Найти тему
МиМ

Город Колокольчиков (2)

Вот такой бабушкой я хотела бы быть )))
Вот такой бабушкой я хотела бы быть )))

ГЛАВА ТРЕТЬЯ,

в которой становиться ясно, что такое Город Колокольчиков

И вот теперь Маринка снова ревела. Потому что все оказалось еще хуже, чем она думала. Как она могла забыть?! Ведь столько ждала этой ночи… Почти год! Ну да, с прошлого дня рождения. Маринка всхлипнула и привычно сжала в кулаке ключик, который всегда носила на шее.

Этот ключик ей подарила бабушка. Каждый день рождения Маринка с нетерпением ждала того момента, когда наконец будет съеден торт и выпит чай, когда гости поиграют во все игры и послушают все кассеты. Проще говоря, она ждала, когда официальная и неофициальная часть праздника закончится и можно будет бежать к бабушке. Вы только не подумайте, что дни рождения у Маринки проходят скучно. Совсем нет! С пяти лет ей позволяют приглашать в гости кого угодно и делать, что душа пожелает. Просто девочке нравится ночевать у бабушки. Она любит маленькую однокомнатную квартирку, до отказа забитую самыми разнообразными вещами и от этого похожую на музей. Только в музеях всегда царит строгий порядок, а у бабушки вечный кавардак. И, странное дело, вещи от этого кажутся более живыми. К тому же у Маринки больное любопытство, и ей не терпится узнать, что же бабушка подарит ей на этот раз. Бабушкины подарки – самые интересные. И с ними почти всегда связана какая-либо история. Можно до полуночи сидеть на уютном диване, пить чай с домашними плюшками (они куда вкуснее, чем покупной роскошный торт), рассматривать какую-нибудь вещь, настолько старую, что к ней страшно прикоснуться, и слушать захватывающую историю этой самой вещи. У Маринки, благодаря бабушкиным подаркам, тоже уже скопился маленький музей старины: небольшая картина – портрет колдуньи, который меняется время от времени – девушка на нем становится то задумчивой, то веселой, а то вообще начинает читать книжку, лежащую у нее на коленях и обычно закрытую. Пыльная пузатая бутылка темного стекла с Джинном (если присмотреться, то видно, как он там шевелится, а пыльная она потому, что Маринка забывает ее протирать), игрушечная фарфоровая собачка, которая помогала Пастушке и Трубочисту в их приключениях, только Андерсен забыл об этом написать… Ну, и многое другое. Маму эти вещи приводят в состояние тихого ужаса: «Опять этот мусор!» – стонет она и предрекает, что «Бабушка скоро перетащит сюда весь свой чердак и совсем задурит ребенку голову». Вещи строго воспрещается вносить в комнату до тех пор, пока они не буду несколько раз тщательно вымыты с «Доместосом», который, как утверждает телереклама, «убивает все известные виды микробов»…

Последний раз бабушка подарила Маринке небольшой медный ключик с хитро вырезанной двойной бородкой, витым столбиком и колечком в виде дракона с длинным, узорно переплетающимся хвостом.

– Этим ключиком я когда-то открыла дверь в Город Колокольчиков, – тихо улыбаясь, сказала бабушка. Глаза ее смотрели куда-то вдаль, поверх очков и мимо Маринки. И девочка поняла, что ее ждет новая удивительная история…

– Сегодня я хочу рассказать тебе о моем самом любимом городе. О городе, в котором исполняются волшебные, фантастические мечты. Это Город Колокольчиков.

  Я впервые узнала о нем от своей бабушки, а та – от своей. Видишь, как тебе повезло. Твоя мама не знает об этом Городе. Потому что, пока она была маленькая и верила в сказки, я была слишком взрослой, чтобы вспоминать о нем. А когда я снова вспомнила про то, что сказки существуют, она уже выросла.

