время от времени что-то там делающий с трубками, абсолютно с ним согласен, скопировать даже свой собственный руст почти нереально.
Федоров был известен в творческой среде Ленинграда, в его мастерскую на Желябова в шестидесятых годах наведывались многие трубокуры того времени - актёры, журналисты, художники, писатели. И его трубки есть в коллекции у Ю. Роста, О. Янковского, А. Ширвиндта. А в его артели работал и учился ас современного трубоделия Владимир Казимирович Гречухин.
Международная слава к Федорову пришла, когда к нему в мастерскую забежала жившая в Ленинграде переводчица детективов Жоржа Сименона и попросила сделать трубку для писателя. Федоров отправил с ней несколько трубок в подарок Сименону и получил неожиданный и очень тёплый отзыв от писателя. Алексей Борисович воспарил и сделал для Сименона, которому по его словам было не очень удобно держать трубку в зубах во время работы над произведениями, большую настольную подкатную трубку на шарикоподшипниках: затянулся, оттолкнул от себя, потянул - трубка подъехала на колёсиках, опять затянулся и снова оттолкнул. Никаких трубокурских ритуалов, ничто не отвлекает от созидательного труда. Сименон очень впечатлился и благодаря ему одна из трубок Федорова была объявлена трубкой года на Западе. Так о нашем мастере узнал весь трубочный мир.
Федорову было глубоко за семьдесят, когда знакомые живописцы уговорили его организовать трубочную выставку. После неё Федоров был принят в Союз художников. В шестидесятых-семидесятых годах трубки он резал уже из бриара, и вот тут начинается вторая легенда отечественного трубоделия, неразрывно связанная с Алексеем Борисовичем - трубки фабрики Ява.
Кто был самым знаменитым трубокуром СССР? Правильно, Иосиф Виссарионович. Но трубки он предпочитал английские, поэтому на государственном уровне их производство не курировали до определённого времени, отдавая на откуп мелким артелям и художественным мастерским. Ходит такая байка, что первый бриар в Советском союзе появился ещё в тридцатых годах в результате подъема со дна моря затонувшего судна, трюмы которого были забиты бочками, наполненными бриаровыми блоками, предназначенным для переправки в Америку.
Что за древесина, для чего нужна на самом деле и какова её ценность, никто не знал, поэтому делали из неё абсолютно всё, что можно сделать из дерева, а когда просекли - отправили в наркомат пищевой промышленности СССР и Главтабак стал выпускать из подводного бриара первые отечественные бриаровые трубки! Позднее производство наладили на бывшей дореволюционной "табачной фабрике С. Габай", переименованной в "Яву", у которой были филиалы в обеих столицах.
Трубки изначально носили на себе клеймо "Главтабак" и по мнению, например, известного трубодела Алексея Харламова - это были простые, без затей, но настоящие трубки, чего не сказать о явской продукции, требующей самостоятельной доводки до ума - как минимум, обдирания лака с изделия, потому что под лаком трубка просто не дышит. Но, тем не менее, это были бриаровые трубки, советскому неизбалованному курильщику иным способом недоступные и при правильной постановке рук превращающиеся если не в элегантные шорты, то в сносные приборы для курения.
Особенно доставляла инструкция к этим трубкам, именуемым "вкусными". Вот некоторые выдержки из неё:
Любители "вкусных" трубок пользуются обычно двумя трубками. Одна из них курится, а другая "отдыхает". Это имеет свой смысл в том отношении, что отдыхающие трубки несколько просушиваются и у курильщика всегда имеется в запасе приведенная в порядок трубка.
Вообще, это правило работает, если курить один раз в день. Но иногда, конечно, можно и пару раз из одной.
Нельзя после курения выбивать пепел из трубки о твердые предметы и особенно ударять соской трубки или мундштуком наперелом, так как такие удары неизбежно поведут к порче головки трубки и поломке типа на мундштуке. Каналы соски трубки и мундштука нужно чистить ершиком. Все трубки из древесины "Биар" упакованы в фирменные коробки и снабжены фирменными ярлыками с указанием номера фасона, сорта и цены но прейскуранту; На сосках трубок помещена тисненная марка «Москва» и тисненное указание сорта.
Соска трубки - это, видимо, чубук, раз на ней делали тиснение. Но, конечно, соска звучит убедительнее. А вот что за «тип на мундштуке» - загадка.
Трубки у Явы были трёх сортов: высший, первый и второй. Высший всегда был в светлом исполнении, а первый и второй в тёмно-красном лаке - это на заметку тем, кто ищет трубки на блошиных рынках, почти всё о явских трубках можно определить издалека, даже не трогая их. Самые знаменитые - это трубки в форме головы льва, лайки, похожей не то на лису, не то на медведя и Мефистофель, больше смахивающий на Ленина и на Дзержинского одновременно.
Как и все советские люди, Федоров прямого доступа к бриару не имел и вынужден был "доставать" его через знакомства на Яве. Знавшие его лично люди рассказывали, что иногда Федоров делал бриаровым трубкам руст "под вишню", и неискушенные в сортах древесины трубокуры интересовались: "как это, Алексей Борисович, вам удалось сделать такую вкусную вишнёвую трубочку?". "Мастерство резчика!", отвечал хитрый Федоров. И по воспоминаниям о дефиците бриара Владимира Гречухина: бывал в трубочном цехе на "Яве" в 70- 80 несколько раз. Весь бриар тогда был только через них. Тягостное воспоминание, мы тогда с В. Киселевым тряслись над каждым куском, а здесь в цехе море добра, а переводят на ... Помню; сидит какая тетка с выжигателем, перед ней коробка вышкуренных заготовок и она большим несуразным вензелем выжигает на бриаре - серпом по... С гордостью показали подарочные трубки 20см высотой в виде кремлевских башен, правда забракованных заказчиком, во сейчас были бы радостью для коллекционеров. Кстати, бриар я получал для все тех же кремлевских подарков, грешен. Переделывать явские трубки, поправить форму, благо мяса много, снять лак и т.д. - любимое занятие тогдашних трубочных хоббистов. Жалею, что не сделал коллекцию явских трубок, они для меня как символ того времени, как " Беломор".
Вот в каких условиях люди творили и создавали себе имена. А теперь что - комой им не Comoy, петерсон - не Peterson! Я тоже решил вспомнить #молодостьнажигулях и немного подредактировал пару явских трубочек, которые изначально брал исключительно ради мундштуков. Мундштуки давно в деле, а чаши от них валялись без оного, поэтому смотрите, что получилось.
Нет, это не финальный результат, я не стал ни абсурдистом, ни трэшером, просто хотел показать изначальное состояние трубочных чаш. И поскольку чубуки у обеих были треснуты, подверг их процедуре опиливания и наращивания новых чубуков.
Ну а дальше - корень бамбука в зубы и вперёд, к победе. Не инновационная, но вполне рабочая технология. Чаши у девчонок теперь рустированные.
Никогда у меня не поднимется рука выбросить трубку, даже если с ней совсем всё плохо, через время придёт идея. Трубки заслуживают того, чтоб жить вечно.
#diy #курительныетрубки #ява #история #ссср
P.S. Совсем забыл! Явка поменьше - совсем малышка-десятиминутка, всего 11 см.