«…Основной, определяющей особенностью всего комплекса одежды горцев являются ее целесообразность и простота, четкость покроя, не нарушенные никакими лишними деталями или украшениями. Эта функциональная строгость костюма выявляла и стройность силуэта фигуры, естественность и свободу ее движений, подчеркивала черты мужественности, ловкости горца…»
А.Кузнецова.
Только для мужчин
Кавказец снимали ее только перед сном, а после смерти джигита она доставалась по наследству самым близким мужчинам. Известный танцор Махмут Эсамбаев в самые строгие советские годы на фото в паспорте сфотографировался в ней. Кавказская папаха - символ мужества, достоинства и чести.
Сегодня на всех сувенирных рынках региона можно купить этот головной убор – белая высокая папаха с длинным мехом стала очень модной. Тысячи лайков и комментариев собирают фотографии модниц, которые с удовольствием позируют в экзотической белой кавказской папахе. Выход в актагон Хабиба Нурмагомедова в неизменной белой папахе вызывает шквал эмоций у всех любителей спорта.
Но когда-то дотронуться до головного убора мужчины считалось смертельным оскорблением, папаха была показателем статуса, социального положения в обществе. Носить ее могли только мужчины.
Оттеняя строгость форм
«Живописная меховая папаха оттеняет строгость форм. Костюм своей цельностью и четкостью покроя и украшений делает более стройной и подтянутой даже фигуру старика»,-пишет этнограф Анна Кузнецова.
Привычка с малых лет носить высокую шапку вырабатывала гордую и независимую манеру держаться и особую, полную достоинства осанку.
«Колпак является, возможно, единственным исключением из этого однообразия и в зависимости от материала, из которого он может быть сделан - из каракуля, бараньего или козьего меха, мелко или крупнозавитого, плотного и густого, длинного и косматого, придаёт специфический индивидуальные черты, будь то мягкость, жёсткость или хладнокровие, и, как я часто замечал, может быть принят за показатель, раскрывающий нам преобладающие черты вкуса, если не склонностей, носящего этот головной убор...»,- так писал о горской папахе путешественник, этнограф Лонгворд.
У чеченцев существует легенда, что каракулевая папаха появились на Кавказе от самого пророка Мухаммада, да благословит и приветствует его Всевышний. Чеченцы услышали о пророке и отправились на Аравийский полуостров, чтобы послушать его слова и принять ислам. Но в дороге их обувь так растопталась, что дошли они до Медины в плачевном состоянии.
Увидев сбитые в кровь ноги пророк подарил паломникам каракулевые шкурки, чтобы они сшили обувь. Но как могли горцы подарок от посланника Аллаха пустить под ноги? Шкуркам нашлось самое почетное место – из них сшили головные уборы. Так, говорят, на Кавказе появилась одна из разновидностей мужского головного убора.
Символ статуса
Папаха – была символом статуса мужчины. Поэтому денег на нее не жалели, выбирали самые красивые и качественные материалы. У мужчины должно было быть несколько шапок - в одной он ходил на свадьбы, уважаемые собрания, вторую надевал каждый день и в третьей появлялся на траурных мероприятиях.
«…Из всего ассортимента мужской одежды важной по престижности была шапка (бёрк) во всех ее формах, какие только существовали в Карачае и Балкарии. Много карачаевских и балкарских пословиц, поговорок, народных игр, шуток, свадебных и похоронных обычаев связано с шапкой. О достоинстве мужчины судили по его головному убору…»,- читаем у историка Кемала Текеева.
Головные уборы были разной формы и фактуры. Их могли сшить из ткани, или же сочетать ткань с мехом, папаха полностью могла быть меховой. У балкарцев из всех меховых шапок, которые изготовлялись со второй половины XIX в., самой престижной была шапка из каракуля (бухар). Название "бухар" говорит само за себя - мех для этих шапок, видимо, попадал в Карачай и Балкарию из Бухары.
Горцы старшего поколения носили папахи полусферической формы с узким меховым околышком и шнурками, которые соединялись на макушке. Джигиты помоложе носили шапки с невысоким меховым околышком. Третий вид папахи был сильно вытянут и сужался к верху. Верх был суконный.
Такая была традиция
Горцы носили головные уборы в любое время года и дня. Обращались очень бережно, папаха занимала почетное место рядом с хозяином, когда он ее снимал. А оголяли голову только когда ложились спать. Такая была традиция.
"Если не с кем посоветоваться, спроси у папахи". "Если голова цела, на ней должна быть папаха". Эти и другие поговорки подчеркивают важность папахи для горца.
Поэтому человек, сбивший с головы джигита шапку мог поплатиться за свой поступок кровью. Покушение на папаху считалось несмываемой и незабываемой обидой.
Распускающий слухи мужчина, тот, кто не держал данного слова, занимался доносительством, наказывался тем, что его шапку пробивали или же прожигали. Таким образом он навлекал позор не только на себя, но и на свою фамилию, род. Про них с пренебрежением говорили как о людях, которые поплатились за свое бесчестье папахой.
Стать человеком, с дырявой шапкой, боялись все, потому что это было страшным унижением.
Обменяться с кем-либо шапками было знаком самой большой дружбы и доверия.
Если же горец снимал шапку и ударял ею о землю, значит он готов идти на все.
#кавказ #горец #горцы #папаха #хабиб