 Этого города нет на Земле… И все-таки он есть. И попасть в него можно, хотя и не просто. Только раз в семь лет, ночью, может быть открыта волшебная дверь. Открывающий ее должен верить в сказку, иметь заветную, но в нашем мире не осуществимую мечту и… собрать связку ключей. Ключей в связке должно быть столько же, сколько лет тому, кто открывает дверь. Чем ты старше, тем труднее будет тебе туда попасть. Ведь дверь можно открыть, лишь пока бьют часы. За это время тебе нужно найти среди всех ключей единственный, который одним прикосновением заставит старый замок заиграть нехитрую мелодию, словно это и не замок вовсе, а музыкальная шкатулка, единственный, который повернется сам, без твоей помощи. И если ключ успеет сделать три оборота, дверь откроется. Войти туда можно только одному. Ведь каждый человек имеет свою дверь в этот Город. Это может быть калитка в стене, парковые ворота, дверь в старый, заколоченный дом… В общем, любая дверь с замком один раз в своей жизни может стать Дверью в Город Колокольчиков. Но даже если ты нашла эту дверь в нужный момент, даже если у тебя есть ключи, ты необязательно войдешь. Свободно проходят лишь дети до 14 лет. Так что я не зря подарила тебе этот ключик именно сейчас. Во-первых, ты начала четырнадцатый год своей жизни, а во-вторых, именно следующим летом минет семь лет с того момента, как дверь открывали в последний раз. Я очень хочу, чтобы ты там побывала, а после 14-ти каждому, поворачивающему ключ, будет задан вопрос. Никто не знает, какой и кем. И от ответа будет зависеть, повернется ключ в замке или рассыплется в мелкую, серебристую пыль…

Ну, а если тебе все же удалось открыть дверь, ты увидишь дорожку, вымощенную серыми плитами или коричневым ноздреватым булыжником. В щелях между плитами и камнями растет очень тонкая и словно бы отточенная трава. Синяя, голубая, нежно фиолетовая. Под лунными лучами она блестит слегка металлически. Хотя на самом деле эта трава мягкая, шелковистая. Порыв легкого ветерка принесет соленый запах моря, нежный аромат неизвестных цветов и терпкий – синей травы. Сделай несколько шагов по тропинке и  почувствуешь, что запахи эти наполнили тебя до краев, а лунный свет разбежался по всем жилкам, сделав тело невесомым, легким. Подпрыгни – ветер понесет тебя над городом, словно крылатое семечко. Но не спеши пускаться в полет. После него ты проснешься в своей кровати и будешь вспоминать все произошедшее лишь как сказочный, прекрасный сон. И никогда не вспомнишь о Городе. Лучше постой совсем тихо, тогда услышишь нежный еле слышный звон. Он идет со всех сторон, и поэтому сначала кажется, что это звенит под ветром трава. И лишь потом замечаешь колокольчики. Они везде: висят на ветках деревьев, на многочисленных флюгерах, на завитушках граненых фонарей. Тут и там виднеются арки разной величины. В них – тоже колокольчики. Самые разнообразные. От бубенчиков до больших колоколов. Колокола висят по одному, а маленькие колокольчики - по три, по пять, по семь. Они всевозможных форм и размеров. Над городом всегда дуют ветры. Они прилетают сюда специально, чтобы сыграть на колокольчиках свои нехитрые мелодии. Если ветер дует тихо, ему отзываются лишь самые маленькие, самые легкие колокольчики. Те, что сделаны из лунной жести. Они почти круглые и их язычки похожи на легкие местные монетки. Звенят такие колокольчики тихо и нежно, как бы с легким пришептыванием, и звон их скоро становится частью тишины. Но вот ветер дунул покрепче, и зазвенели колокольчики из лунной бронзы. Они самые многообразные по форме и размеру. А, значит, и по звуку. Одни звучат чисто и ясно, другие приглушенно рокочут. Одни громче, другие тише. Одни вызванивают печально (тинь-тань, тинь-тань, тань, тань…), другие, наоборот, бойко и радостно (дзынь-дзынь, динь… дзынь-дзынь, динь…). Но настоящая музыка начинается, когда вступают колокольчики из лунного серебра. Они очень вытянутые, с гранеными длинными язычками, часто похожи на здешние цветы. Звук у них высокий и чистый, он долго дрожит в воздухе. Словно стеклянные шарики падают на серебряное блюдо.

