Этим летом мы открыли новое полярное направление — Землю Франца-Иосифа. Две экспедиции на далекий архипелаг на яхте Alter Ego в формате Citizen Science позволили нам расширить базу знаний об арктических территориях: мы исследовали животный и растительный мир, посещали знаковые исторические места и, конечно, устанавливали новые личные рекорды. Наш полярный гид Мария Подтяжкина стала руководителем второй экспедиции к архипелагу и поделилась ее результатами в новом материале.
Изучение биоразнообразия Земли Франца-Иосифа
В рамках нашей экспедиции мы ставили перед собой несколько задач: наблюдение за морскими млекопитающими и птицами, их фотофиксация; оценка уровня загрязнения береговой линии морским мусором; сбор фотогербария. Эти материалы переданы в национальный парк «Русская Арктика» для дальнейшей оценки состояния подведомственных территорий.
Биоразнообразие архипелага очень порадовало, за 16 дней мы встретили: 9 медведей, 2 достаточно крупных лежбища моржей и несколько маленьких лежек, гренландских тюленей, песцов, много дельфинов, гренландских китов и белух, а еще по дороге к архипелагу — финвалов. Сделали много хороших кадров: особенно удалась милая молодая медведица, которая ужинала на птичьем базаре острова Угольные Копи и явно была смущена тем, что мы застали ее ночью за гастрономическим преступлением. Назвали ее Машкой, она позировала нам добрый час. А на острове Хейса мы сделали высадку к лежбищу моржей, это произвело неизгладимое впечатление на команду. Здесь располагаются лежбища гаремного типа, на каждого серьезного и уверенного в себе моржа приходятся несколько симпатичных моржих, которые ухаживают за своими разновозрастными малышами. Ну и, конечно, не обошлось без серьезных упитанных и властных моржовых свекровей.
На обратном пути, когда мы возвращались от мыса Флоры к Мурманску, весь горизонт был усеян фонтанами китов. Это было крайне необычно, такого раньше не наблюдалось, что может свидетельствовать об изменении температуры воды, появлении рыбы и других новых условиях среды. Из печальных находок — на Земле Александры не обнаружили привычное место гнездования белой чайки: увидели всего несколько птичек, но скопления, какое было раньше, не оказалось. Ушла, значит. Вопрос — куда и почему.
Историческое наследие архипелага
Несмотря на затруднительные погодные условия, мы поставили перед собой задачу изучить максимальное количество территории архипелага и его исторических достопримечательностей. На каждой высадке мы вели полевые дневники и фиксировали наблюдения за погодой.
Может показаться, что Земля Франца-Иосифа — безжизненное место, но архипелаг имеет крайне богатую историю, и многие свидетельства исторических событий сохранились по сей день, например, астрологический знак Седова и автограф Папанина в фундаменте ветровой станции в бухте Тихой, остатки американской экспедиции Болдуина 1904 года, которые были ранее обнаружены и частично вывезены экипажем Alter Ego в 2012 году в национальный парк «Русская Арктика» — все это мы исследовали по мере продвижения по архипелагу. Также мы прошли путем Валериана Альбанова от мыса Ниля до мыса Флоры: посетили мыс Тегеттгоф на острове Галля, на котором сохранились руины американской экспедиции У. Уэльмана 1898-1899 гг, памятный знак австро-венгерской экспедиции Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта, открывшей в 1872 – 1874 годах Землю Франца-Иосифа. Знак был подвержен коррозии и упал, капсула с посланием не выдержала испытание временем. Поэтому мы установили знак заново, укрепили его, закупорили послание в стеклянную бутылку и сделали соответствующую запись.
В заключительный день нашего пребывания на Земле Франца-Иосифа дошли до острова Белл и сделали высадку к домику Ли Смита. В 1881 году экспедиция Смита собрала на острове Белл щитовой домик («дом Эйры») и выгрузила часть угля, запасы продовольствия и снаряжения. Сейчас домик пустой, но отлично сохранился. Особый интерес представляют надписи на стенах исследователей и полярников. Нашли самую первую запись самого Ли Смита 1881 года, автограф Седова.
