Фильм «Ошибка резидента»:любовная линия без любви

21K прочитали

Во время недавнего просмотра «Ошибки резидента» был один момент, который меня очень удивил. Я даже воскликнул сакраментальное «Вот это поворот!». Нет, это не тот момент, когда вдруг оказалось, что вор, жулик и мошенник Бекас на самом деле оперативник КГБ. Этот факт был неожиданным, но объяснимым. Я очень удивился, когда, после бегства резидента, диспетчер Мария Николаевна вдруг призналась, что беременна.

Конечно, эта самая «любовная линия» не имеет для сюжета особого значения, так, штрихи к портрету вражеского шпиона, но все же я был уверен, что дальше невинного флирта у этих двоих дело не пошло. И тут вдруг непорочное зачатие!

Все-таки красивая пара, несмотря на невнятную "любовную линию". Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.
Все-таки красивая пара, несмотря на невнятную "любовную линию". Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.

Почти все советские фильмы, если не считать конца восьмидесятых, относятся к категории, выражаясь современными определениями, «для семейного просмотра». Их смело можно смотреть с детьми любого возраста, постельных сцен в них нет. Есть очень толстые намёки.

...Двое целуются, заходят в подъезд. Смена кадра — светящиеся окна. Окна гаснут…

Взрослые тут же понимают — персонажи занимаются «этим самым». А дети просто смотрят, не обращая на такие мелочи внимания.

Или — золотой стандарт советского кино — двое лежат в постели. Накрыты одеялом по самую шею. Он курит, она что-то говорит. Взрослым тут же ясно — отдыхают после «этого». Дети просто смотрят без особого интереса.

С одной стороны, покрасневшей маме не приходится закрывать глаза ребёнку, когда внезапно на экране появляется голая тётка в позе наездницы и трясёт грудью во весь экран, с другой стороны — ей прекрасно понятно, что за отношения между героями, куда развивается сюжет и без подобной сцены. Достаточно вполне невинных намёков.

Так вот, в «Ошибке резидента» эти самые намёки я не заметил. Поэтому слова героини о беременности были для меня неожиданностью. Я, конечно же, делаю скидку на то, что моё восприятие, испорченное современным кинематографом, отличается от восприятия зрителя шестидесятых. Кроме того, «любовная линия» данного фильма для сюжета второстепенна, ничего особо не меняет, да и в целом, на фоне шпионских приключений смотрится бледно. Быть может, я просто непонятлив и невнимателен?

В общем, я пересмотрел специально все сцены с Машенькой и Тульевым и нашёл там кое-что интересное.

Во-первых, намёки на отношения там таки есть, но они настолько тонкие и неоднозначные, что не удивительно, что я их не заметил при первом просмотре.

Во-вторых, эти отношения между героями они не про любовь, во всяком случае, не про взаимную.

Итак, что нам показывают творцы фильма?

Первый эпизод, он же самый длительный, включает в себя знакомство героев и их первое свидание.

Тульев, находясь рядом с диспетчерской, угощает мужиков сигаретами, они тут же в шутку интересуются, откуда у него столько денег. Видимо, сигареты какие-то очень дорогие, непривычные для обычных работяг. Никогда ещё Штирлиц не был так близок к провалу! Тут же он слышит историю про выигрыш на скачках, быстро ориентируется и импровизирует: приглашает диспетчершу на ипподром.

А не пригласить ли эту женщину на ипподром? Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.
А не пригласить ли эту женщину на ипподром? Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.

Чистый расчёт, Тульев тут действует в логике разведчика, а не одинокого мужчины. Ему нужно легализовать свои деньги, сымитировав выигрыш на скачках, а также продемонстрировать типичное, естественное поведение. Холостой, новый в коллективе мужик, вполне естественно флиртует с одинокой, довольно симпатичной женщиной. Кроме того, диспетчерша — прекрасный выбор. Кто работал в подобных коллективах, прекрасно знает, что такие барышни прекрасный источник информации обо всем и всех в конторе, а также рупор для распространения слухов. О выигрыше на скачках все будут знать уже на следующий день.

В общем, решение пригласить женщину на свидание у резидента возникло явно не под влиянием гормонов и полового воздержания. Тем более, что это профессиональный разведчик и уже давно не мальчик.

Впрочем, позже нам показывают обмен взглядами на трибунах. Нельзя сказать, что между героями проскочила искра, но похоже, что в какой-то момент Тульев присмотрелся к Машеньке и задумался об углублении отношений.

«Счастливый выигрыш», предложение пойти в ресторан для закрепления эффекта. Затем сцена на улице, когда Тульев провожает Машеньку домой. Они разговаривают, мы узнаем, что Машенька вдова, а Тульев жалуется на сложную судьбу, поломанную пленом жизнь, одиночество. В общем, врёт, делясь элементами легенды, чужой биографии. Одновременно это выглядит, как будто он давит на жалость. Авось она пожалеет и приголубит.

Машенька поправляет Тульеву шарф, он поправляет шарф ей. Они стоят у подъезда. Пригласит ли женщина мужчину в гости? Нет, Мария Николаевна одумывается, сухо и строго прощается и герои расстаются. Это нормально, первое свидание всё-таки, а фильм, напомню, снят на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.