Часто ветры собираются по трое и делают музыку вместе. Один играет на тех колокольчиках, что висят очень высоко – на флюгерах кирпичных, причудливой архитектуры, домов. Другой - на тех, что висят на фонарях и в самых высоких арках. Ну, а третий на тех, что висят на нижних ветвях деревьев и в маленьких арках. Дуют ветры с разной силой, и сказочная музыка плывет над городом…

Большие колокола почти всегда молчат. Их густой, печальный звон раздается только во время сильного ненастья, предупреждая людей – «сидите дома!» В них, в случае опасности, может позвонить любой, и ему обязательно помогут. Да еще, говорят, они начинают звонить сами собой, если в Городе появилось преднамеренное Зло… Но такого не было уже много сотен лет.

Бабушка ненадолго замолчала, всматриваясь куда-то вдаль. Маринке на миг показалось, что стены маленькой комнатки стали прозрачными, а за ними встают в утренней дымке флюгера и шпили сказочного города.

– Вообще, я хочу тебе сказать, – продолжала бабушка, – что вся жизнь в Городе подчинена колоколам. Широкий и мягкий, низкий звон, похожий на аромат хлеба, извещает о том, что открылись пекарни, и каждый может купить себе круглый душистый каравай или круторогий, посыпанный сахарной пудрой рожок. Мерное глуховатое позвякивание колокольчика предупредит тебя о появлении молочника, а веселый перезвон множества мелких бубенчиков – о приходе точильщика ножей. Колокольчики и колокола звонят все время. Но не думай, что получается шум, раздражающий или мешающий. Совсем нет! Складывается единая мелодия, которая создает бодрое, веселое настроение. И кажется, что в городе всегда праздник. Слушая эту дневную музыку, жители Города всегда точно знают, где и что происходит. Но есть один Колокол, который слышат далеко не все. Он собирает магов этого Города и слышен только им. Вкрадчивый, стелющийся звон звучит очень необычно. Словно на музыку положили цокот лошадиных копыт в неудержимом беге. Позванивают бубенцы на сбруях, звякают о камни мостовой подковы…

Ну, а ночная мелодия складывается из звучания Лунных колокольчиков. И, как бы отсчитывая ритм, вкрапляется в нее успокаивающий звук колокольчика ночного сторожа. Слыша его, люди знают – в городе все спокойно.

Бабушка легко поднялась со своего любимого широкого кресла и, обойдя круглый стол, подошла к внучке. Сухая, морщинистая и очень теплая рука легко легла на Маринкин лоб. Девочка послушно закрыла глаза, стараясь увидеть то, о чем говорила бабушка. 

 – Но все это ты узнаешь, если тебе удастся немного пожить в Городе, – голос бабушки звучит напевно, негромко. – А пока представь, что ты стоишь на дорожке и с любопытством смотришь по сторонам. Понемногу оглядевшись, ты поймешь, что попала в парк. Одни деревья здесь имеют крону правильной, округлой формы (хотя их никто не подстригает),  другие похожи на живой зеленый водопад, у третьих очень мало листьев, зато есть нежно пахнущие цветы с длинной бахромой тычинок. Если пройти под низко нависающими ветками этих деревьев, на волосах и щеках останется чуть светящаяся пыльца с таким же, как у цветов, запахом. Тихо журчат фонтаны. Все они разные, и все – чудесные. Вот мраморная девочка ловит в ладошки стекающую с камня струйку воды. Девочку зовут Анютка. Это нигде не указано, но все дети в Городе знают, что она – Анютка. Прозрачная вода этого фонтана в пять минут заживляет царапины, снимает боль от крапивных ожогов. Анютку любят. Поэтому возле нее всегда лежат игрушки, а на дерево, что склонило свои ветки над фонтаном, девочки привязывают свои ленточки и самодельные бусы. Игрушки можно брать. Но только в том случае, если принес что-то взамен. И никто не жульничает, никто даже не меняет понравившуюся игрушку на плохую или сломанную. Фонтанов в парке очень много. Тут над мраморной чашей склонилась девушка с кувшином, из которого постоянно течет самая вкусная в городе вода.

