Вот и пришла очередь написать вам про флот речной который был в СССР. Есть ли он сейчас в России я не знаю. После службы на военно-морском флоте, мне пришлось поработать в 1978-1980 годах на теплоходах РЭБ (ремонтно эксплуатационной базе) города Черлак. Обь- Иртышского бассейна. Проработал я три навигации. Навигация это период работы флота с очищения рек от льда и до ледостава. На Иртыше и Оби это примерно семь месяцев. С мая до ноября. Потом суда заходят в Затон ( место стоянки судов) и подлежат ремонту. Команды уходят в отпуска и отгулы. Во время навигации выходных нет. Зимой в базе есть курсы рулевых-мотористов. Такие курсы я окончил зимой ,получил удостоверение и начал работать. Работал я на буксирах-толкачах, 600 сильных. Строились они в Тюмени. По тем временам были отличные комфортабельные буксиры. Экипаж был 11 человек. Специальности были совмещённые. Комсостав штурмана-механики, рядовой состав рулевые мотористы. Итого 6 человек. Две женщины повар и матрос-уборщица. Радист и два практиканта из речного училища. В те годы в нашем РЭБ, на буксирах была демократия полная. Экипаж питался в одной столовой. Мест хватало сразу на всех. Питание в отличии от морского флота было только на 50% бесплатное. Водку пили мы тоже все вместе. Пили часто. В общем я считаю речной флот кузницей кадров для алкогольного движения в России. На свои деньги мы пили только зимой, если участвовали в ремонте. Посуда складировалась в одной из кают. В первом рейсе на Казахстан мы в одной деревне сдали 6 мешков бутылок. Бутылка стоила тогда 12 копеек. Полная бутылка водки 3,62 руб. Это был первый вклад в алкогольную систему речного флота. Потом мы уже пили на государственные деньги. В Казахстан мы везли лес. От туда песок или соль. У каждого капитана по маршруту были клиенты которым нужны были брёвна. Одно бревно стоило 2 рубля. При подходе к нужной деревне за ранее капитан давал определённое количество гудков. Потом клиентура подходила на лодках к барже с лесом мы им скидывали нужное количество дров. Они отдавали нам деньги. Эти деньги у нас шли на питие и продукты. Питались мы отлично. Этот капитал у нас был общий. Капитан не мог жлобить. Ему бы фейс по демократически начистили бы. Поэтому мы жили дружно. Имейте в виду мы не пили беспробудно. У нас были трезвые перерывы. По зарплате напишу честно. У меня моториста-рулевого в месяц, на линии Омск-Казахстан получалось 170 рублей. В те времена это было не плохо. В навигацию мы брали только авансы, если нужно было. Остальное мы получали после навигации. Суммы были приличные. Про обязанности свои чуть не забыл написать. Буксир в то время был не плохо автоматизирован. Поэтому я нёс вахту на верху на мостике или рулевой рубке. Вместо штурвала был жёстик. Я сидел в кресле и рулил этой штучкой. Каждый час я ходил в машинное отделение и сверял разные параметры по приборам на двигателях. Записывал и потом мы сравнивали их по приборам там на верху. Во время швартовки на руль становился штурман, а я шёл швартовать состав из барж. Мы их всегда толкали минимум две. Всё зависело от глубины фор ватера на реке. Весной мы брали баржи с осадкой три метра, а в середине лета по 1,5 метра. Природа однако. Вахту я стоял четыре часа через восемь. Не перерабатывался. На досуге я читал книги и любил свою жену, которая была поваром. Мне в то время было всего 22 годика. Поэтому я любил свою жену по расписанию три раза в сутки. В те времена в СССР на речном флоте за нашим моральным обликом тщательно следили. Женщинам разрешалось работать только вместе с мужем. Развратом занимались только практиканты в деревнях на стоянке судна. Ещё мы занимались рыбалкой. На удочки это было легально, а "аханом" (железная сетка размером с койку и железной сеткой) её ловили не легально стерлядь. Это осетровая рыбка живущая в Иртыше. К этой сетке привязывали буксирный трос с грузовой лебёдки. Забрасывали её перед поворотом. В повороте глубина реки больше. Пройдя поворот вытаскивали и забирали улов. Вторую и третью навигации я работал на Оби. По Верхней Оби я ходил в Нижневартовск, Сургут и Мегион. Это были города нефтяников. Снабжение там было всеми видами продукции было гораздо лучше чем в Омске. Мы там брали цивилизованные товары. В Нижней Оби мы втаривались природными продуктами. Вот здесь мы использовали третий способ рыбалки. Мы втаривались водкой для натурального обмена. Местное население там были Ханты и Манси. В СССР этот народ спивался по хлеще нас русских. Правительство с алкоголизмом там тоже боролось радикальней чем центральной России. В период рыбной ловли и покоса во всех городах и деревнях изымался алкоголь. Наступал сухой закон. Вот тут то мы спасители и появлялись. Они к нам сами подходили на своих баркасах. Такса была установлена чётко. За одну бутылку нам давали 3-4 хвоста муксуна или щокура. Одна рыбка весила до пяти кг. Один килограмм стоил около трёх рублей. Бутылка стоила 3,62 руб. Эта рыба считается ценной породой. За бутылку можно было купить ведро клюквы или морошки. Кедровые орехи тоже приобретали. За пару бутылок можно было приобрести кисы ( обувь из оленьей шкуры. В Омске они стоили больше ста рублей. Речники в конце навигации делали большие деньги. Почти все кроме меня. Я во все времена был хреновый коммерсант. Я любовался Природой и пил средства приобретения товаров. Я например узнал что Обь весной при разливе бывает 17 километров шириной. Увидел золотые Уральские горы на Севере в районе Лабытнангов. Много красивых мест в нашей Стране. Видел я место под Тобольском где погиб атаман Ермак. Кремль Тобольский видел. В общем я просвещался. На речке было интересно работать, но для меня молодого скучно. В общем я по некоторым обстоятельствам покинул этот флот. На берегу я проработал не долго. В следующей главе открою вам секрет. Если хотите подписывайтесь.
Моряки бывают разные (продолжение 5).
24 сентября 202224 сен 2022
2528
4 мин