Ипподром, ресторан, прогулка, а дальше продолжения не будет. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.
Ипподром, ресторан, прогулка, а дальше продолжения не будет. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.

С плотскими утехами не срослось, но свои главные задачи резидент выполнил.

В дальнейших эпизодах развитие отношений толком не показано, а то, что есть, можно легко принять за обычные приятельские отношения между коллегами. Собственно, так я их и воспринимал. Деловые разговоры, элементы лёгкого флирта иногда, не более. Мужик попытался было подкатить к женщине, не получилось, ну и ладно, теперь просто дружат.

В следующем эпизоде Тульев делится радостью с Марией Николаевной по поводу найденной «сестры». Опять таки, это использование женщины в качестве рупора для слухов, для поддержания легенды. Искренняя радость, понятная любому постороннему наблюдателю. А в это же время этот же человек организует убийство той самой «сестры».

Искренняя радость от обретения сестры. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.
Искренняя радость от обретения сестры. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.

Между собой Тульев и Машенька общаются на вы, он называет её по отчеству. Поздравляя его, Машенька целует в щёчку, обычный жест, вполне допустимый между хорошими друзьями. Она приглашает его в гости к какой-то Лене, Тульев знает кто это. Стало быть, они много и постоянно общаются. Однако, это могли быть разговоры на работе, между выездами.

Следующие два эпизода — организация поездки Марии Николаевны в Москву и встреча по возвращению. Снова использование ничего не подозревающей женщины в своих целях. Теперь она должна вслепую проверить легенду Бекаса.

Весь разговор о планировании поездки выглядит совершенно деловым, никаких намёков об отношениях между персонажами нет. Разговаривают на вы, конечно же.

Кому отпуск с экскурсией, а кому проверка легенды. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.
Кому отпуск с экскурсией, а кому проверка легенды. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.

Возвратившись из Москвы, Мария Николаевна буквально вынуждает Тульева сказать, что он скучал по ней и сама признается в том же, пожалуй, это верх интима, который мы можем наблюдать между ними. С виду лёгкий флирт, не ведущий ни к чему. В остальном все так же, деловой разговор на вы.

Возвращение из Москвы, отчёт. Здесь мог бы быть поцелуй. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.
Возвращение из Москвы, отчёт. Здесь мог бы быть поцелуй. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.

И вот последняя встреча этой пары, Тульев, естественно, опять использует в своих целях незадачливую диспетчершу. Просит её заменить автомобиль, чтобы уйти незамеченным, а сам тайно сбрасывает её пачку денег в сумочку.

Теперь уже похоже, что у них есть некие отношения, но насколько близкие — не ясно. Они уже на ты, он кладёт ей руку на плечо, наконец, настоящий поцелуй в губы, под протесты что «люди увидят». Выглядит это началом близких отношений. Наконец, она растаяла, наконец он решился на первый шаг и поцеловал её. Зачем деньги подбросил? Она жаловалась перед поездкой в Москву на то, что денег нет, решил помочь, видимо.

Поцелуй. Для нас первый, на самом деле - последний. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.
Поцелуй. Для нас первый, на самом деле - последний. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.

Понятно, что это такой циничный поцелуй на прощание и уход по-английски. Барышня послужила своим целям и уже не нужна. Коварный шпион-соблазнитель убегает.

И вот Машенька сидит вся бледная, разговаривает с механиком. Видно, что очень переживает, но из-за чего — непонятно. Может, из-за самого факта аварии? Из-за того, что это она выдала машину, нарушив некие инструкции? Из-за того, что не знает о том, что случилось с близким другом?

Машенька, бледная и несчастная. О чём же она переживает? Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.
Машенька, бледная и несчастная. О чём же она переживает? Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.

Нет, оказывается она беременна и уже успела сказать Тульеву об этом. Это сюрприз для механика и для нас, зрителей. У этих двоих, оказывается, были интимные отношения, но никто этого не замечал, ни механик, ни мы по эту сторону экрана. Режиссёр от нас их скрывал. Почему, зачем? Не ясно. Неужели берегли нравственность тех самых детей и юношества? Так шила в мешке все равно не утаили, с внезапной беременностью.

Я думаю, скорее всего, при окончательном монтаже выбросили какой-то малозначимый для фильма в целом эпизод. Какие-то события между поездкой в Москву и прощальной сценой. Там, где герои перешли на ты и впервые поцеловались.

А может, никто об этом и не думал, просто сняли небрежно. По-моему, тут даже лишнего хронометража не нужно, просто надо было, чтобы Машенька и Тульев во время сцены возвращения из Москвы посмотрели друг на друга влюблёнными глазами и поцеловались.

Что касается всей этой ситуации в целом, то Тульев показал себя не с лучшей стороны: мало того, что враг и шпион, так ещё и хитрый манипулятор, использующий чувства доверчивой женщины в своих тёмных целях. Да ещё и к контрацепции относится, как безответственный зелёный пацан.

То, что он попытался денег женщине оставить, перед тем, как слинять, это, конечно же, не показатель чувств и заботы, а, скорее, аристократического воспитания. Проявил порядочность для своего душевного спокойствия.