-2

Там бронзовый мальчишка целится вверх из лука, бьет из стрелы тонкая струйка, выпей из нее воды – и мигом пройдет усталость. А здесь вода по капельке собирается в верхний шар больших водяных  часов и так же медленно стекает в нижний. Обхватив часы обеими руками, откинувшись назад, их держит мраморный мальчишка. Какого  вкуса эта вода, никто не знает. Потому что кажется: набери воду в ладошки – и на несколько секунд прервешь ход Времени… Что-то тогда случится?  У этого фонтана любят сидеть те, кому надо срочно решить какую-то проблему, что-то понять. А вообще, у каждого человека в Городе есть свой любимый фонтан.

Ты попадешь туда глубокой ночью, но в парке не будет темно. Хотя фонарей совсем мало – только вокруг центральной площадки горят три штуки. И все-таки не темно. Потому что тихо светятся висящие на деревьях колокольчики. Дрожат на листьях и на дорожках желтоватые или серебристые блики.

На центральной площадке висит под узорной аркой самый большой колокол. От него струится серебристое сияние. Узоры на нем кажутся живыми, движущимися, переливающимися. Он висит высоко, и под него легко зайти. Встань в центре, под самым языком, и замри. Впитай в себя весь этот мир с его запахами и звуками. Вслушайся в себя. И постепенно утихнет звон множества колокольчиков. Останется лишь один звук – Звук Зовущего Колокола. ТВОЕГО колокола. Это значит, тебя ждут.  Иди на этот звон, ищи свой колокол. И без сомнения входи в дверь, над которой он висит. Будь готова ко всему: мечты не исполняются без испытания. Не пройдешь его – проснешься утром в своей кровати и никогда больше не вспомнишь про Город Колокольчиков. Пройдешь – исполнится твоя мечта.

Ну, а если ты не услышала звона, не переживай. Просто ты еще сама не поняла, о чем мечтаешь, чего хочешь. Посиди около фонтана-часов, подумай. Время у тебя есть – до рассвета. С первыми лучами солнца исчезнет сияние вокруг Большого колокола до следующей ночи. Придется ждать. Конечно, хорошо провести день в этом чудесном городе, но время здесь идет не как у нас. И если ты не уложишься с поисками в одну ночь, неизвестно, когда вернешься домой – через минуту, через день или через год? А если найдешь Зовущий Колокол до рассвета, можешь быть в Городе столько, сколько нужно для Испытания. Хоть год, хоть час. В этом, нашем, мире пройдет не больше минуты…

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ,

в которой, по крайней мере, становится понятно, что “глупости” у всех разные.

            – Конечно из-за разговора! Ой, что же теперь делать! – тихонько всхлипывала Маринка.

– Ничего не понимаю! – рассердился домовой. – Чего тут реветь? Ты что, еще не привыкла, что ли? Вроде давно уже пора… Меня твоя мама вообще считает несуществующим, что, впрочем, не мешает ей ругаться… А я и то не обижаюсь! Не реву, во всяком случае!

– Ой, Тимка, какой же ты!.. Я ведь слово дала, забыл, что ли?! Как же теперь быть? Я ведь должна «быть как все» и не делать глупостей! А значит, я не могу пойти в Город!