21 августа 1881 года, когда экспедиция Ли Смита вновь пришла на Землю Франца Иосифа, в солнечный и тихий день льды внезапно подошли к мысу Флора, где стояла на якоре «Эйра» в трех милях от берега. Большая льдина пробила корпус и судно затонуло. Двадцать пять человек успели переправить на берег имущество, парус, достаточное количество продовольствия и судовые шлюпки. И вот мы оказались на этом месте спустя 141 год с даты начала вынужденной зимовки Ли Смита. Кстати, наш Капитан Александр Чичаев и спасатель международного уровня Сергей Ковалев, который тоже сопровождал нашу экспедицию, 5 лет назад обнаружили остатки затонувшего судна. Вот с какими великими людьми познакомила нас Арктика.
Главные достижения экспедиции
Учитывая ледовую обстановку и сложные погодные условия, нам удалось обследовать достаточно большую территорию. Мы преодолели маршрут, протяженностью 2540 миль, из которых 1630 миль занял оффшор. Стоит отметить, что за время нашего пребывания на Земле Франца-Иосифа на архипелаге находились только мы (на яхте Alter Ego) и атомный ледокол «50 лет Победы».
Также мы достигли самой северной точки архипелага — мыса Флигели (о. Рудольфа) — и затем поднялись до 82 градуса северной широты: только нескольким парусным судам удавалось это сделать.
Важно упомянуть еще одно событие: было очень здорово написать ответы на детские письма, которые нам передал музей полярников им. В. И. Альбанова в Уфе. Участники подошли к вопросу неформально, каждому составили индивидуальный ответ, с учетом запроса, возраста и настроения, малышам нарисовали рисунки. Всего было 12 писем от детей от 5 до 19 лет. Более того, нам удалось высадить инспектора национального парка «Русская Арктика» на острове Хейса и поставить на конверты штампы самой северной полярной обсерватории им. Кренкеля. Отправлены письма были тоже не просто из Мурманска, а с почтового отделения атомного ледокола «Ленин», тоже со штампами. Дети это очень оценили.
Из более глобальных достижений, которые может оценить географическое сообщество: на острове Пайера, рядом с мысом Болдуина, мы обнаружили не обозначенную на карте бухту, образованную при разрушении части ледника глубиной чуть больше полмили. Отметили место и сфотографировали трек, как лодка шагает по леднику.
Потенциал исследования Земли Франца-Иосифа
Думая о том, как используется потенциал Земли Франца-Иосифа, я невольно провожу аналогию со Шпицбергеном — это тоже труднодоступный архипелаг, но наблюдается существенная разница: Шпицберген сейчас — достаточно развитое туристическое место, на котором при этом действуют строгие правила по сохранению природы. На ЗФИ же туризма практически нет. Антропогенный фактор при этом остается достаточно значимым для регуляции. Например, на остров Чамп часто ходили круизные корабли и делали высадки, раньше там были россыпи конкреций — круглых камней самых разных размеров. Крупные, по 2-3 метра в диаметре, остались, а мелких уже нет, туристы взяли их в качестве сувениров. Или, к примеру, в бухте Тихой в тундре нужно передвигаться только по дорожкам, чтобы не повредить ее экосистему, однако сейчас видно, что лес выглядит уставшим и по нему достаточно много походили. Контролировать большие толпы очень тяжело, практически невозможно.
Самому архипелагу, конечно, лучше, когда его посещает как можно меньше туристов. Но с другой стороны, я считаю, что история этого места создавалась людьми — исследователями, мореплавателями, и совершенно неправильно эту историю не показывать, и оставлять ее только для избранных. Поэтому в этой ситуации нужно искать компромисс и продолжать исследовать полярные территории с насколько возможно минимальным уроном для них.
В августе 2023 года мы вновь отправимся исследовать Землю Франца-Иосифа на яхте Alter Ego — узнайте, как присоединиться к экспедиции на нашем сайте.