– Н-да-а… – растерялся домовой. – А ведь правда… Хотя… Слушай-ка! Ты какое слово давала? Дословно помнишь? Повтори!

Маринка шмыгнула носом и с надеждой посмотрела на домового мокрыми глазами:

– Сейчас… А! Вот! Мама сказала: «Дай слово, что перестанешь заниматься всякими глупостями!»

– Ну? А ты?

– Что я? Я дала… – Маринка опять зашмыгала носом, явно собираясь продолжить рев.

– Прекрати реветь! Времени в обрез – уже четверть 12-го. Лучше скажи, только хорошо подумай, что для тебя является «глупостями»?

Маринка крепко задумалась. Ну и вопрос! Действительно, что? Ну, там, дискотеки всякие (кто это придумал – дергаться в духоте под дурацкую музыку и мигание лампочек?!), косметика опять же (как можно такую гадость на лице терпеть?!), шмотки разные, «отпадные», как говорят ее одноклассники (в них же ни на землю сесть, ни в лес пойти – или помнутся, или порвутся, и вообще лазить неудобно, они движения сковывают), ну и… Тут Маринка забуксовала.

– Хватит! – решил домовой.

– Опять мысли подслушиваешь? – безнадежно спросила девочка.

– Не придирайся! Времени мало. Лучше скажи, ты что, сейчас собираешься накраситься, надеть «отпадные» шмотки и пойти на дискотеку?

– Ты офонарел? – оторопела девочка.

– Ах, нет? – притворно удивился домовой. – Тогда чего ж ты ревешь? Собирайся побыстрее и беги к парку! Времени впритык!

– Но слово…

– О, Господи! До чего туго соображает этот ребенок! Ты слово давала, что глупостей делать не будешь? Насколько я тебя знаю, в ближайшие пять лет ты их и так делать не станешь. Ни краситься, ни ходить на дискотеку тебя силой не заставишь. Ну, а открыть Дорогу в незнакомый Город – разве это для тебя глупости?

– Для меня – нет. Но для мамы…

– А разве мама слово давала? Или она уточняла, что подразумевает под понятием «глупости»?

– Нет… Но все равно! Это как-то нечестно… Я же понимала, о чем она…

– Ну, ладно… Вот тебе еще аргумент: разве добиваться исполнения мечты – глупость? Даже твоя мама, я уверен, так не думает.

– А ведь правда! – возликовала Маринка, – Тимка, что бы я без тебя делала? 

И она спрыгнула с кровати. Натянуть шорты и футболку было делом пяти минут.

– Ключи не забыла? – забеспокоился домовой.

В ответ Маринка позвенела в кармане тяжелой связкой.

– Ну, тогда ни пуха, ни пера!

– К черту! – отозвалась девочка, спрыгивая с подоконника во двор.   

Обрадованная ночь мягко подхватила ее, окутала теплым, подсвеченным желтыми фонарями воздухом, который пахнул разогретыми за день камнями и асфальтом, разнотравьем и липовым цветом… Дохнувший на девочку прохладный ветерок принес смолистый запах близкого соснового бора и горький (вот чудо!) невообразимо далекого моря. Маринка на миг зажмурилась. Она очень любила такой «коктейль» из запахов летней ночи. Могла стоять вот так, зажмурившись, хоть час. И дышать, пытаясь понять по запахам, что происходит сейчас в мире… Но надо было спешить. За спорами-разговорами время пробежало незаметно – стрелки на Маринкиных часах показывали половину двенадцатого. Девочка неслышно скользнула за калитку, успев порадоваться, что не стала обуваться – звонкое  щелканье подошв новеньких босоножек наверняка перебудило бы все окрестные дома – и, все так же неслышно, побежала по ночным улицам. Ее хватило минуты на три. Потом пришлось перейти на быстрый шаг. А парк был так далеко… Ну, честно говоря, не особенно далеко. Обычно Маринка добиралась до него минут за двадцать и совершенно не замечала расстояния. Но это – днем. А ночью девочка дальше своего двора, отгороженного от внешнего мира дощатым забором, не бывала. А поскольку никто, кроме жильцов ее дома, не знал, что за обычной на вид калиткой скрываются не «частные владения» со злой собакой, а просто заброшенный яблоневый сад, единственная тропинка которого ведет к обычной старенькой двухэтажке на три подъезда, то было там всегда спокойно и безопасно. И сейчас девочка как-то очень четко почувствовала, какие длинные и пустые улицы ей придется пройти, прежде чем она окажется около городского парка…

А надо было ей именно туда. Потому что с самого малышового возраста Маринка была уверена, что парковые ворота ведут в сказку… Они были небольшие, эти ворота. Но очень сказочные. Узорные, кованые… Точь-в-точь такие, как на обложке одной из любимых Маринкиных книжек – про королевство Кривых зеркал. Ворота всегда были закрыты, и посетители попадали в парк через небольшую калитку, расположенную сбоку от них. И когда бабушка рассказывала про город Колокольчиков, Маринка сразу поняла, через какую дверь она попадет туда. На дверях ворот всегда висел один и тот же старый навесной замок, покрытый зачем-то синей краской. Поэтому, собирая потихоньку свою коллекцию ключей, Маринка совершенно свинским образом свистнула у соседки ключ от точно такого же замка. Впрочем, угрызения совести ее не очень терзали. Соседка Яна Львовна была пожилая, и не то чтобы уж очень вредная, однако, как говорила мама, «строгих правил». И у нее тоже скопилась небольшая коллекция – штук пять Маринкиных мячиков. По какому-то необъяснимому закону природы те залетали исключительно в ее окна… К тому же замок этот все равно до зимы никто открывать не собирался – он висел на сарае, в котором Яна Львовна хранила какую-то рухлядь и роскошные старинные санки – большие, с изогнутыми полозьями. С этими санками она раз в неделю ходила на рынок, утверждая, что покупать продукты в нынешних магазинах просто невозможно. Летом для этого дела использовалась тележка. Ну, а до зимы Маринка надеялась вернуть ключ на место…

Занятая размышлениями о ключах, Маринка и не заметила, как добралась до парка. Вот они, узорные ворота. Вот и замок… Маринка в ужасе замерла. Замок был не тот! Вместо старого знакомого на воротах красовался блестящий новенький замочек. Тоже навесной, но последней модели. И ключ к нему нужен был плоский, с двойной бородкой. Маринка села на бордюр. Она чувствовала себя настолько усталой, что даже заплакать в очередной раз не смогла… Все зря! Не было среди ее ключей такого! Она подбирала только старые ключи, красивые, с узорными ушками. «Сказочные»… А тут нужен был совершенно обычный ключ, как от квартиры. От квартиры?! Маринка вскочила. Отчаянно зашарила по карманам. Наконец вытянула за хвост пластмассового крокодильчика, свой любимый брелок. В неярком желтоватом свете фонаря тускло блеснул ключ. Тот самый, который она брала в руки каждый день. И от которого меньше всего ожидала сказки. Который был просто «ключом от квартиры»…

Теперь оставалось только ждать. Маринка закрыла глаза. И вновь вдохнула в себя ночные запахи. На этот раз «коктейля» не получилось – сад был липовый, и сладковатый медовый запах цветов заглушал все остальные. Девочка не боялась пропустить полночь. Неподалеку от парка стоял Троицкий собор со знаменитыми городскими курантами. Маринка ждала первого их удара. Она ни о чем уже не думала и не беспокоилась. Ей только очень хотелось опять ощутить сквозь аромат липовых цветов горьковатый запах страшно далекого моря…

-3

(Продолжение следует)